Государственное образовательное учреждение “Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1” создана в соответствии с постановлением Главы Администрации (губернатор) Омской области от 21.08.2000г. № 301-п. “О создании государственных образовательных учреждений” (впоследствии переименована в “Казенное образовательное учреждение”).
Школа организует свою деятельность, руководствуясь Законом “Об образовании”, Положением об общеобразовательной школе, Типовым Положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, Положением об организации получения среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, Уставом образовательного учреждения.
Ввиду особых обстоятельств в нашей школе, общеобразовательные программы, входящие в федеральный перечень, в рамках которых действует государственный образовательный стандарт, осваиваются по заочной форме. В целях осуществления мониторинга качества образовательной подготовки, в вечерней школе вводится зачетная система как одна из форм объективной оценки уровня обученности учащихся.
Зачетная система – это обучение и проверка, отражающая этапность в формировании знаний учащихся по каждому предмету, а также индивидуальный учет успеваемости каждого учащегося. Зачетная система способствует формированию общей культуры личности обучающегося на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ; осуществлению систематической проверки знаний, умений и навыков учащихся; обеспечивает освоение обучающимися приемов самостоятельной работы на уровне государственных стандартов; создает основу для продолжения образования в профессиональных учебных заведениях и самообразования.
Организация зачетной системы.
Количество зачетов по всем учебным предметам определяется с учетом разработанных тематических планов и принимается решением педагогического совета. Графики сдачи зачетов учащимися принимаются на педагогическом совете. Количество зачетов по полугодиям по каждому предмету для всех параллелей классов оформляется в таблицу “Сетка зачетов в заочных и индивидуальных группах”, которая утверждается на педагогическом совете. Исходя из расчетов количества времени, отведенного на прием зачетов (15 минут на человека), составляется расписание индивидуальных консультаций и зачетов.
Формы проведения зачетов определяются учителем и могут быть устными, письменными или комбинированными. Тематические зачеты разрабатываются учителями-предметниками и рассматриваются на МО. Содержание зачёта охватывает весь подлежащий усвоению материал определенной темы или раздела (Приложение 1).
Важным является выделение в тексте зачёта уровня обязательной подготовки, который задает нижнюю границу усвоения материала и на базе которого определяется повышенный уровень усвоения материала. В соответствии с этим зачетная работа носит дифференцированный характер. В каждой зачетной работе указываются критерии оценки. Во время выполнения зачёта разрешается пользоваться учебной и справочной литературой.
Подготовка к тематическому зачету практически начинается с первого урока изучения темы. Учащихся знакомят с учетными единицами, которые необходимо выполнить для сдачи зачета. Учителя на групповых и индивидуальных консультациях объясняют учебный материал, учат решать задачи, примеры, проводят лабораторные, практические и письменные работы. Дают указания, как самостоятельно работать над усвоением материала учебника. Оказывают помощь учащимся, имеющим пробелы в знаниях.
Каждый учитель готовит пособие для самостоятельной работы учащихся при подготовке к зачету (Приложение 1). В пособии указываются:
- порядковый номер и срок сдачи зачета;
- содержание темы и список литературы;
- перечень учетных единиц, необходимых для сдачи зачетов (практические, лабораторные, контрольные и другие работы).
- перечень умений и знаний, необходимых для успешной сдачи зачёта;
- по предметам: русский язык, математика, физика, химия в пособии должен быть приведен пример задачи, практического задания.
С целью подготовки к зачетам проводятся индивидуальные консультации по составленному расписанию, которое утверждается директором школы. Для записей консультаций выделяется отдельная страница в журнале, и присутствующие учащиеся отмечаются точкой. На специально отведенной странице записывается тема консультации.
Знания и умения оцениваются в баллах: 3 – “удовлетворительно”, 4 – “хорошо”, 5 – “отлично”. Обучающиеся, сдавшие своевременно все учетные единицы, прописанные в пособиях и посетившие не менее 70% занятий, предусмотренных учебным планом, получают зачеты автоматически. В классном журнале на специальной странице делается соответствующая запись. Оценки за выполнение зачета выставляются в классный журнал на странице “Прием зачетов”, а в конце учебного года – на странице “Выполнение учебного плана”. Все оценки учащихся, полученные за зачет, оформляются в классном уголке (Приложение 2).
Итоговая оценка выставляется с учетом всех сданных зачетов. Учащиеся, имеющие неудовлетворительные оценки за зачеты, должны сдать их повторно; не подтвердившим усвоение образовательной программы во время повторной сдачи зачета, не может быть выставлена положительная оценка за год. При наличии одной неудовлетворительной оценки учащийся может быть переведен в следующий класс “условно”. Учащиеся, не сдавшие двух и более зачётов, оставляются на второй год. В случае, когда заочник не сдал зачёты по одному предмету, он переводится в следующий класс с условием ликвидации задолженности. Сдача зачётов по срокам является обязательной. Отложить сдачу зачётов можно только по уважительной причине с разрешения администрации школы. Все зачёты должны быть сданы не позднее 20 мая. Годовая оценка не выставляется ученику до тех пор, пока он не сдаст зачёты по всем темам. Оценка “2” за зачёт и за год может быть выставлена после 20 мая.
К экзаменам допускаются учащиеся, сдавшие все зачёты к 20 мая. Если учащийся 9 класса имеет задолженность по одному, из предметов, то он допускается к сдаче экзаменов, с условием обязательной сдачи экзамена по этому предмету.
Для учащихся на стенде размещают: положение об организации зачетной системы школы (Приложение 3), памятка ученику-заочнику (Приложение 4), сетка зачетов (Приложение 5), расписание групповых и индивидуальных консультаций.