Коррекционная работа с детьми по развитию мелкой моторики

Разделы: Логопедия


У детей с ОНР речь тесно связана с движениями и в первую очередь с движениями пальцев рук. Если дети в разговоре оживлённо двигают пальцами рук, то речь у них развивается быстрее, чем у сверстников. Поэтому специально тренируя мелкие движения кистей рук, мы ускоряем развитие речи.

Тренировать и массажировать пальцы рук нужно с 6–7 месяцев. Начинать можно с поглаживания кистей рук от кончиков пальцев к запястью или брать каждый пальчик ребёнка – сгибать и разгибать его. Эти упражнения нужно делать ежедневно 2–3 минуты.

С 10 месяцев ребёнку дают перебирать сначала крупные предметы, а затем мелкие – это могут быть деревянные бусы, нанизанные на резинку.

В дошкольном возрасте для развития мелкой моторики можно использовать такие упражнения:
– нанизывание колец пирамидки, сложить матрёшку, собрать из кубиков домик, стульчик, кровать и т.д.;
– разнообразные “шевеления” пальцев рук, сгибание – разгибание. Имитации (“поймай муху”, “побежали – побежали”, “поиграть на пианино”);
– выкладывание различной по сложности мозаики;
– нанизывание бус, бисера, перебирание пуговиц различной величины;
– различного вида застёжки и шнуровки;
– наборы верёвочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
– отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации;
– игра “Чудесный мешочек” с набором мелких игрушек для развития тактильных ощущений;
– пластилиновые дощечки для выкладывания узоров из различных подручных средств (камешков, ракушек, морских стёклышек, круп);
– деревянные или пластмассовые палочки для выкладывания узоров (сначала по образцу, а затем самостоятельно);
– игры с пальчиковым театром с 1,5 лет.

Рисование также активирует речевые отделы мозга. Рисовать любят все. Дети, не любящие рисовать, встречаются крайне редко. Сначала, маленькие дети рисуют бессмысленные штрихи, линии, потом смешных человечков, домики, машинки, маму, папу, своих друзей и т.д., в рисунках ребёнок выражает свои впечатления от увиденного, изображая их с помощью линий и цвета. Рисуя, дети с разной интенсивностью нажимают на карандаш, и этим самым тренируют тонкие движения пальцев рук. Поэтому давать детям рисовать карандашами нужно как можно раньше. И выполнять различные задания логопеда в тетрадях (по раскрашиванию, штриховке, рисованию по клеточкам) нужно только карандашами.

Практика работы в логопедической группе показала – чем больше мы тренируем движения пальцев рук и чем больше двигательная активность детей, тем лучше развивается речь воспитанников. Чтобы организация непосредственно образовательной деятельности стала интересней, можно и поиграть, я ежедневно уделяю 2–3 минуты упражнениям стимулирующим развитие тонкой и общей моторики. Для пальчиковых игр широко использую фольклор. Легко запоминаются потешки, стихи, которые можно “рассказать” руками. Пальчиковые игры, физкультминутки, стихотворения, пословицы, поговорки способствуют не только развитию координации движений, но и помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Возможно, повторить разучиваемую пальчиковую игру придётся 2-3 раза, чтобы ребёнок уловил смысл слов и движения игры. Когда пальчиковая гимнастика усвоена, воспитанники выразительно произносят диалоги и их движения становятся более точными и артистичными. Придумываю варианты не только индивидуальных форм работы с детьми, но и совместную деятельность воспитанников в парах и в группах. Большой интерес вызывают творческие задания – самостоятельно выполнить движение, придумать свое рифмованное окончание пальчиковой игры, а иногда и весь текст. Главное, что должен помнить взрослый: пользу детям приносит только та деятельность, с которой они справляются самостоятельно. У каждого ребёнка есть своя любимая пальчиковая игра, с которой они знакомят воспитателя и родителей. Играть в пальчиковые игры дети должны с удовольствием, тренироваться каждый день, как спортсменам, но и 5 минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребёнка.

Вот несколько потешек, стихотворений и упражнений для развития тонкокоординированных движений кисти и пальцев рук, которые разучиваю с детьми.

Потешка “Пальчик-мальчик” .

Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Потешка “По грибы”.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы грибы идём искать.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Всё съел, от того и потолстел.

Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений.

***

– Братец, принеси дрова!
– Заболела голова!
– Средний, ты наколешь дров?
– Я сегодня не здоров!
– Ну, а ты натопишь печку?
– Ох, болит моё сердечко!
– Ты, меньшой, свари обед!
– У меня силёнок нет!
– Что же, сделаю всё сам,
Но обеда вам не дам!
Голодать готовы?
– Мы уже здоровы! 
И. Лопухина

***

Мышка зёрнышко нашла
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстяка
Все четыре пирожка:
С капустой, с картошкой,
С морковкой, с морошкой.
И. Лопухина

***

Правая и левая
Водят поезда,
Правая и лева
Строят города.
Правая и левая
Могут шить и штопать,
Правая и левая
Могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь.
Руки так устали…
Правая и левая спят на одеяле.
О. Дриз

***

Шла по улице машина,
Шла машина без бензина.
Шла машина без шофёра,
Без приказа светофора.
Шла сама, куда не зная,
Шла машина заводная
В. Викторов
 

 

 

 Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи

***

Тук! Тук! Тук! Тук! (Ритмичные удары ладонью по столу.)
Раздается в доме стук.
Мы капусту рубим, рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Мы капусту трём, трём, (Тереть ладошку о ладошку.)
Мы капусту солим, солим, (Указательный и средний палец трутся о большой.)
Мы капусту жмём, жмём. (Сжать пальцы в кулак.)
Мы набили плотно кадку. (Ритмичные удары ладонью по столу.)
Всё теперь у нас в порядке. (Отряхивают руки.)

***

Вороны.

Две вороны на дубу (Руки стоят локтями на столе, ладони как клювы, одновременно “каркают”.)
Раскричались по – утру сложены
– Кар-кар, кар-кар! (“Каркают” по очереди.)
Вот устроили базар! (“Каркают” одновременно.)

Пальчиковые гимнастики.

Птички.

Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)
Птички, птички, по домам. (Прячут руки за спину.)

Апельсин.

Мы делили апельсин. (Дети разламывают воображаемый апельсин.)
Много нас, (Показать 10 пальцев.)
А он один. (Показать 1 палец.)
Эта долька – для ежа. (Загибают пальцы начиная с большого.)
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. (Бросательное движение правой рукой.)
Он сердит на нас – (Руки у висков, качают головой.)
Беда!!!
Разбегайтесь – (Прячут руки за спину.)
Кто куда!

Гусь.

Кумыкская народная песенка.

Где ладошка? Тут? (Показать две ладони.)
Тут.
На ладошке пруд?
Пруд. ? (Соединить две раскрытые ладони и держать перед собой.)
Палец большой – (Дети загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Это гусь молодой.
Указательный – поймал,
Средний – гуся ощипал,
Этот палец суп варил,
Этот палец нас кормил.
Полетел гусь в рот, (Прижать обе ладони к губам.)
А оттуда в живот! (Показать на живот.)
Вот! (Развести руки в стороны.)

Перевод Н. Гребнева.

“Мама”.

– Мама, мама! (Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. Мизинцы 4 раза касаются друг друга.)
– Что, что, что? (З раза касаются друг друга указательные пальцы.)
– Гости едут. (Снова касаются друг друга мизинцы.)
– Ну и что? (Соприкасаются указательные.)
– Здрасьте, здрасьте! (Упражнение “Замочек”.)
– Чмок, чмок, чмок! (Безымянный и средний пальцы “целуются” (лёгкое касание).)
– Здрасьте, здрасьте! (Упражнение “Замочек”.)
– Чмок, чмок, чмок! (Безымянный и средний пальцы “целуются” (лёгкое касание).)

Два медведя.

Сидели два медведя
На тоненьком суку.
Один – читал газету, (Ладони рук раскрыты как книга.)
Другой – месил муку. (Руки сжаты в кулаки, месят тесто.)
Раз – ку-ку! (Правая ладонь в сторону.)
Два – ку-ку! (Левая ладонь в сторону.)
Оба шлёпнулись в муку. (Две ладони соединяются вместе.)
Нос в муке, (Показать нос.)
Хвост в муке, (Показать “хвостик”.)
Ухо в кислом молоке! (Показать ухо.)

Пальчиковые игры, придуманные детьми.

Червячки и вороны.

Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать пальцы рук.)
Червячки пошли гулять (Ладони лежат на столе. Ползающие движения ладонями рук.)
Под деревьями ползли
И друзей себе нашли.
Вдруг вороны прилетели, (Руки стоят локтями на столе, ладони сложены как клювы.)
Во все стороны глядели, (“Клювы” поворачиваются в разные стороны.)
Громко каркнули, (Одновременно “каркают”.)
– Кар – кар!
Гордо головы задрав. (“Клювы” подняты вверх.)
Червячки их услыхали (Ладони лежат на столе. Ползающие движения ладонями рук.)
И скорей от них удрали.

Динамическая пауза

Слова бывают разные.

Слова бывают разные: (Руки на поясе. Повороты вправо-влево.)
Весёлые, забавные,
Простые и серьёзные
И очень-очень сложные. (Погрозить указательным пальцем правой руки.)
Листопад – слово летящее. (Трепещущие движения кистями рук сверху вниз.)
Снегопад – слово блестящее (“Фонарики”.)
Звездопад – слово искрящее. (Поднимая руки вверх, с силой разжать кулак.)
Водопад – слово мокрющее. (Стряхнуть “капли воды” кистями рук.)
Ледоход – слово плывущее. (Волнообразные движения ладонями.)
Носорог – слово могучее. (Согнуть руки к плечам, пальцы сжаты в кулак.)
Водомерка – слово скользящее. (Движение вперед-назад ладонями вниз.)
Пылесос – слово гудящее. (Имитация работы пылесоса со звуком: у– у-у.)
Самовар – слово пыхтящее. (Пружинка, руки на поясе: пых-пых-пых.)
А сладкоежка – слово хрустящее! (Щелчки пальцами рук: хр-хр-хр.)