Цель урока: формирование умения самостоятельно искать необходимую информацию в словарях и других источниках.
Задачи урока:
- образовательные:
– закрепить навыки практической работы со словарями,
– развивать навыки исследовательской деятельности,
– воспитывать культуру общения при работе в группах, умение обмениваться информацией, выражать свою точку зрения.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия.
- Навыки конструктивного взаимодействия
- Адекватное реагирование на трудности
Познавательные универсальные учебные действия.
- Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
- Представлять информацию в виде текста, таблицы.
- Планировать свою работу
Регулятивные универсальные учебные действия.
- Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
- Способность к волевому усилию, к выбору в трудных ситуациях
Коммуникативные универсальные учебные действия.
- Умение обратиться за помощью, вести диалог, отстаивать свою точку зрения
- Способность работать в группе, распределять роли
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||
1. Этап актуализации знаний,
определение задач урока – Начать наш урок я хочу с загадки: Я очень даже много знаю – Французский философ Вольтер сказал: “Слова – образы; словарь – это
вселенная в алфавитном порядке”. |
– Словарь. | ||||||||
– А зачем нам нужны словари? | – Эрудированный человек в нашем современном обществе должен не только много знать, но и уметь быстро находить информацию. И здесь нам на помощь приходят словари. | ||||||||
– С какими словарями мы уже знакомы? – Каково их назначение? |
– Орфографический, толковый – Орфографический словарь нужен всем, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам. |
||||||||
– Вставьте пропущенные буквы в стихотворение. Если затрудняетесь, пользуйтесь орфографическим словарем. |
|
||||||||
– Почему словарь “толковый”? | – В толковых словарях можно найти значение слова. Он слова растолковывает, объясняет их смысл. Словарные статьи помимо толкования значения слова содержат сведения о его написании, особенностях произношения, о месте ударения, о грамматических свойствах и т.д. | ||||||||
– Прочитайте стихи. Спишите первое двустишье, укажите изученные части речи. Найдите значения всех выделенных слов в толковом словаре. | Одет таким он франтом: Фуражка с красным кантом. (С.Я. Маршак) |
||||||||
2. Этап введения нового знания – Послушайте такое стихотворение .
|
|
||||||||
– Вам понравилось стихотворение? – Почему? – Что нужно сделать, чтобы стихотворение стало интереснее и выразительнее? – А вот как написала это стихотворение Ирина Токмакова:
|
– Нет. – Много раз повторяется одно и то же слово. – Глагол “зябнет” заменить близкими по значению глаголами. |
||||||||
– Как называются слова, которые использовал поэт? | – Синонимы. Выступление 1 группы. Помощники толкового словаря. Бывают ситуации, когда при написании сочинения, реферата, составлении презентации возникает необходимость подобрать нужное слово или заменить имеющееся. Именно в этих ситуациях поможет “Словарь синонимов русского языка”. Одна из основных функций синонимов – функция замещения. Синонимы обогащают речь, дают возможность избежать повторения одного и того же слова. В школьной библиотеке мы нашли словари синонимов авторов: Александрова З.Е., Алиева Т.С. В них слова объединены в синонимический ряд. Синонимический ряд может состоять из 2, 3, 4 и более слов. В этом ряду одно слово главное, оно лишено оттенков речи. Например, глаза – очи, – гляделки, зенки, бельма. Дети проводят игру “Подобрать синонимы”
|
||||||||
– А теперь поработаем со словарём.
Подберите синонимы к каждому словарному ряду. Противник, неприятель, недруг _________ Вьюга, буран, пурга ___________________ Пауза, остановка, передышка___________ – Прочитайте четверостишие. Найдите слова противоположные по значению.
|
Работа в группах | ||||||||
– Как они называются? | – Антонимы (Выступление 1 группы – продолжение.) Словарь антонимов занимает важное место среди других словарей. В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: “ Это хорошо или плохо? ”, “ Ещё рано или поздно? ”. В школьной библиотеке есть словари Львова М.Р., Введенской Л.А. Игра: “Подобрать антонимы”.
Мы заинтересовались, а есть ли словари антонимов/синонимов в домашних библиотеках. Мы провели опрос в нашем классе (27 человек) и вот что узнали.
Оказалось, что более половины опрошенных считают не обязательным иметь словари в домашней библиотеке при наличии сети Интернет. |
||||||||
– Найдите в словаре антонимы к словам: Весёлый – _______________ Светлый –________________ Громкий –________________ |
Работа в группах. | ||||||||
– А вот ещё один словарь. | Выступление 2 группы. Очень часто в своей речи мы используем такие устойчивые выражения, как заморить червячка, бить баклуши, работать спустя рукава. А все ли понимают, могут объяснить и правильно употребить эти выражения в речи? Если нет, тогда на помощь вам придёт “Школьный фразеологический словарь русского языка” В.П. Жукова. Фразеологический словарь, как и другие словари, состоит из множества словарных статей, расположенных в алфавитном порядке |
||||||||
– Объясните выражение, пользуясь
словарем семь пятниц на неделе - комар носа не подточит - бить баклуши - – Послушайте отрывок из книги Э. Успенского “Каникулы в Простоквашино” “…Я вам посылку принёс, только вам её не отдам, потому что у вас доку/ ментов нет, рано вам ещё доку/менты иметь, а хвостатым доку/менты вообще не положены,” – сказал почтальон Печкин. – А зачем же вы посылку принесли? – возмутился Дядя Фёдор. “– А затем, так положено, раз посылка пришла, её нужно принесть, а раз доку/ментов нету, её не нужно отдавать. Я так цельную неделю ходить стану!” – Какие слова , по вашему мнению , произносил почтальон Печкин неправильно. |
Работа в группах. | ||||||||
– Какой же словарь нам поможет правильно поставить ударение в словах? | Выступление 3 группы.
Мы представим словарь, который отражает нормы произношения и ударения. Как правильно: свёкла или свекла, по′ртфель или портфе′ль. Не допускать ошибок поможет “Орфоэпический словарь русского языка”. Этим словарём пользуются дикторы телевидения и радио, чтобы из их уст звучала красивая и правильная речь. В “Орфоэпическом словаре русского языка” под редакцией Рубена Ивановича Аванесова около 63 500 слов. |
||||||||
– Давайте, с помощью словаря, исправим ошибки в отрывке. | Работа в группах. | ||||||||
3. Этап подведения итогов. – С какими словарями мы работали сегодня на уроке? – Заглядывайте в словари. Не жалейте времени на это. Словари помогут сделать вашу речь богатой, выразительной и правильной. |
Ответы детей. | ||||||||
4. Рефлексия. – Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению на уроке. Мне не интересна информация о словарях! |
Каждый ученик прикрепляет на доску свой смайлик. |