Народно-прикладное искусство в приобщении детей к русской народной культуре

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель нашей работы - приобщение детей ко всем видам искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

На базе нашей группы организован родительский клуб «Старинка». Цель создания семейного клуба – внедрение эффективной технологии приобщения детей и взрослых к народным традициям и ремеслам как фактору обогащения средств патриотического воспитания детей в детском саду и семье.

Использование потенциала семьи осуществляется путём:

  • привлечения родителей к проведению занятий участия родителей в выставках семейного творчества;
  • предоставления родителями фотографий, альбомов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье;
  • изготовления пособий, поделок, дидактических игр

Родители становятся полноправными участниками педагогического процесса и у них появляется интерес к данной проблеме.

Родители стали принимать активное участие в работе по данной проблеме, составляют альбомы, помогают в сборе иллюстративного материала, в проведении занятий. Создана выставка народных кукол. Организован в группе мини – музей предметов, характерных для русского народного творчества. В уголке социального развития дети знакомятся с разными городами нашей страны, рассматривая открытки, но особенно им нравится рассматривать альбомы с фотографиями нашего родного города. А в центре художественной деятельности дети знакомятся с образцами народных промыслов, используют разные материалы для создания своих работ.

Большое место в приобщении детей к русской народной культуре занимают народные праздники и развлечения. Очень интересно прошли в группе праздники «Осенняя Ярмарка», «Ярмарка ремесел».

Отмечать красоту формы, строения предметов, пропорций частей детям труднее, и их вкус выражается прежде всего именно в подборе цветов и цветосочетаний. Воспитывать вкус надо постепенно, на хороших примерах, на знакомстве детей с произведениями искусства. Красота в сочетании линий и форм, в подборе цветов ярче проявляется в декоративно-прикладном искусстве. Очень хорошо познакомить детей с народным декоративно-прикладным творчеством, с глиняными дымковскими игрушками, а затем с некоторыми простейшими декоративными композициями городецкой росписи по дереву.

Произведения народного прикладного искусства, которые относятся к тому или иному виду художественного ремесла (вышивки, керамика, ковры, роспись по дереву, кружева) и создаются в разных областях нашей страны, отличаются и по характеру построения узора (композиции), и по колориту (подбору цветов), и по мотивам (изображения растений, животных и других предметов).

Уже в старшей группе детского сада можно познакомить детей с некоторыми узорами на игрушках, на посуде, на мебели, указать на особенности изображений, расцветки, расположения узора. Одним из простейших видов русского декоративного прикладного искусства является дымковская глиняная игрушка. Уже давно ее используют в детских садах для эстетического воспитания и развития детского декоративного творчества в рисунке и лепке.

Дети должны узнать и запомнить, в чем заключаются особенности этой игрушки в отличие от других, а затем приобрести умение, повторяя элементы ее украшения и подражая им, создавать варианты этих узоров, изменяя то расположение, то расцветку, то включая в них те или иные мотивы. Занятия с детьми можно строить так, что на каждом из них будет и повторение увиденного, и придумывание чего-то своего или изменения чего-либо по-своему, однако с сохранением основных характерных признаков того или иного вида декоративного искусства.

Знакомить детей с народным искусством надо постепенно и последовательно, выделяя то одни его виды, то другие.

Приведем пример проведенного в старшей группе цикла занятий на основе знакомства с образцами городецкой росписи по дереву.

Из разнообразных мотивов этой росписи нужно взять для показа детям только узоры из цветов, бутонов и листьев. Наиболее сложный элемент этих росписей — цветок. Поэтому для начала выбирают узор на полосе из чередующихся бутонов и листьев. Можно подобрать разные варианты бутонов и листьев, но в рисовании их кистью имеется определенная последовательность: прежде всего рисуется круглое пятно, затем, когда пятно подсохнет, на нем наносится дугообразный мазок и маленький кружочек — более темным цветом того же тона (на розовом — темно-красным, на голубом — темно-синим). Дуга рисуется или белой краской, или тоже темной, того же цвета, что и кружочек. В одном бутоне не используются разные цвета, например голубой и темно-красный или желтый. Листья попарно располагаются между бутонами. Их рисуют зеленым цветом, а жилки в них — тонкими черными линиями.

Подавляющее большинство детей сразу усваивают эту особенность расцветки. Овладев приемами рисования бутонов и листьев, дети знакомятся с возможными вариантами их расположения и окраски. Они вносят изменения в их исполнение, не нарушая основных условий в подборе цветов, расположении и обогащении деталями. На последующих занятиях делается общий

узор на полосе.

Затем детям показывают узоры, в которые входят изображения цветка, бутонов (с их рисованием дети уже знакомы) и листьев, более сложных по разработке и в ином расположении. Обращается внимание на то, что крупный цветок находится в середине, от него вправо и влево располагаются листья и бутоны. Цветок рисуется также в определенной последовательности, начиная с круглого пятна.

Затем на него наносятся дуги, рисуется кружочек серединки (сбоку), полукруглые лепестки вокруг и т. д. Дети рассматривают несколько вариантов построения цветка, различные украшающие его детали. После этого они рисуют узор крупным цветком посередине, в указанной последовательности, часть за частью. В деталях, украшающих цветок, они проявляют свой вкус и свою изобретательность. Краски подбираются с соблюдением тех же условий, что и при рисовании бутонов: весь цветок выполняется в красных, синих или в оранжевых, в фиолетовых тонах; мелкие детали рисуются белым или черным цветом.

На последующих занятиях дети знакомятся с более сложным построением узора и более разнообразной разработкой цветка, листа и бутона. Они получают все более богатый материал для самостоятельных поисков вариантов исполнения.

После четырех занятий, когда детям показывались народные орнаменты в качестве образцов, им предлагается нарисовать узор для прямоугольной доски (для резки хлеба на обратной стороне).

На шестом занятии дети выполняют части коллективной композиции в духе городецкой росписи.

Весь цикл занятий занимает половину учебного года, с января по май. Последнюю работу дети выполняют для украшения групповой комнаты к 1 Мая.

В каждой области нашей страны имеются любимые виды народного прикладного искусства, произведения которого могут быть использованы в занятиях с детьми. Наиболее близка детям народная игрушка. Она отражается в лепке детей, в их рисунках. Несложные мотивы можно найти и в росписи по глине (посуда), по дереву, бересте и проч. Сложнее — ткачество, вышивка, резьба, кружево, где иная гармония цветов, уже не на белом, а на цветном фоне.

Дети шестого года жизни уже понимают, что в рисунках, лепке, аппликациях можно изобразить различные предметы и явления. Изображения будут красивыми, интересными, если хорошо передана форма предметов и их частей, если они разнообразны по величине, цвету, расположению на листе бумаги. И дети способны создать красивые, выразительные рисунки, лепку, аппликации, так как владеют формообразующими движениями. Их не затрудняет рисование предметов округлой, прямоугольной формы, лепка шаров, овалов, цилиндров. Успешно справляются они с вырезыванием предметов прямоугольной и округлой формы разных пропорций.

Полученные знания, умения и навыки позволяют детям изображать большой круг предметов и отражать различные явления, которые их заинтересовали. Появляется широкая возможность отражать в рисунках, лепке, аппликации свои творческие замыслы.

Развитие творческих способностей детей в старшей группе связано прежде всего с обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений.