Цели:
- развитие познавательного интереса;
- расширение кругозора учащихся;
- воспитание любознательности.
Ход мероприятия
Ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в необычную страну «Биогеохим».
Вы увидите занимательные опыты, тайну которых сможете открыть при изучении химии в старших классах. А также узнаете много интересного из мира биологии и географии.
Опыт1. «Кровавый опыт»
Описание опыта: В чашках Петри находятся растворы двух неизвестных учащимся веществ. Один раствор – бесцветный (KCNS), другой – окрашен в желтоватый цвет (FeCl3). Учитель опускает в эти растворы ладони, а затем приводит их в соприкосновение друг с другом.
Что мы наблюдаем? Течет красная кровь. Ребята, а у всех ли животных кровь красная?
Презентация №1 «У всех ли кровь красная» (приложение 1)
Опыт 2. «Несгораемый платочек»
Описание опыта: Носовой платок поочередно смачиваем в двух бесцветных волшебных жидкостях. Сначала в одной (вода), слегка отжимаем, затем в другой (этиловый спирт), слегка отжимаем. Подносим к платку лучинку и поджигаем.
Что мы наблюдаем? Очень сильное интенсивное пламя, но платочек при этом остается цел. В этом опыте мы наблюдали реакцию горения. А как известно любая реакция горения сопровождается выделением теплоты и света. Это то, что нужно для жизни организмов.
В природе основным источником теплоты и света для живых организмов является солнечное излучение. Большинство организмов существует в узком интервале температур от +10°С до +35°С. Но есть среди живых организмов и настоящие экстремалы.
Презентация №2 «Экстремалы в мире живых организмов» (приложение 2)
Опыт 3. «Фараоновы змеи»
Описание опыта: На подносе небольшая горка из песка, пропитанная этиловым спиртом. На верхушке этой горки выложены таблетки глюконата кальция. С помощью лучинки поджигаем горку.
Что мы наблюдаем? Через некоторое время появляются светло-серые «змеи». А теперь узнаем много интересных фактов и рекордов из жизни змей.
Презентация №3 «Эти удивительные змеи» (приложение 3)
Опыт 4. «Извержение вулкана»
Описание опыта: На подносе выкладываем горку из неизвестного вещества оранжевого цвета (дихромата аммония), делаем кратер, помещаем в него вату, смоченную этиловым спиртом, и поджигаем с помощью лучинки.
Что мы наблюдаем? Начинается извержение «вулкана» с образованием большого количества «вулканического пепла».
Презентация №4 «Самые большие и опасные вулканы миры» (приложение 4)
Опыт5. «Обугливание сахара»
Описание опыта: В химический стакан на 1/3 объема насыпаем сахарную пудру, приливаем H2SO4(конц) и перемешиваем.
Что мы наблюдаем? Образуется вещество черного цвета - уголь. Именно этим образованием угля, заканчивается любой пожар. А, всё ли вы знаете о пожарах?
Презентация №5 «Природные пожары» (приложение 5)
Подведение итогов.