Цель: создать условия для углубления знаний воспитанников по предметам естественного цикла, формирования единой, целостной картины мира.
Задачи:
Когнитивные (учебные):
- Углубить, расширить, систематизировать знания учащихся по теме «Атмосфера»;
- Перевести знания от отдельных фактов, понятий к целостной системе;
Операциональные (развивающие):
- Способствовать развитию познавательного интереса, способности к наблюдению, логическому мышлению и анализу;
- Развивать устную и письменную речь, стремление к самостоятельному поиску знаний.
- Способствовать развитию информационной компетентности и других УУД.
Аксиологические (воспитательные):
- Воспитывать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды; формировать систему ценностных ориентиров.
- Реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью, воспитывать дисциплинированность.
Оборудование: маршрутный лист – кейс (Приложение 1), учебник «География. Планета Земля 6 класс», атлас, презентация PowerPoint(Приложение 2), видеофрагменты: «Озоновая дыра», «Человек на Луне», «Человек на Земле», «Эксперимент из кабинета химии», оборудование для проведения биологического опыта, раздаточный текстовый материал (Приложение 3).
Методы и приёмы: метод проблемной учебной задачи, частично-поисковый.
Тип занятия: комбинированный.
Форма организации: урок.
Интегрируемые предметы: география, химия, биология.
Ход урока
Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность кадет | |
1. Организационный |
Приветствие, проверка готовности к занятию. |
На столах лежит учебник, атлас, маршрутный лист. |
|
2. Актуализации Создание проблемной ситуации |
Сегодняшнее занятие мы начнём с просмотра двух видеофрагментов. (На экране два видеофрагмента одновременно. На первом – человек на Земле, на втором– человек на Луне). (Приложение 2) Вопросы:
Моделирование ситуации отсутствия воздуха Задержите дыхание, насколько сможете и посчитайте про себя. Вопросы: – Какое ощущение вы испытали? – Объясните выражение – «Необходим как воздух» – Долго ли человек может не дышать? Почему? Без пищи человек может прожить 1,5-2 месяца, без чистой пресной воды-5-7 дней, а без воздуха 4-5 минут! Почему? |
Смотрят видеоряд и отвечают на последующие вопросы.
Ответы на вопросы:
Задержали вдох, посчитали про себя. Отвечают на вопросы, делятся своими ощущениями |
|
3. Основной блок Постановка учебной задачи Знакомство с маршрутным листом (кейс) Решение учебной задачи Заполнение маршрутного листа «Мои новые знания» |
– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? – А почему именно на уроке географии? Ведь мы привыкли изучать объекты и процессы, которые отражаются на картах? «Океан, которого нет на карте и глобусе» Оказывается кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов, есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане. С давних времён человека интересовало всё, что его окружает. Но изучение воздуха началось сравнительно недавно, всего 200 лет назад. Мы, люди 21 века, не один раз уже затрагивали эту тему и всё чаще и чаще говорим и думаем о воздухе. Перед вами вопросы о воздухе, их 7. Вам даётся 3 минуты. Прочитайте все вопросы и ответьте на те, которые не вызывают затруднения. Вопросы:
Обсуждение ответов – Как вы полагаете, эти краткие сведения (ответы на вопросы), могут быть пополнены? Можем ли мы дать более глубокие ответы? Почему? Исследования атмосферы не прекращаются, и я предлагаю вам побывать в роли исследователей. Сегодня на занятии вам предложен большой перечень вспомогательного материала (дополнительной информации), который вам поможет в изучении темы. – Какого вида источники информации представлены в вашем кейсе? – Были ли условия такими же на Земле 3,5 млрд. лет назад? Почему? Демонстрация биологического опыта Опыт, показывает значение растений в изменении газового состава (помощь преподавателя биологии) – О чём говорит этот опыт? Обратимся к диаграмме рис. 6. 1. (учебник) – Что вас удивляет? – Почему кислорода так мало? – Может быть его недостаточно? – Нам необходимо узнать о его свойствах. – Что из содержания вспомогательного материала нам может помочь ответить на вопрос? Опыт из кабинета химии опыт демонстрирует свойства кислорода (горящую свечу накрыть стаканом) Обсуждение опыта № 1 – Почему гаснет свеча? Без кислорода процесс горения невозможен. – Что же такое горение? – Какой источник информации нам потребуется? Проект Бибигон. Горение. http://www. youtube. com/watch?v=02tRpSw8_-I – В каком процессе принимает участие кислород? Прежде чем ответить на следующий вопрос, я предлагаю вам вернуться к Алле Александровне в кабинет химии. Обсуждение опыта № 2 (демонстрирует горение магния в чистом кислороде) – Почему в разных условиях магний горит по-разному? Обратимся к диаграмме рис. 6. 1. (учебник) – Зачем столько азота в атмосфере? Предположим, что наша атмосфера полностью состояла бы из кислорода. Что произошло бы? – Почему туристы, уходя с пикника, засыпают костёр землёй? Что же касается азота, то этот газ разбавляет кислород и делает его не опасным для планеты. Он позволяет нам дышать без вреда для здоровья. Если бы дышали чистым кислородом, то все процессы в организме протекали быстрее, в том числе и старение. |
Выдвигают предположения о теме урока (Воздух, атмосфера).
Обращают внимание на маршрутный лист (кейс) (Приложение 1)
Заполняют маршрутный лист «Я знаю…»
Да. Можем, ведь исследование атмосферы не прекращается. Обращают внимание на перечень источников информации в маршрутном листе (кейсе). Анализ источников, выделение видов: видеофрагменты, тексты, таблицы и др. Отвечают на вопрос.
Кейс, источник информации № 2 Просматривают опыт, отвечают на вопросы, делают вывод: растения играют ведущую роль в поддержании кислородного состава атмосферы. Заполняют маршрутный лист. Кислорода всего 21 % в составе воздуха. Кейс, источник информации № 4
Просмотрев химический опыт, приходят к выводу, что кислород участвует в горении. Заполняют маршрутный лист. Кейс, источник информации № 9 Маршрутный лист Кислород участвует в процессе окисления. Окисление=Горение
Кейс, источник информации № 4
В воздухе кислород разбавлен другими газами (азот), которые не поддерживают горение. Высказывают предположения о том, что, так как кислород всё окисляет и разрушает, то при его большей концентрации всё бы разрушилось, сгорело, погибло. Маршрутный лист. Азот регулирует скорость биологических процессов на планете. Чтобы прекратить подачу кислорода? |
|
Заполнение маршрутного листа
|
Мы продолжаем с вами исследование воздушного океана Земли. – Согласны ли вы с утверждением, что мы живём на дне воздушного океана? Мы – глубоководные жители! Вспомните, что характерно для глубоководных обитателей океана? Почему? – Есть ли жизнь над над ними? – Глубок ли наш океан? Чтобы ответить на эти вопросы мы обратимся к источнику информации. Какому? Заполните схему «Строение атмосферы». |
Высказывают мнения.
Высказывают свои мнения
Кейс, источник информации № 7 (учебник стр. 90-91) Маршрутный лист. |
|
4. Систематизация знаний и первичное закрепление материала |
На доске изображение распределения жизни в океане. – Назовите черты сходства и черты отличия между воздушным океаном и тем, который вы ведете. Опускаться и изучать глубины Мирового океана нам позволяет Батискафы и другие глубоководные аппараты. – Как человек изучает атмосферу? |
Отвечают на вопросы, высказывают предположения. Приходят к выводу, что атмосфера имеет сложное послойное строение, так же как и Мировой океан. Называют сходства и отличия. Воздушный шар, дирижабль, спутники, реактивные самолеты. |
|
5. Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
Когда-то французские ученые Лавуазье и Лаплас утверждали: «Жизнь – это есть горение», более того, они сравнивали человека с «печкой». Почему? – Потому что человеку, как и свечке необходим кислород. Кислород попадает в легкие человека при вдохе и кровью разносится в органы и ткани. Там происходит окисление веществ, которые поступают в организм с пищей. Живые организмы принимают непосредственное участие в регуляции газового состава атмосферы. Для того, чтобы выполнить одно из заданий на самоподготовке вам придется обратиться к учебнику биологии, теме «Обмен веществ» §14 Задание: – Почему количество углекислого газа в атмосфере остаётся относительно постоянным? Что сегодня на занятии для вас показалось не совсем обычным? При рассмотрении любого вопроса, у человека есть доступ к большому количеству информации, что сегодня и было продемонстрировано на нашем занятии. Задание, которое вы получаете на самоподготовку включает в себя 5 вопросов, при ответе на которые на следующем занятии, вы должны будете указать источник информации. |
Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения. |
|
6. Рефлексия. Задание на самоподготовку. |
Вопросы:
Для любознательных!
|
Обсуждают задание на самоподготовку. |