Интегрированное учебное занятие "Океан, которого нет на карте и глобусе". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цель: создать условия для углубления знаний воспитанников по предметам естественного цикла, формирования единой, целостной картины мира.

Задачи:

Когнитивные (учебные):

  1. Углубить, расширить, систематизировать знания учащихся по теме «Атмосфера»;
  2. Перевести знания от отдельных фактов, понятий к целостной системе;

Операциональные (развивающие):

  1. Способствовать развитию познавательного интереса, способности к наблюдению, логическому мышлению и анализу;
  2. Развивать устную и письменную речь, стремление к самостоятельному поиску знаний.
  3. Способствовать развитию информационной компетентности и других УУД.

Аксиологические (воспитательные):

  1. Воспитывать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды; формировать систему ценностных ориентиров.
  2. Реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью, воспитывать дисциплинированность.

Оборудование: маршрутный лист – кейс (Приложение 1), учебник «География. Планета Земля 6 класс», атлас, презентация PowerPoint(Приложение 2), видеофрагменты: «Озоновая дыра», «Человек на Луне», «Человек на Земле», «Эксперимент из кабинета химии», оборудование для проведения биологического опыта, раздаточный текстовый материал (Приложение 3).

Методы и приёмы: метод проблемной учебной задачи, частично-поисковый.

Тип занятия: комбинированный.

Форма организации: урок.

Интегрируемые предметы: география, химия, биология.

Ход урока

Этап урока Деятельность преподавателя Деятельность кадет

1. Организационный

Приветствие, проверка готовности к занятию.

На столах лежит учебник, атлас, маршрутный лист.

2. Актуализации

Создание проблемной ситуации

Сегодняшнее занятие мы начнём с просмотра двух видеофрагментов. (На экране два видеофрагмента одновременно. На первом – человек на Земле, на втором– человек на Луне). (Приложение 2)

Вопросы:

  1. В чём их разница?
  2. Где происходит событие на первом фрагменте?
  3. Как вы определили, что событие разворачивается на другой планете?
  4. Почему человек в скафандре?

Моделирование ситуации отсутствия воздуха

Задержите дыхание, насколько сможете и посчитайте про себя.

Вопросы:

– Какое ощущение вы испытали?

– Объясните выражение – «Необходим как воздух»

– Долго ли человек может не дышать? Почему?

Без пищи человек может прожить 1,5-2 месяца, без чистой пресной воды-5-7 дней, а без воздуха 4-5 минут! Почему?

Смотрят видеоряд и отвечают на последующие вопросы.

 

Ответы на вопросы:

  1. События происходят на Земле и на Луне (возможно другой планете).
  2. Человек в скафандре, т. к. на луне (другой планете) нет воздуха (атмосферы).

Задержали вдох, посчитали про себя.

Отвечают на вопросы, делятся своими ощущениями

3. Основной блок

Постановка учебной задачи

Знакомство с маршрутным листом (кейс)

Решение учебной задачи

Заполнение маршрутного листа

«Мои новые знания»

– О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

– А почему именно на уроке географии? Ведь мы привыкли изучать объекты и процессы, которые отражаются на картах?

«Океан, которого нет на карте и глобусе»

Оказывается кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов, есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане.

С давних времён человека интересовало всё, что его окружает. Но изучение воздуха началось сравнительно недавно, всего 200 лет назад.

Мы, люди 21 века, не один раз уже затрагивали эту тему и всё чаще и чаще говорим и думаем о воздухе.

Перед вами вопросы о воздухе, их 7. Вам даётся 3 минуты. Прочитайте все вопросы и ответьте на те, которые не вызывают затруднения.

Вопросы:

  1. Что такое атмосфера?
  2. Каково значение воздуха?
  3. Из чего состоит воздух?
  4. Есть ли на других планетах атмосфера?
  5. В чём уникальность атмосферы Земли?
  6. Каково значение атмосферы для планеты?
  7. Что вы знаете интересного о воздухе?

Обсуждение ответов

– Как вы полагаете, эти краткие сведения (ответы на вопросы), могут быть пополнены? Можем ли мы дать более глубокие ответы? Почему?

Исследования атмосферы не прекращаются, и я предлагаю вам побывать в роли исследователей.

Сегодня на занятии вам предложен большой перечень вспомогательного материала (дополнительной информации), который вам поможет в изучении темы.

– Какого вида источники информации представлены в вашем кейсе?

– Были ли условия такими же на Земле 3,5 млрд. лет назад? Почему?

Демонстрация биологического опыта

Опыт, показывает значение растений в изменении газового состава (помощь преподавателя биологии)

– О чём говорит этот опыт?

Обратимся к диаграмме рис. 6. 1. (учебник) 

– Что вас удивляет?

– Почему кислорода так мало?

– Может быть его недостаточно?

– Нам необходимо узнать о его свойствах.

– Что из содержания вспомогательного материала нам может помочь ответить на вопрос?

Опыт из кабинета химии опыт демонстрирует свойства кислорода (горящую свечу накрыть стаканом) 

Обсуждение опыта № 1

– Почему гаснет свеча?

Без кислорода процесс горения невозможен.

– Что же такое горение?

– Какой источник информации нам потребуется?

Проект Бибигон. Горение.

http://www. youtube. com/watch?v=02tRpSw8_-I

– В каком процессе принимает участие кислород?

Прежде чем ответить на следующий вопрос, я предлагаю вам вернуться к Алле Александровне в кабинет химии.

Обсуждение опыта № 2

(демонстрирует горение магния в чистом кислороде)

– Почему в разных условиях магний горит по-разному?

Обратимся к диаграмме рис. 6. 1.

(учебник)

– Зачем столько азота в атмосфере?

Предположим, что наша атмосфера полностью состояла бы из кислорода. Что произошло бы?

– Почему туристы, уходя с пикника, засыпают костёр землёй?

Что же касается азота, то этот газ разбавляет кислород и делает его не опасным для планеты. Он позволяет нам дышать без вреда для здоровья. Если бы дышали чистым кислородом, то все процессы в организме протекали быстрее, в том числе и старение.

Выдвигают предположения о теме урока (Воздух, атмосфера).

 

 

 

Обращают внимание на маршрутный лист (кейс)

(Приложение 1)

 

 

 

 

Заполняют маршрутный лист «Я знаю…»

  1. Атмосфера – воздушная оболочка.
  2. Живые организмы дышат воздухом.
  3. Воздух – смесь газов, пыли, воды: кислород, азот, углекислый газ.
  4. Есть.
  5. Атмосфера Земли уникальна, т. к. содержит кислород, необходимый для дыхания.
  6. Атмосфера защищает Землю от метеоритов, радиации.
  7. Приводят интересные факты.

Да. Можем, ведь исследование атмосферы не прекращается.

Обращают внимание на перечень источников информации в маршрутном листе (кейсе).

Анализ источников, выделение видов: видеофрагменты, тексты, таблицы и др.

Отвечают на вопрос.

 

Кейс, источник информации № 2

Просматривают опыт, отвечают на вопросы, делают вывод: растения играют ведущую роль в поддержании кислородного состава атмосферы. Заполняют маршрутный лист.

Кислорода всего 21 % в составе воздуха.

Кейс, источник информации № 4

 

 

 

 

Просмотрев химический опыт, приходят к выводу, что кислород участвует в горении. Заполняют маршрутный лист.

Кейс, источник информации № 9

Маршрутный лист

Кислород участвует в процессе окисления. Окисление=Горение

 

Кейс, источник информации № 4

 

 

 

 

 

В воздухе кислород разбавлен другими газами (азот), которые не поддерживают горение.

Высказывают предположения о том, что, так как кислород всё окисляет и разрушает, то при его большей концентрации всё бы разрушилось, сгорело, погибло.

Маршрутный лист. Азот регулирует скорость биологических процессов на планете.

Чтобы прекратить подачу кислорода?

 

 

 

Заполнение маршрутного листа

 

Мы продолжаем с вами исследование воздушного океана Земли.

– Согласны ли вы с утверждением, что мы живём на дне воздушного океана?

Мы – глубоководные жители!

Вспомните, что характерно для глубоководных обитателей океана? Почему?

– Есть ли жизнь над над ними?

– Глубок ли наш океан?

Чтобы ответить на эти вопросы мы обратимся к источнику информации. Какому?

Заполните схему «Строение атмосферы».

 

Высказывают мнения.

 

Высказывают свои мнения

 

 

Кейс, источник информации № 7 (учебник стр. 90-91)

Маршрутный лист.

4. Систематизация знаний и первичное закрепление материала

На доске изображение распределения жизни в океане.

– Назовите черты сходства и черты отличия между воздушным океаном и тем, который вы ведете.

Опускаться и изучать глубины Мирового океана нам позволяет Батискафы и другие глубоководные аппараты.

– Как человек изучает атмосферу?

 

Отвечают на вопросы, высказывают предположения. Приходят к выводу, что атмосфера имеет сложное послойное строение, так же как и Мировой океан. Называют сходства и отличия.

Воздушный шар, дирижабль, спутники, реактивные самолеты.

5. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Когда-то французские ученые Лавуазье и Лаплас утверждали: «Жизнь – это есть горение», более того, они сравнивали человека с «печкой». Почему?

– Потому что человеку, как и свечке необходим кислород. Кислород попадает в легкие человека при вдохе и кровью разносится в органы и ткани. Там происходит окисление веществ, которые поступают в организм с пищей.

Живые организмы принимают непосредственное участие в регуляции газового состава атмосферы.

Для того, чтобы выполнить одно из заданий на самоподготовке вам придется обратиться к учебнику биологии, теме «Обмен веществ» §14

Задание:

– Почему количество углекислого газа в атмосфере остаётся относительно постоянным?

Что сегодня на занятии для вас показалось не совсем обычным?

При рассмотрении любого вопроса, у человека есть доступ к большому количеству информации, что сегодня и было продемонстрировано на нашем занятии.

Задание, которое вы получаете на самоподготовку включает в себя 5 вопросов, при ответе на которые на следующем занятии, вы должны будете указать источник информации.

Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения.

6. Рефлексия. Задание на самоподготовку.

Вопросы:

  1. В какой части атмосферы температура понижается на 6 гр. при подъеме на 1 км.
  2. Где встречаются серебристые облака?
  3. Где содержится 80% всей массы воздуха?
  4. Какая часть атмосферы так разрежена, что космонавты видят небо черным?

Для любознательных!

  1. Возможна ли жизнь на других планетах. Почему?
  2. Сочинение-рассуждение «Лес – лёгкие планеты»

Обсуждают задание на самоподготовку.

Приложение.