Цели:
- актуализация статуса первоклассника;
- адаптация учащихся в школе.
Задачи:
- повышать мотивацию обучения;
- способствовать формированию и сплочению ученического коллектива;
- создавать благоприятные условия для реализации творческих способностей учащихся.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- закрепить знания учащихся о буквах и цифрах, полученные на уроках математики и обучения грамоте, уметь применять их на практике;
- воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров;
- эмоционально выражать свое отношение к исполняемым произведениям (музыкальным и литературным).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять способы действия при выполнении игровых заданий;
- развитие саморегуляции (концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий).
Познавательные УУД:
- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме: размышления в форме монолога или диалога с учителем, сверстниками;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- наблюдать и делать самостоятельно простые выводы.
Коммуникативные результаты:
- соблюдать нормы речевого этикета;
- участвовать в коллективном обсуждении, выслушивать мнение одноклассников;
- участвовать в коллективном музицировании.
Личностные результаты:
- формирование позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении;
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Оформление: шары, плакаты «Первый раз в первый класс», «В добрый путь!», листочки клёнов, рисунки учащихся «Первый день в школе».
Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, синтезатор, плакат-кроссворд, карточки для составления предложений.
Участники: учащиеся 1 класса, их родители, представители администрации.
Ход мероприятия
Звучат фанфары, возвещающие о начале праздника, входят ведущие.
1-й ученик:
Мы сегодня очень рады
Всем родителям, ребятам,
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей!
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых.
2-й ученик:
Если скуку ты оставил,
И сомненья позади,
Если с другом не лукавил, – заходи.
3-й ученик:
Если лень свою оставил,
Нарушенья позади,
То смелей, скорее в двери заходи!
4-й ученик:
Если все у вас в порядке:
Парты, книжки и тетрадки,
Дружба с книгой навсегда, -
Приглашаем вас сюда!
Под музыку «Марш первоклассников», музыка В. Алексеева, слова М. Фроловой, дети входят в класс (вокально-танцевальная композиция).
Учитель: Внимание, внимание! Сегодня мы отправляемся в путешествие в Страну Знаний! Нас ожидает паровозик Тимошка. В поезде четыре вагона: в первых трех сидят дети, а в четвертом поедут наши родители и гости! Нам пора в путь!
5-й ученик:
Мы дошкольниками были,
Мы ходили в детский сад.
Мы из глины мастерили
И лошадок, и зайчат.
А теперь нам открыла школа дверь.
6-й ученик:
Посмотрите на меня:
Вот какой счастливый я!
В первый класс уже хожу
И с ребятами дружу.
7-й ученик:
Хоть читать давно умеем,
В школе некогда скучать.
Ведь нас стали в первом классе
Новым знаньям обучать.
Ребята выстраиваются «паровозиком» и ритмично двигаются под музыку.
Станция первая «Читай-ка»
8-й ученик:
Доска черна, зато умна,
Немало знает слов она:
Весна, работа, хлеб, река.
Какая умница доска!
9-й ученик:
Крошится мел в моей руке,
Слова выводит на доске:
Мир, небо, солнце, облака.
Какая умница доска.
10-й ученик:
Я на доске оставлю след,
И вот из темноты на свет
Придут прекрасные слова:
Россия, Родина, Москва.
Учащиеся исполняют «Песню о школе», музыка Д. Кабалевского, слова В. Викторова.
Учитель: Ребята, моя доска тоже знает много слов, даже предложений.Из отдельных слов я составила два предложения: Папа кусал щенка. Щенок купил Васю.
Как вы считаете, правильно написаны?
Дети отвечают. Учитель меняет слова «папа» и «щенок».
Учитель: А так правильно составлены предложения? Дети отвечают: «Нет»
– Ну, тогда помогите мне. Ученик меняет слова «кусал» и «купил».
– Молодцы, вы справились с первым заданием!
А теперь – второе задание: давайте разгадаем кроссворд и найдём слово, которое там спряталось.
Дети разгадывают кроссворд (Приложение) и читают ключевое слово «школьники».
– Нам пора отправляться в путь. Нас ждет станция вторая «Математическая».
Ребята выстраиваются «паровозиком» и ритмично двигаются под музыку.
11-й ученик:
Всё, что вижу во дворе я,
Всё, что вижу на пути,
Я сумею, я сумею
Сосчитать до десяти.
12-й ученик:
Едем с мамой в зоосад
И считаем всех подряд.
Пробегает дикобраз – это раз.
Чистит пёрышки сова – это два.
13-й ученик:
Третьей стала росомаха,
А четвёртой – черепаха.
Серый волк улёгся спать – это пять.
Попугай в листве густой – он шестой.
14-й ученик:
Вот лисёнок рядом с лосем,
Это будет семь и восемь.
Девять – это бегемот,
Рот как бабушкин комод.
15-й ученик:
В клетке ходит лев косматый,
Он последний, он десятый.
Дальше нам не сосчитать
Надо снова начинать!
Игра с родителями учащихся
Учитель: Уважаемые гости, если вы были внимательны, то ответьте: кто из зверей был четвёртым? Отвечают родители: черепаха. А кто был девятым? Ответ родителей: бегемот.
Кто жебыл пятым? Ответ родителей: серый волк. А седьмым? Ответ родителей: лисенок.
Учитель: Ребята, ваши мамы и папы так внимательны, что легко справились с заданием.
А к нам пришли гости. Встречайте.
Выходят мальчик и девочка в костюмах Мальвины и Буратино, читают стихотворение.
Мальвина:
А ну-ка, малыш,
Отвечай мне урок:
В кармане твоём
Три ореха, дружок. Девочка передает три ореха мальчику
Побаловать мама сыночка решила:
Ещё два ореха в карман положила. Девочка передает ещё два ореха
Запомнил? Теперь все орехи сложи…
Сколько в кармане орехов скажи?
Буратино: Сколько орехов? Да ни одного?
Мальвина:
Ты огорчишь так отца своего!
Считать не умеешь позор для семьи!...
Буратино: Дырявыми были карманы мои!
Учитель: Ребята, а вы решили задачу? Сколько орехов у Буратино? Дети отвечают:5 орехов.
16-й ученик:
Чтоб расти нам сильными,
Ловкими, умелыми,
Чтоб расти здоровыми,
Мы зарядку делаем!
Учитель: Пора нам отвлечься. Исполним веселую песенку.
Музыкальная физкультминутка:
дети выстраиваются в шеренги, исполняют песню с движениями «Раз-два-три-четыре-пять».
Звучит народная мелодия, появляется мальчик в костюме Петрушки.
Учитель: Посмотрите, ребята, к нам пришел новый гость. Кто это?
Дети отвечают: «Петрушка». Представляется сценка «Как Петрушка в школу ходил».
Петрушка: Это что? Это я в какую-то сказку попал?
Ведущий: Ты, Петрушка, не в сказку, а в школу попал.
Петрушка: Ха, в школу! Так это же уроки учить надо! То ли дело на печи валяться!
Ведущий: Нет, Петрушка, ты не прав. Учиться – всегда пригодится.
Петрушка: Всё равно, ни к чему это.
Ведущий: Вот скажи нам, Петрушка, что ты умеешь делать?
Петрушка: Да много чаво: громко петь, плясать, на балалайке играть: (поет)
Эх, лапти мои, лапти – ходики,
Попляшите, лапотки, в хороводике.
Ведущий: Ох, и весёлый же ты парень, весело с тобой!
Петрушка, а ты умеешь считать? (Петрушка пожимает плечами)
Ведущий: Вот нам, пожалуйста, скажи: сколько будет два плюс три?
Петрушка: Это будет, это будет… что-то около шести!
Ведущий: Дети, правильный ответ?
Дети: Нет!
Ведущий: Нет, Петрушка, будет… ПЯТЬ (дети отвечают хором), не умеешь ты считать!
Петрушка: Подумаешь, разок ошибся!
Ведущий: Реши, Петрушка, задачу:
На крыльце сидит щенок, греет свой пушистый бок.
Прибежал ещё один и уселся рядом с ним.
У тебя ответ готов? Сколько стало щенков?
Петрушка: Породистые хоть щенки-то?
Ведущий: Ты от ответа не уходи. Ребята, а вы сосчитали, сколько стало щенков?
Дети отвечают хором.
Ведущий: В вазе у Светы четыре конфеты, да три дала Алла. Сколько всего конфет стало?
Петрушка: У этой Светы и так четыре конфеты!
И почему же это Алла конфеты не мне, а ей давала?
Ведущий: Помогите, дети, сосчитать конфеты у Светы. (Дети отвечают хором.)
Вот видишь, Петрушка, как плохо быть неучем.
Ты по-прежнему считаешь, что учиться необязательно?
Петрушка:
Нет, я тоже хочу всё знать, всё уметь!
Не к лицу мне, Петрушке, неучем оставаться.
Пойду-ка я в школу записываться!
Петрушка уходит под народную мелодию.
Учитель: Вот так Петрушка захотел учиться. А нам пора дальше в путь.
Ребята выстраиваются «паровозиком» и ритмично двигаются под музыку.
Станция третья «Пиши-ка»
17-й ученик:
Мы теперь ученики, нам не до гулянья,
На дом заданы крючки – первое заданье!
Вот мы с мамой над столом дружно распеваем:
«Вниз ведем, ведем, ведем – плавно закругляем!»
18-й ученик:
Но противные крючки с острыми носами
У меня из-под руки выползают сами!
Телевизор не глядим, сказки не читаем,
Три часа сидим, сидим, плавно закругляем!
Вечер. Поздно. Спать идем. Сразу засыпаем.
И во сне: ведем, ведем, плавно закругляем.
19-й ученик:
Долго Ирина Николаевна
Нас писать учила ровно,
И примерно через месяц
Написал я слово «кот».
Получился кот не сразу,
Вышел он, как по заказу:
Весь рябой, хвост трубой,
Залюбуется любой.
20-й ученик:
Конечно, важно знать науки,
Но не умрем мы и от скуки!
Приглашаем всех на танец «Буги-вуги»
Дети исполняют песню-танец «Буги-вуги».
Учитель:
Веселятся Коля, Лена…
Это значит – ……(дети подхватывают хором: перемена!)
Какая школа без перемены. Кто расскажет стихи про перемену?
21-й ученик:
Шла большая перемена,
Стул сломал на части Гена.
«Стул сломался не беда!
Впереди урок труда!»
22-й ученик:
Наконец-то, склеив стул,
Гена радостно вздохнул.
Труд закончен – перемена!
Снова стул ломает Гена…
Дети исполняют песню «Наша перемена», музыка Е. Плотниковой.
Учитель: Подходит к концу наше путешествие по Стране Знаний. Прибыли мы в школу, сегодня стали настоящими учениками.
23-й ученик:
Звенит звонок все громче, все слышней,
И радостью душа переполняется.
Ты думаешь – распелся соловей?
А вот и нет – уроки начинаются.
24-й ученик:
Звенеть он будет 10 лет подряд,
Его, услышав, люди улыбаются,
И расцветают лица у ребят:
Пришла пора, уроки начинаются.
25-й ученик:
Котенок вырастет кошкой –
Такой же, как все на свете.
26-й ученик:
Птенец превратится в птицу –
Такую же, как все на свете.
27-й ученик:
А дети читают,
А дети мечтают.
28-й ученик:
И даже их папы и мамы не знают,
Кем вырастут, кем вырастут дети.
29-й ученик:
А теперь мы не просто дети –
Мы теперь ученики!
Звучит заключительная песня «Теперь мы первоклашки», музыка А. Ермолова
Поздравления родителей, вручение детям памятных подарков.
Литература:
- Занимательное азбуковедение / Сост.В. Волина. – М.: Просвещение, 1991.
- Внеклассные мероприятия – М.: Вако, 2006.
- Праздник числа / Сост. В.Волина. – М.: Просвещение, 1994.
- Начальная школа / Методический журнал. – М.: Просвещение, 1989, № 4.