Цели игры:
- активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
- воспитание организованности и умения работать в группе;
- развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях.
Участники игры: учащиеся 6–7-х классов, объединенные в смешанные команды, жюри (учителя школы, старшеклассники).
Ход игры
Ведущий объявляет о начале игры, знакомит с правилами игры – участвуют 2 команды и болельщики. Каждая команда будет выполнять предложенные задания. В перерывах между конкурсами будет проводиться игра с болельщиками, которые могут “заработать” дополнительные баллы для команды, за которую они болеют.
Ведущий представляет жюри, приветствует команды.
1. Представление команд – название, девиз, эмблема.
2. Конкурс “Разминка”.
Задача этого конкурса – ввод конкурсантов в круг понятий, фактов, исторических личностей, которые относятся к теме игры.
Каждая команда отвечает на 10 вопросов без обсуждения. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Для 1-й команды:
- Хранилище документов. (Архив.)
- Глава католической церкви. (Папа Римский.)
- Доля продуктов своего хозяйства, которую крестьянин должен был отдать феодалу. (Оброк.)
- Родина арабов. (Аравийский полуостров.)
- Явление, когда государство делится на части. (Раздробленность.)
- Войны в Чехии в 1419–1434 гг. (Гуситские.)
- Он первый проплыл вокруг света. (Магеллан.)
- Хлодвиг был вождем племени... (Франков.)
- То же, что русская летопись. (Хроника.)
- История средних веков началась в …(476 г или V век.)
Для 2-й команды:
- Земельное владение, за которое нужно было нести военную службу. (Феод.)
- Принудительные обязанности крестьян. (Повинности.)
- Когда возникло арабское государство (630 г.)
- Ежегодные торги. (Ярмарки.)
- Представительный орган Англии. (Парламент.)
- Кого называли усердно занимающимися. (Студентов.)
- Владельцы мануфактур. (Капиталисты, буржуазия.)
- Первого императора франков звали... (Карл Великий.)
- Состязание рыцарей в силе и ловкости. (Турнир.)
- Группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству. (Сословия.)
3. Конкурс “Темная лошадка”. О ком идет речь?
В этом конкурсе проверяется умение узнавать героев по некоторым фактам из их жизни.
Отвечает та команда, которая первой поднимет руку. За правильный ответ – 1 балл. При неправильном ответе команды дается возможность ответить другим участникам.
1. Он – любимый герой английских баллад, мужественный и верный друг угнетенных, он с ватагой доблестных стрелков скрывался в Шервудском лесу, отнимал деньги у богачей и отдавал их бедным. (Робин Гуд.)
“Ослепленный полководец,2.
на возу бесстрашно стоя,
голосом, подобным грому,
направляет ярость боя.
С ним один дружинник слева,
И один дружинник справа,
Вместо глаз они герою
Служат верно, не лукаво.” (Ян Жижка.)
3. “Мало книг у нас в народе.
Книги пишутся пером,
Дни и месяцы проходят
За медлительным трудом.
Я придумал способ новый
Из металла буквы лить,
Чтоб написанное слово
Напечатанным сменить.” (Иоганн Гутенберг.)
4. Он погубил всех родственников, опасаясь, что они отнимут у него власть. (Хлодвиг.)
5.
После смерти английского короля Эдуарда он заявил о своих претензиях на английский престол. Ему удалось собрать под свои знамена рыцарей не только из Нормандии, но и из различных частей Англии. 25 декабря 1066 года он был коронован. Справившись со своими противниками, все земли страны он объявил собственностью короля. Позже по его приказу была проведена опись земель и составлена “Книга Страшного суда. (Вильгельм I Завоеватель).6. Он разрушил замки непокорных феодалов. Некоторых из них он безжалостно казнил, а их земли забрал в королевскую казну. Женился на дочери короля из династии Йорков. Соединил в своем гербе Алую и Белую розы. При нем продолжал собираться парламент. (Генрих VII.)
4. Конкурс “Крылатое выражение”.
Каждой команде предлагается ситуация, в которой необходимо правильно употребить крылатое выражение и объяснить его. Оценивается в 5 баллов.
Задание для 1-й команды. Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фуры, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и воскликнули: “________________” (“Что с возу упало, то пропало”.)
Задание для 2-й команды. Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш появились часы, напоминавшие, что время – ценность и его надо беречь. Тогда говорили: “________________” (“Кто умеет использовать время, тот будет господином всего, что пожелает” или “Время – деньги”.)
Ведущий. Пока команды выполняют задание, пришло время игры с болельщиками.
Игра с болельщиками:
- Укрепленное жилище феодала. (Замок.)
- Когда возник английский парламент. (1265 г.)
- Народная героиня, вдохновившая французов во время Столетней войны на освобождение родины. (Жанна д Арк.)
- Участники крестовых походов. (Крестоносцы.)
- Грамота о прощении грехов. (Индульгенция.)
- Он открыл морской путь в Индию. (Васко де Гама.)
- Работы крестьян в хозяйстве феодала. (Барщина.)
- Как называли участников Реформации. (Протестанты.)
- Мусульманская религия. (Ислам.)
- Хозяйство, где все продукты и вещи изготавливаются не для продажи, а для собственного потребления. (Натуральное.)
- Отступник от веры. (Еретик.)
- Высшее государственное, законодательное, представительное собрание. (Парламент.)
5. Конкурс. Блиц-турнир “Образование, наука, искусство”.
Каждой команде предлагается ответить на вопросы. Время 30 секунд. В случае затруднения команда может сэкономить время, переходя к следующему вопросу по сигналу “Дальше!”.
Вопросы 1-ой команде:
- Где можно было в то время получить образование? (Монастырях, школах, университетах.)
- Как назывался глава университета? (Ректор.)
- Как называли бродячих студентов? (Ваганты.)
- Кто попытался соединить веру и разум? (Абеляр.)
- Бесплодное умствование, оторванное от жизни. (Схоластика.)
- Имя англичанина-вольнодумца, ставившего наблюдение и опыт выше откровений веры. (Р.Бэкон.)
- Стиль, преобладавший в архитектуре в XI–XII веках. (Романский.)
- Орнамент или сюжетное изображение из кусочков цветного стекла. (Витраж.)
Вопросы 2-ой команде:
- Какая из школ считалась лучшей? (Городская.)
- Назовите ступени образования. (Бакалавр, магистр.)
- Какие предметы изучались в университетах? (Медицина, право, богословие.)
- Кому удалось примирить веру и знание? (Фома Аквинский.)
- Способность правильно, последовательно мыслить. (Логика.)
- Кто был оппонентом Абеляра? (Бернар.)
- Архитектурный стиль появился во Франции в XII веке? (Готический.)
- Роспись по сырой штукатурке. (Фреска.)
6. Конкурс “Заморочки”.
В этом конкурсе проверяется уровень знаний и умений учащихся.
Участники команды вытягивают номер вопроса и после 30-секундного обсуждения отвечают. За правильный ответ – 1 балл. При неправильном ответе команды дается возможность ответить другой команде.
1. “Все села, предместья и города
Участвуют в производстве сукна.
Много сил и средств, много труда
Отдает сукноделию наша страна.
И в каждом месте особый труд:
Здесь пряжи прядут, ткачи ткут,
Валяльщики ловко валяют сырье,
Красильщики искусно красят сукно”.
– Как называется предприятие, на котором трудятся эти рабочие? (Мануфактура.)
2. “Сосуды из графита и стекла…
мышьяк и сера, ртуть и нашатырь,
а разных трав – так их не перечесть…
Подмешивай селитру, купорос,
Сурьму и сурик или винный камень
Иль сплавы всякие…
Смесь зашипит, забулькает, забродит…
А выплавишь и …”
– Что хотели получить таким способом алхимики? (Золото.)
7. Конкурс “
Историческая путаница”.Обеим командам предлагается текст, который содержит много исторических ошибок. Требуется все их выявить. Побеждают те, кто найдет наибольшее количество ошибок. Оценивается по количеству найденных ошибок до 12 баллов.
Текст с ошибками.
Человечество в Средние века.
Большой путь проделало человечество за тысячу средневековых лет, от падения Восточной Римской империи до открытия Америки норманнами. Первое государство франков зародилось в Центральной Европе при Карле Великом. Наследницей Рима стала Византия со своей столицей Иерусалимом. В этом городе находятся святыни трех религий – христианства, ислама и буддизма.
В средневековом обществе утвердилось понятие “феодальная лестница”. На самой низшей ее ступени находились крестьяне. Многие из них вынуждены были в поисках лучшей доли уходить в города. Огромно было влияние церкви в средние века. Папы посылали верующих в крестовые походы против африканцев. В 1064 г. единая христианская религия раскололась на две ветви – католицизм и протестантизм.
Средневековье дало человечеству многих выдающихся исторических деятелей: героиню английского народа Жанну д Арк, профессора Краковского университета Яна Гуса, сожженных на костре за свои убеждения.
Важнейшая отличительная черта средневековой Европы – способность к постоянному развитию, которую она передала по наследству Новейшему времени.
Ведущий. Пока команды выполняют задание, проведем игру с болельщиками.
Игра с болельщиками:
- В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Китай.)
- Где изобрели цифры, которыми мы пользуемся? (Индия.)
- По какой лестнице никто, никогда не ходил? (По феодальной.)
- Когда в истории воевали цветы? (Война Алой и Белой розы.)
- Что такое “арабески”? (Арабские рисунки из геометрических фигур.)
- Два исторических деятеля жили в одной стране, в одном веке, стали национальными героями своей страны и имели одинаковые имена. Кто они? (Ян Гус и Ян Жижка.)
- Назовите “жемчужину Индии”. (Тадж-Махал.)
- Человек, который изобрел книгопечатание. (Иоганн Гуттенберг.)
- Название какой войны указывает на ее продолжительность? (Столетняя.)
- Изменение в обществе, преобразование. (Реформа.)
- Участники освободительной борьбы в Чехии в 15 веке. (Гуситы.)
- Какое расстояние между Константинополем и Стамбулом? (Названия одного города.)
- Как назывались города, освободившиеся от власти сеньора (Коммуна.)
- Высший католический суд (Инквизиция.)
8. Конкурс
“Кто?”Вопросы задаются поочередно каждой команде, если первая команда затрудняется ответить, то правом ответа может воспользоваться другая. За правильный ответ – 1 балл.
Кто мог сказать эти слова?
1. “Произнося мне приговор, вы дрожите больше, чем я, идущий на костер.”
(Дж. Бруно.)
2. “Никто на свете не спасет королевство французское и не поможет ему, кроме
меня”. (Жанна д Арк.)
Кому принадлежат эти слова?
1. “Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать”. (Людовик XI, французский король.)
2. “Государство – это я!” (Людовик XIV, французский король.)
Ведущий объявляет об окончании игры.
Подведение итогов игры.
Вручение грамот и призов.Спасибо за участие в игре!