Цели мероприятия:
- Воспитательная – воспитание у детей уважения и любви к истории, мировой культуре;
- Развивающая – развитие целостного мировоззрения, основанного на нравственных и духовно – ценностных ориентирах;
- Обучающая – повторение и систематизация знаний по темам : “Великие географические открытия”; “Реформация в Европе”; “Развитие капитализма” (в рамках изученной программы 7 класса).
Задачи:
1. Приобщение к общечеловеческим ценностям и достижениям культуры;
2. Развитие навыков работы с историческими источниками;
3. Формирование устойчивого познавательного интереса к исторической науке;
4. Развитие культуры устной речи и навыка публичных выступлений.
Форма проведения – викторина.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.
Подготовительная работа: подбор материала по темам, составление сценария, музыкального сопровождения, презентации, формирование команд.
Ход мероприятия
Звучит мелодия позднего средневековья (Эпохи Возрождения). Приложение 1
(Презентация. Слайд 1).
Учитель истории: – Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с Вами насладимся необыкновенным путешествием в Европу XVI–XVII вв., а поможет нам в этом историческая викторина. Каждый класс продемонстрирует свои знания по предмету, целеустремленность и трудолюбие, своё умение работать в команде.
– Мы начинаем! У нас 5 команд, которым предстоит пройти 5 станций игры.
(Слайд 2).
Наша первая станция называется “Знатоки”. Сейчас мы посмотрим, какие вы интеллектуалы. За 3 минуты командам предлагается ответить на максимальное количество вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
1. Первооткрыватель Америки? Колумб.
2. Разбой на морях, получивший свой рассцвет в XVI–XVII вв.? Пиратство.
3. Португальская колония – главный поставщик кофе? Бразилия.
4. Глава католической церкви? Римский папа.
5. Как у христиан называется нарушение заповедей Божьих? Грех.
6. Суд католической церкви? Инквизиция.
7. Движение за изменение и реформу католической церкви? Реформация.
8. Кого прозвали “Женевский папа”? Жан Кальвина.
9. Отношения, основанные на торговле и праве частной собственности ? Капиталистические.
10. Человек, дающий деньги под проценты ? Ростовщик.
11. Главная отрасль мануфактурного производства в Англии? Сукноделие.
12. Человек, любимец короля или королевы ? Фаворит.
Учитель истории: Молодцы! Все успешно справились с заданием, а наше путешествие продолжается, и нам предстоит посетить следующую станцию. Она носит название “Цепь событий”.
(Слайд 2)
Задание
Каждой команде дается 4 минуты на размышление. По жребию командам предстоит рассказать, о каких событиях идет речь на картинках. За верно названное событие команда получает 3 балла.
А. Гибель Непобедимой Армады.
Б. Варфоломеевская ночь во Франции.
В. Выступление Мартина Лютера.
Г. Инквизиция.
Д. Коронация.
Учитель истории: А что наши участники знают о выдающихся деятелях истории? А вот это мы сейчас и узнаем! Двигаемся на станцию “Личность в истории”.
(Слайд 7)
Внимание на экран! Перед нами портреты известных деятелей истории. Команды получают материалы, по жребию командам нужно правильно соотнести, кто изображен на экране с материалами на карточке. Член каждой команды по жеребьевке высказывает почему именно этот исторический деятель мог произнести эти слова, и какую мысль он хотел донести до нас. На выполнение задания выделяется 4 минуты.
За каждый правильный ответ команда получает 3 балл.
Кто это мог сказать?
Ответьте на вопросы:
- Соотнесите цитаты с портретами на экране.
- Поставьте нужную букву напротив цитаты. Для этого вспомните исторических деятелей и при каких условиях они могли произнести эти слова.
- Вспомните какую мысль они хотели донести до нас.
“Я предпочитаю вовсе не иметь подданных, чем в качестве таковых еретиков”.
Филипп II, король Испании и ревностный католик, мысль – Испания центр контрреформации и направлена против еретиков.
“Вы думали, господа, что государство это вы? Государство – это я” –
Людовик XIV, мысль – что он монарх (абсолютная монархия) и его власть ничем не ограничена.
“Я хочу чтобы 1/10 часть богатств с открытых земель принадлежала мне” – Христофор Колумб, первооткрыватель; мысль – что он откроет богатые земли.
“На этом я стою и не могу иначе”
Мартин Лютер, мысль – что он не отречется от своих идей реформирования церкви.
“Если вы видите вещь белой, а церковь видит эту вещь черной, то вы должны отречься от своих идей, признать что вещь черная и принять позицию церкви”.
Игнатий Лойола, создатель школы иезуитов, испанский дворянин; мысль – что взгляд католическая церкви на вещи всегда правильный.
Учитель истории: Молодцы! Вы справились с заданием и узнали творцов истории, а теперь давайте выясним, какой еще след в истории оставляет человек. Мы перемещаемся на станцию “Архитектура”.
Командам предлагается за 1 минуту определить – что это за здания. В какой стране они были построены. И что общего между этими постройками. За полный ответ команда получает 2 балла. За частичный – 1 балл.
А) Эскориал – страна Испания.
Б) Версаль – страна Франция.
Общее между зданиями: Эти постройки – знаменитые резиденции королей (Испании – Филиппа II и Франции – Людовика XIV), являются олицетворением абсолютизма.
Учитель истории: Замечательно!!! Мы узнали с Вами архитектурные достопримечательности XVI–XVII вв., теперь я Вам предлагаю завершить наше с Вами путешествие последним испытанием на станции “Кроссвордово”.
Учащиеся отгадывают командный кроссворд и сдают результаты жюри. Каждое верное слово кроссворда оценивается в 1 балл.
За игру можно набрать максимально: 30 баллов
Рефлексия: Пока жюри проверяет кроссворды и подводят итоги, представители от команд благодарят ребят других классов за участие в викторине, делятся своими впечатлениями от игры.
(Жюри озвучивает итоги, вручает грамоты.)
Учитель истории: Я благодарю всех за активное участие в игре! Сплоченный командный дух, проявленную смелость и смекалку! Спасибо ребята за интересную игру! До скорых встреч!
Приложение 5. Ответы.