Дидактический материал "М.Ю. Лермонтов на уроках русского языка в старших классах"

Разделы: Русский язык

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: русский язык, ЕГЭ, литература, словосочетание, текст, односоставные предложения, синонимы, М.Ю. Лермонтов, анализ, стили текста, выразительные средства, антонимы, орфография, пунктуация


Пояснительная записка.

Данный дидактический материал направлен на осуществление взаимосвязи уроков русского языка и литературы. С одной стороны, комплексная работа с текстами помогает учащимся лучше понять стилистические, лексические, синтаксические особенности лермонтовской прозы. С другой стороны, материал направлен на повторение курса русского языка и подготовку к ЕГЭ. Такой синтез двух школьных дисциплин актуален в связи с решением многих учебных заведений о проведении промежуточной аттестации по литературе в 10 классе в форме сочинения.

Дидактический материал предусматривает все этапы работы: от домашней подготовки школьников к уроку до проверки знаний учащихся. Одна из задач представленного материала – помочь старшеклассникам доказательно, логично и образно излагать свои мысли. “Объясните свой выбор”, “Обоснуйте своё мнение”, “Объясните постановку знаков препинания” – подобные формулировки заданий помогают учащимся активно включиться в работу, почувствовать свою значимость, проявить творчество. Материал актуален и в связи с 200 – летием со Дня рождения М.Ю. Лермонтова, которое отмечается в 2014 году.

Текст № 1.

(1) День угасал. (2) Лиловые облака, протягиваясь по западу, едва пропускали красные лучи, которые отражались на черепицах башен и ярких главах монастыря. (3) Звонили к вечерни. (4) Монахи и служки ходили взад и вперед по каменным плитам, ведущим от кельи архимандрита в храм. (5) Длинные, черные мантии с шорохом обметали пыль вслед за ними; и они толкали богомольцев с таким важным видом, как будто бы это была их главная должность. (6) Под дымной пеленою ладана трепещущий огонь свечей казался тусклым и красным; богомольцы теснились вокруг сырых столбов, и глухой, торжественный шорох толпы, повторяемый сводами, показывал, что служба еще не началась.

(7) У ворот монастырских была другая картина. (8) Несколько нищих и увечных ожидали милости богомольцев. (9) Они спорили, бранились, делили медные деньги, которые звенели в больших посконных мешках. (10) Это были люди, отвергнутые природой и обществом. (11) Это были люди, погибшие от недостатка или излишества надежд, лишенные права требовать сожаления, потому что они не имели ни одной добродетели.

(12) Их одежды были изображения их душ: черные, изорванные. (13) Лучи заката останавливались на головах, плечах и согнутых костистых коленах; углубления в лицах казались чернее обыкновенного; у каждого на челе было написано вечными буквами нищета! – хотя бы малейший знак, малейший остаток гордости отделился в глазах или в улыбке!

(По М.Ю.Лермонтову, “Вадим”, глава 1.)

Подготовительная работа (домашнее задание).

1. Прочитайте текст.

2. Используя толковый словарь, объясните лексические значения выделенных слов.

3. Объясните наличие в отрывке большого количества церковной лексики.

Работа с текстом на уроке.

1. Проверка домашнего задания

Вечерня – церковная служба, совершаемая после полудня.

Служки – слуги в монастыре или при архиерее.

Келья – жилище монаха (монахини) в монастыре.

Архимандрит – в православии: высшее звание монашествующего духовенства, почётный титул настоятеля крупного мужского монастыря, ректора духовной семинарии.

Мантия – длинная одежда в виде плаща, надеваемая поверх другой одежды.

Богомольцы – те, кто посещают церковные службы, молятся Богу.

Ладан – ароматическая смола, сжигаемая во время церковной службы.

Увечный – изувеченный, искалеченный.

Посконный – сделанный из домотканого холста (кустарным способом).

2. Вопросы и задания.

2.1. Озаглавьте текст. Объясните свой выбор.

2.2. Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение.

(Художественный (либо литературно – художественный) стиль воздействует на чувства и воображение читателя, передаёт мысли и чувства автора, отличается богатством лексики, эмоциональностью, разнообразными средствами связи между предложениями, изобразительно – выразительными средствами.)

2.3. Какие типы речи представлены в данном тексте? Обоснуйте своё мнение.

(Описание и повествование, поскольку в тексте изображаются как определённые явления, так и рассказывается о событиях в их временной последовательности. Свои доводы учащиеся аргументируют номерами предложений.)

2.4. Перечислите цветовые эпитеты, которые присутствуют в тексте. Какова их роль? В каких ещё художественных произведениях вы встречали цветовые эпитеты?

(Лиловые, красные, чёрные, тусклый. Наиболее часто употребляется прилагательное чёрный (чёрные мантии, чёрные одежды и души, углубления в лицах чернее обыкновенного). При помощи данного прилагательного автор передаёт ощущение безысходности и обречённости “нищих и увечных”, показывает человеческую катастрофу, душевную боль и отчаяние. Это своего рода эпитет – символ. В начале текста можно увидеть антоним к слову чёрный – прилагательное красный (красные лучи, красный огонь свечей). Красный символизирует красоту, полноту жизни; не случайно в красный цвет принято красить пасхальные яйца. В русской литературе цветовые эпитеты можно встретить в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”, в творчестве С.А.Есенина, поэтов – символистов.)

2.5. Подберите синонимы к словам едва (предложение № 2), бранились (предложение № 9), чело (предложение № 13).

Едва – еле, еле – еле, насилу, с трудом.

Бранились – ругались, ссорились.

Чело – лоб.

2.6. Укажите типы связи слов в словосочетаниях: едва пропускали (предложение № 2), огонь свечей (предложение № 6), другая картина (предложение № 7), лучи заката (предложение № 13).

Едва пропускали – примыкание

Огонь свечей – управление

Другая картина – согласование

Лучи заката – управление

2.7. Найдите в тексте простое (ые) односоставное (ые) предложение (я). Укажите его (их) тип.

(Предложение № 3 – простое, односоставное, неопределённо – личное.)

2.9. Объясните постановку знаков препинания в предложении № 6.

(Сложное предложение с разными видами связи; третья часть осложнена обособленным определением (причастным оборотом) и однородными определениями – эпитетами.)

2.10. Выпишите из текста 2 – 3 глагола. Образуйте от них все возможные причастия и деепричастия. Произведите морфемный разбор полученных слов.

3. Самостоятельная (проверочная) работа по тексту.

3.1. Укажите два различных примера изобразительно – выразительных средств языка, используемых автором (кроме цветовых эпитетов).

3.2. Укажите средства связи между предложениями № 8, 9, 10, 11.

(Учащиеся должны указать как местоимения разных разрядов (личные они и указательные это), так и лексические повторы.)

Текст № 2.

(1) Сырое ноябрьское утро лежало над Петербургом. (2) Мокрый снег падал хлопьями, дома казались грязны и темны, лица прохожих были зелены; извозчики на биржах дремали под рыжими полостями своих саней; мокрая длинная шерсть их бедных кляч завивалась барашком; туман придавал отдаленным предметам какой-то серо-лиловый цвет. (3) По тротуарам лишь изредка хлопали калоши чиновника, да иногда раздавался шум и хохот в подземной полпивной лавочке. (4) Разумеется, эти картины встретили бы вы только в глухих частях города, как, например... у Кокушкина моста. (5) Через этот мост шел человек среднего роста, ни худой, ни толстый, не стройный, но с широкими плечами, в пальто, и вообще одетый со вкусом; жалко было видеть его лакированные сапоги, вымоченные снегом и грязью; но он, казалось, об этом нимало не заботился; засунув руки в карманы, повеся голову, он шел неровными шагами, как будто боялся достигнуть цель своего путешествия или не имел ее вовсе. (6) На мосту он остановился, поднял голову и осмотрелся. (7) То был Лугин. (8) Следы душевной усталости виднелись на его измятом лице, в глазах горело тайное беспокойство.

(По М.Ю.Лермонтову, “Штосс”, глава 2.)

Подготовительная работа (домашнее задание).

1. Прочитайте текст.

2. О каком мосте идёт речь в отрывке? Что вы знаете об этом сооружении? Подготовьте краткое сообщение.

3. Озаглавьте текст. Объясните свой выбор.

Работа с текстом на уроке.

1. Проверка домашнего задания.

Кокушкин мост находится в Петербурге и соединяет Казанский и Спасский острова, пересекает канал Грибоедова. Сооружение было построено в конце 18 века и получило название по фамилии купца Василия Кокушкина. Данный мост упоминается в начале романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” и в повести Н.В.Гоголя “Записки сумасшедшего”. В настоящее время длина моста составляет 19 метров, а его ширина – 13 метров.

При анализе предложенных учащимися заглавий необходимо обратить внимание на ключевые слова текста (Петербург, ноябрь, картины, глухие части города…).

2. Вопросы и задания.

2.1. Объясните смысл словосочетаний “измятое лицо” и “душевная усталость” (предложение № 8).

Измятое лицо – несвежее, негладкое лицо, с явными признаками усталости, утомления.

Душевная усталость – опустошённость, подавленное состояние вследствие больших физических нагрузок или стресса, переживаний.

2.2. Влияют ли атмосфера, окружающая среда на состояние героя?

(Сырость, мокрый снег, грязные и тёмные дома, туман – именно таким описывает М.Ю.Лермонтов Петербург. Город предстаёт перед читателями душным, тёмно – серым, нездоровым. Такая обстановка не может не угнетать человека. Петербург Лермонтова схож с Петербургом Достоевского и Гоголя.)

2.3. Подберите синонимы и антонимы к словам изредка, хохот (предложение № 3).

Синонимы:
Изредка – иногда.
Хохот – смех.

Антонимы:
Изредка – часто.
Хохот – плач, рёв, рыдание.

2.4. Из предложений № 7, 8 выпишите слово, в котором гласная буква обозначает два звука. Объясните свой выбор.

(Его.)

2.5. Укажите части речи выделенных слов.

(Грязны – краткое прилагательное, своих – притяжательное местоимение, этот – указательное местоимение, одетый – причастие, засунув – деепричастие.)

2.6. Из предложений 6–8 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

(Горело.)

2.7. Объясните правописание – НН – в словах длинная (предложение № 2), вымоченные (предложение № 5).

(Длинная – имя прилагательное, – НН – пишется на стыке морфем;
Вымоченные – страдательное причастие в полной форме)

2.8. Укажите количество грамматических основ в предложении № 2.

(6 грамматических основ.)

2.9. Укажите номера предложений с вводными словами.

(Предложения № 4, 5.)

3. Самостоятельная (проверочная) работа по тексту.

3.1. Укажите два различных примера изобразительно – выразительных средств языка, используемых автором.

3.2. Произведите морфологический разбор слова ноябрьское (предложение № 1).