Урок русского языка по теме "Обращаемся в справочное бюро"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование умения самостоятельно искать необходимую информацию в словарях и других источниках.

Задачи урока:

  • образовательные:
    – расширить знания о словарях, показать их многообразие и назначение,
    – закрепить навыки практической работы со словарями,
  • развивающие:
    – развивать речевую активность учащихся,
    – развивать навыки исследовательской деятельности,
  • воспитательные:
    – воспитывать любовь к родному языку,
    – воспитывать культуру общения при работе в группах, умение обмениваться информацией, выражать свою точку зрения.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия.

  • Навыки конструктивного взаимодействия
  • Адекватное реагирование на трудности

Познавательные универсальные учебные действия.

  • Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
  • Представлять информацию в виде текста, таблицы.
  • Планировать свою работу

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
  • Способность к волевому усилию, к выбору в трудных ситуациях

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • Умение обратиться за помощью, вести диалог, отстаивать свою точку зрения
  • Способность работать в группе, распределять роли

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Этап актуализации знаний, определение задач урока

– Начать наш урок я хочу с загадки:

Я очень даже много знаю
И на вопросы отвечаю –
Что есть сейчас,
что было встарь.
Ну а зовут меня…

– Французский философ Вольтер сказал: “Слова – образы; словарь – это вселенная в алфавитном порядке”.
– Перед нами стоит задача: поближе познакомиться с некоторыми видами словарей.

– Словарь.
– А зачем нам нужны словари? – Эрудированный человек в нашем современном обществе должен не только много знать, но и уметь быстро находить информацию. И здесь нам на помощь приходят словари.
– С какими словарями мы уже знакомы?

– Каково их назначение?

– Орфографический, толковый

– Орфографический словарь нужен всем, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам.

– Вставьте пропущенные буквы в стихотворение. Если затрудняетесь, пользуйтесь орфографическим словарем.

Ур.жай, ур.жай!
Наше лето провожай!
Сколько сладкого г.роха!
.гурцы как на подбор!
На гряде сорвать не плохо
Крупный красный п.м.дор!
Пробежишься .г.родом –
Съешь м.рковку мимоходом.

– Почему словарь “толковый”? – В толковых словарях можно найти значение слова. Он слова растолковывает, объясняет их смысл. Словарные статьи помимо толкования значения слова содержат сведения о его написании, особенностях произношения, о месте ударения, о грамматических свойствах и т.д.
– Прочитайте стихи. Спишите первое двустишье, укажите изученные части речи. Найдите значения всех выделенных слов в толковом словаре.

Одет таким он франтом:

Фуражка с красным кантом.

(С.Я. Маршак)

2. Этап введения нового знания

– Послушайте такое стихотворение .

Зябнет осинка,
Зябнет на ветру,
Зябнет на солнышке,
Зябнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо согреться
Бедной осинке.

Будут деточки гулять,
В новых лаптях щеголять,
По лесу резвиться,
Бегать по водицу!

– Вам понравилось стихотворение?

– Почему?

– Что нужно сделать, чтобы стихотворение стало интереснее и выразительнее?

– А вот как написала это стихотворение Ирина Токмакова:

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо согреться
Бедной осинке.

– Нет.

– Много раз повторяется одно и то же слово.

– Глагол “зябнет” заменить близкими по значению глаголами.

– Как называются слова, которые использовал поэт? – Синонимы.

Выступление 1 группы.

Помощники толкового словаря.

Бывают ситуации, когда при написании сочинения, реферата, составлении презентации возникает необходимость подобрать нужное слово или заменить имеющееся. Именно в этих ситуациях поможет “Словарь синонимов русского языка”. Одна из основных функций синонимов – функция замещения. Синонимы обогащают речь, дают возможность избежать повторения одного и того же слова.

В школьной библиотеке мы нашли словари синонимов авторов: Александрова З.Е., Алиева Т.С. В них слова объединены в синонимический ряд. Синонимический ряд может состоять из 2, 3, 4 и более слов. В этом ряду одно слово главное, оно лишено оттенков речи. Например, глаза – очи, – гляделки, зенки, бельма.

Дети проводят игру “Подобрать синонимы”

Кот лежит на батарее,
Закрывая лапой нос.
Утепляйтесь поскорее!
Приближается стужа! (Мороз.)

Тихо падает снежок,
То зима пришла, дружок!
Мы играем, веселимся,
И мороза не опасаемся! (Не боимся.)

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно заболеть. (Простудиться.)

– А теперь поработаем со словарём. Подберите синонимы к каждому словарному ряду.

Противник, неприятель, недруг _________

Вьюга, буран, пурга ___________________

Пауза, остановка, передышка___________

– Прочитайте четверостишие. Найдите слова противоположные по значению.

Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
“Ворон – черный, голубь – белый!”

Работа в группах
– Как они называются? – Антонимы

(Выступление 1 группы – продолжение.)

Словарь антонимов занимает важное место среди других словарей. В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: “ Это хорошо или плохо? ”, “ Ещё рано или поздно? ”.

В школьной библиотеке есть словари Львова М.Р., Введенской Л.А.

Игра: “Подобрать антонимы”.

Скажу я слово “высоко”,
А ты ответишь … (низко)
Скажу я слово “далеко”
А ты ответишь … (близко)
Скажу тебе я слово “трус”
Ответишь ты … (храбрец)
Теперь “начало” я скажу,
И скажешь ты, … (конец).

Мы заинтересовались, а есть ли словари антонимов/синонимов в домашних библиотеках. Мы провели опрос в нашем классе (27 человек) и вот что узнали.

Да
Словарь синонимов 12 чел. 44%
Словарь антонимов 9 чел. 33%
Оба словаря 8 чел. 30%

Оказалось, что более половины опрошенных считают не обязательным иметь словари в домашней библиотеке при наличии сети Интернет.

– Найдите в словаре антонимы к словам:

Весёлый – _______________

Светлый –________________

Громкий –________________

Работа в группах.

А вот ещё один словарь. Выступление 2 группы.

Очень часто в своей речи мы используем такие устойчивые выражения, как заморить червячка, бить баклуши, работать спустя рукава. А все ли понимают, могут объяснить и правильно употребить эти выражения в речи? Если нет, тогда на помощь вам придёт “Школьный фразеологический словарь русского языка” В.П. Жукова.

Фразеологический словарь, как и другие словари, состоит из множества словарных статей, расположенных в алфавитном порядке

– Объясните выражение, пользуясь словарем

семь пятниц на неделе -

комар носа не подточит -

бить баклуши -

– Послушайте отрывок из книги Э. Успенского “Каникулы в Простоквашино”

“…Я вам посылку принёс, только вам её не отдам, потому что у вас доку/ ментов нет, рано вам ещё доку/менты иметь, а хвостатым доку/менты вообще не положены,” – сказал почтальон Печкин.

– А зачем же вы посылку принесли? – возмутился Дядя Фёдор.

“– А затем, так положено, раз посылка пришла, её нужно принесть, а раз доку/ментов нету, её не нужно отдавать. Я так цельную неделю ходить стану!”

– Какие слова , по вашему мнению , произносил почтальон Печкин неправильно.

Работа в группах.
– Какой же словарь нам поможет правильно поставить ударение в словах? Выступление 3 группы.

Мы представим словарь, который отражает нормы произношения и ударения. Как правильно: свёкла или свекла, по′ртфель или портфе′ль.

Не допускать ошибок поможет “Орфоэпический словарь русского языка”. Этим словарём пользуются дикторы телевидения и радио, чтобы из их уст звучала красивая и правильная речь.

В “Орфоэпическом словаре русского языка” под редакцией Рубена Ивановича Аванесова около 63 500 слов.

– Давайте, с помощью словаря, исправим ошибки в отрывке. Работа в группах.

3. Этап подведения итогов.

– С какими словарями мы работали сегодня на уроке?

– Заглядывайте в словари. Не жалейте времени на это. Словари помогут сделать вашу речь богатой, выразительной и правильной.

Ответы детей.
4. Рефлексия.

– Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению на уроке.

Мне не интересна информация о словарях!
Мне нужна информация о словарях!

Каждый ученик прикрепляет на доску свой смайлик.