Игра-конкурс "Счастливый случай" по истории Средних веков

Разделы: Внеклассная работа


Цели игры:

  • активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
  • воспитание организованности и умения работать в группе;
  • развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях.

Участники игры: учащиеся 6–7-х классов, объединенные в смешанные команды, жюри (учителя школы, старшеклассники).

Ход игры

Ведущий объявляет о начале игры, знакомит с правилами игры – участвуют 2 команды и болельщики. Каждая команда будет выполнять предложенные задания. В перерывах между конкурсами будет проводиться игра с болельщиками, которые могут “заработать” дополнительные баллы для команды, за которую они болеют.

Ведущий представляет жюри, приветствует команды.

1. Представление команд – название, девиз, эмблема.

2. Конкурс “Разминка”.

Задача этого конкурса – ввод конкурсантов в круг понятий, фактов, исторических личностей, которые относятся к теме игры.

Каждая команда отвечает на 10 вопросов без обсуждения. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Для 1-й команды:

  1. Хранилище документов. (Архив.)
  2. Глава католической церкви. (Папа Римский.)
  3. Доля продуктов своего хозяйства, которую крестьянин должен был отдать феодалу. (Оброк.)
  4. Родина арабов. (Аравийский полуостров.)
  5. Явление, когда государство делится на части. (Раздробленность.)
  6. Войны в Чехии в 1419–1434 гг. (Гуситские.)
  7. Он первый проплыл вокруг света. (Магеллан.)
  8. Хлодвиг был вождем племени... (Франков.)
  9. То же, что русская летопись. (Хроника.)
  10. История средних веков началась в …(476 г или V век.)

Для 2-й команды:

  1. Земельное владение, за которое нужно было нести военную службу. (Феод.)
  2. Принудительные обязанности крестьян. (Повинности.)
  3. Когда возникло арабское государство (630 г.)
  4. Ежегодные торги. (Ярмарки.)
  5. Представительный орган Англии. (Парламент.)
  6. Кого называли усердно занимающимися. (Студентов.)
  7. Владельцы мануфактур. (Капиталисты, буржуазия.)
  8. Первого императора франков звали... (Карл Великий.)
  9. Состязание рыцарей в силе и ловкости. (Турнир.)
  10. Группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству. (Сословия.)

3. Конкурс “Темная лошадка”. О ком идет речь?

В этом конкурсе проверяется умение узнавать героев по некоторым фактам из их жизни.

Отвечает та команда, которая первой поднимет руку. За правильный ответ – 1 балл. При неправильном ответе команды дается возможность ответить другим участникам.

1. Он – любимый герой английских баллад, мужественный и верный друг угнетенных, он с ватагой доблестных стрелков скрывался в Шервудском лесу, отнимал деньги у богачей и отдавал их бедным. (Робин Гуд.)

2. “Ослепленный полководец,
на возу бесстрашно стоя,
голосом, подобным грому,
направляет ярость боя.
С ним один дружинник слева,
И один дружинник справа,
Вместо глаз они герою
Служат верно, не лукаво.” (Ян Жижка.)

3. “Мало книг у нас в народе.
Книги пишутся пером,
Дни и месяцы проходят
За медлительным трудом.
Я придумал способ новый
Из металла буквы лить,
Чтоб написанное слово
Напечатанным сменить.” (Иоганн Гутенберг.)

4. Он погубил всех родственников, опасаясь, что они отнимут у него власть. (Хлодвиг.)

5. После смерти английского короля Эдуарда он заявил о своих претензиях на английский престол. Ему удалось собрать под свои знамена рыцарей не только из Нормандии, но и из различных частей Англии. 25 декабря 1066 года он был коронован. Справившись со своими противниками, все земли страны он объявил собственностью короля. Позже по его приказу была проведена опись земель и составлена “Книга Страшного суда. (Вильгельм I Завоеватель).

6. Он разрушил замки непокорных феодалов. Некоторых из них он безжалостно казнил, а их земли забрал в королевскую казну. Женился на дочери короля из династии Йорков. Соединил в своем гербе Алую и Белую розы. При нем продолжал собираться парламент. (Генрих VII.)

4. Конкурс “Крылатое выражение”.

Каждой команде предлагается ситуация, в которой необходимо правильно употребить крылатое выражение и объяснить его. Оценивается в 5 баллов.

Задание для 1-й команды. Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фуры, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и воскликнули: “________________” (“Что с возу упало, то пропало”.)

Задание для 2-й команды. Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш появились часы, напоминавшие, что время – ценность и его надо беречь. Тогда говорили: “________________” (“Кто умеет использовать время, тот будет господином всего, что пожелает” или “Время – деньги”.)

Ведущий. Пока команды выполняют задание, пришло время игры с болельщиками.

Игра с болельщиками:

  1. Укрепленное жилище феодала. (Замок.)
  2. Когда возник английский парламент. (1265 г.)
  3. Народная героиня, вдохновившая французов во время Столетней войны на освобождение родины. (Жанна д Арк.)
  4. Участники крестовых походов. (Крестоносцы.)
  5. Грамота о прощении грехов. (Индульгенция.)
  6. Он открыл морской путь в Индию. (Васко де Гама.)
  7. Работы крестьян в хозяйстве феодала. (Барщина.)
  8. Как называли участников Реформации. (Протестанты.)
  9. Мусульманская религия. (Ислам.)
  10. Хозяйство, где все продукты и вещи изготавливаются не для продажи, а для собственного потребления. (Натуральное.)
  11. Отступник от веры. (Еретик.)
  12. Высшее государственное, законодательное, представительное собрание. (Парламент.)

5. Конкурс. Блиц-турнир “Образование, наука, искусство”.

Каждой команде предлагается ответить на вопросы. Время 30 секунд. В случае затруднения команда может сэкономить время, переходя к следующему вопросу по сигналу “Дальше!”.

Вопросы 1-ой команде:

  1. Где можно было в то время получить образование? (Монастырях, школах, университетах.)
  2. Как назывался глава университета? (Ректор.)
  3. Как называли бродячих студентов? (Ваганты.)
  4. Кто попытался соединить веру и разум? (Абеляр.)
  5. Бесплодное умствование, оторванное от жизни. (Схоластика.)
  6. Имя англичанина-вольнодумца, ставившего наблюдение и опыт выше откровений веры. (Р.Бэкон.)
  7. Стиль, преобладавший в архитектуре в XI–XII веках. (Романский.)
  8. Орнамент или сюжетное изображение из кусочков цветного стекла. (Витраж.)

Вопросы 2-ой команде:

  1. Какая из школ считалась лучшей? (Городская.)
  2. Назовите ступени образования. (Бакалавр, магистр.)
  3. Какие предметы изучались в университетах? (Медицина, право, богословие.)
  4. Кому удалось примирить веру и знание? (Фома Аквинский.)
  5. Способность правильно, последовательно мыслить. (Логика.)
  6. Кто был оппонентом Абеляра? (Бернар.)
  7. Архитектурный стиль появился во Франции в XII веке? (Готический.)
  8. Роспись по сырой штукатурке. (Фреска.)

6. Конкурс “Заморочки”.

В этом конкурсе проверяется уровень знаний и умений учащихся.

Участники команды вытягивают номер вопроса и после 30-секундного обсуждения отвечают. За правильный ответ – 1 балл. При неправильном ответе команды дается возможность ответить другой команде.

1. “Все села, предместья и города
Участвуют в производстве сукна.
Много сил и средств, много труда
Отдает сукноделию наша страна.
И в каждом месте особый труд:
Здесь пряжи прядут, ткачи ткут,
Валяльщики ловко валяют сырье,
Красильщики искусно красят сукно”.

– Как называется предприятие, на котором трудятся эти рабочие? (Мануфактура.)

2. “Сосуды из графита и стекла…
мышьяк и сера, ртуть и нашатырь,
а разных трав – так их не перечесть…
Подмешивай селитру, купорос,
Сурьму и сурик или винный камень
Иль сплавы всякие…
Смесь зашипит, забулькает, забродит…
А выплавишь и …”

– Что хотели получить таким способом алхимики? (Золото.)

7. Конкурс “Историческая путаница”.

Обеим командам предлагается текст, который содержит много исторических ошибок. Требуется все их выявить. Побеждают те, кто найдет наибольшее количество ошибок. Оценивается по количеству найденных ошибок до 12 баллов.

Текст с ошибками.

Человечество в Средние века.

Большой путь проделало человечество за тысячу средневековых лет, от падения Восточной Римской империи до открытия Америки норманнами. Первое государство франков зародилось в Центральной Европе при Карле Великом. Наследницей Рима стала Византия со своей столицей Иерусалимом. В этом городе находятся святыни трех религий – христианства, ислама и буддизма.

В средневековом обществе утвердилось понятие “феодальная лестница”. На самой низшей ее ступени находились крестьяне. Многие из них вынуждены были в поисках лучшей доли уходить в города. Огромно было влияние церкви в средние века. Папы посылали верующих в крестовые походы против африканцев. В 1064 г. единая христианская религия раскололась на две ветви – католицизм и протестантизм.

Средневековье дало человечеству многих выдающихся исторических деятелей: героиню английского народа Жанну д Арк, профессора Краковского университета Яна Гуса, сожженных на костре за свои убеждения.

Важнейшая отличительная черта средневековой Европы – способность к постоянному развитию, которую она передала по наследству Новейшему времени.

Ведущий. Пока команды выполняют задание, проведем игру с болельщиками.

Игра с болельщиками:

  1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Китай.)
  2. Где изобрели цифры, которыми мы пользуемся? (Индия.)
  3. По какой лестнице никто, никогда не ходил? (По феодальной.)
  4. Когда в истории воевали цветы? (Война Алой и Белой розы.)
  5. Что такое “арабески”? (Арабские рисунки из геометрических фигур.)
  6. Два исторических деятеля жили в одной стране, в одном веке, стали национальными героями своей страны и имели одинаковые имена. Кто они? (Ян Гус и Ян Жижка.)
  7. Назовите “жемчужину Индии”. (Тадж-Махал.)
  8. Человек, который изобрел книгопечатание. (Иоганн Гуттенберг.)
  9. Название какой войны указывает на ее продолжительность? (Столетняя.)
  10. Изменение в обществе, преобразование. (Реформа.)
  11. Участники освободительной борьбы в Чехии в 15 веке. (Гуситы.)
  12. Какое расстояние между Константинополем и Стамбулом? (Названия одного города.)
  13. Как назывались города, освободившиеся от власти сеньора (Коммуна.)
  14. Высший католический суд (Инквизиция.)

8. Конкурс “Кто?”

Вопросы задаются поочередно каждой команде, если первая команда затрудняется ответить, то правом ответа может воспользоваться другая. За правильный ответ – 1 балл.

Кто мог сказать эти слова?

1. “Произнося мне приговор, вы дрожите больше, чем я, идущий на костер.” (Дж. Бруно.)
2. “Никто на свете не спасет королевство французское и не поможет ему, кроме меня”. (Жанна д Арк.)

Кому принадлежат эти слова?

1. “Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать”. (Людовик XI, французский король.)

2. “Государство – это я!” (Людовик XIV, французский король.)

Ведущий объявляет об окончании игры.

Подведение итогов игры. Вручение грамот и призов.

Спасибо за участие в игре!