Внеклассное мероприятие по математике "Умники и умницы". 5–11-е классы

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: умники и умницы


Цели и задачи мероприятия:

  • развивать у учащихся познавательный интерес к предмету, сообразительность, любознательность, логическое мышление, укреплять память;
  • развивать творческую активность и смекалку;
  • развивать коммуникативные возможности учащихся;
  • воспитывать дух соревнования и сознательной дисциплины;
  • формировать навыки общения, умения работать в коллективе.

Комментарий к организации мероприятия.

Одним из наиболее важных факторов успеха при изучении математики является интерес к предмету. Одним из путей его повышения является внеклассная работа. В нашей школе сложилась традиция проводить интеллектуальные игры по всем предметам, в том числе и по математике. Причем в игре участвуют все классы школы с 5 по 11, по 6 человек от каждого класса. Я предлагаю математическую игру “Умники и умницы”, которую проводили для учащихся в этом учебном году. Задания даются всем одинаковые, но победители выбираются по параллелям: 5 – 6 классы; 7–8 классы; 9–11 классы.

В зале расставляются столы по количеству команд – классов (по 6 человек). Выбирается капитан команды. В команде 5–6 классов разрешается присутствие родителя. Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов, для этого необходимо правильно ответить на вопросы, которые выбирают команды по очереди. На экране появляется табло с заданиями. Учащиеся по очереди (начинаем с 5 А класса) выбирают категорию вопроса и стоимость задания. Дается время 1–2 минуты на обдумывание. Командиры команд по истечении времени приносят ответы “своему члену” жюри. Жюри распределились по трем параллелям. По окончании игры подводятся итоги и награждаются команды грамотами и сертификатами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, столы (по количеству команд); на столах таблички с номером класса; листочки для записи ответов.

Технические условия: актовый зал.

Ход игры

“Математика открывает свои тайны только тому,
кто занимается ею с чистой любовью,
ради ее собственной красоты”.
Архимед

Ведущий:

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело,
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям,
Никогда не давались легко!

На экране появляется табло с заданиями и их стоимостью.

Предлагается 4 темы: логика, числовая мозаика, геометрия и смесь , в каждой теме по 5 вопросов, которые оцениваются в 100, 200, 300, 400 и 500 баллов. Первыми выбирают пятиклассники.

I. Логика.

100 Продолжите числовую последовательность: 1; 3; 6; 8; 16; 18; …

Ответ: 36; 38; 76; 78; …

200 Для Вани, Коли и Миши испекли пороги: один с капустой, другой с яблоками и третий – с рисом. Миша не любит пироги с яблоками и не ест с капустой. Ваня не любит пироги с капустой. Кто какой пирог ест?

Ответ: Миша – с рисом; Коля – с капустой; Ваня – с яблоками.

300 Найдите правило нахождения числа, помещенного в окошечке чердака. Вставьте число в свободное окошечко.

(Презентация. Слайд 12)

Ответ: 87.

400 Найдите правило нахождения числа, помещенного в треугольник. Вставьте это число.

(Слайд 16)

Ответ: 21.

500 Найдите правило размещения чисел в клетках таблицы и заполните пустые клетки.

(Слайд 20)

II. Числовая мозаика.

100 Записать число 12 с помощью четырех единиц.

Ответ: 1 + 11 : 1 = 12

200 Сколько раз к наибольшему однозначному числу нужно прибавить наибольшее двузначное, чтобы получить наибольшее трехзначное?

Ответ: 10 раз.

300 Цифра десятков в обозначении данного двузначного числа втрое больше цифры единиц.

Если эти цифры переставить, то получите число, меньше данного на 36. Найдите данное число.

Ответ: 62.

400 Старейший магический квадрат был составлен в Китае в 4 – 5 тысяч лет до н.э. В девяти клетках этого квадрата вписаны числа. Другой магический квадрат был составлен в Индии в 1 веке н.э. В чём заключается магическое свойство этих квадратов?

(Слайд 17)

Ответ: Сумма чисел по вертикали, горизонтали и диагонали равна: в первом – 15; во втором – 34.

500 Между числами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 поставьте знаки действий и скобки так, чтобы значение выражения было равно 40.

Ответ: ((123 + 45) : 6 – (7 + 8 + 9 )) · 10 = 40.

III. Геометрия.

100 В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Француа Виет, в переводе с латинского он означает “спица колеса”. Что это?

Ответ: Радиус.

200 Чью теорему называют “теоремой невесты”?

Ответ: Теорему Пифагора.

300 У людей какой профессии постоянно перед глазами пять параллельных прямых?

Ответ: Музыканты.

400 Название какого многогранника произошло от греческого слова, которое можно перевести как “отпиленный кусок”?

Ответ: Призма.

500 “Кот в мешке”.

Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?

Ответ: 8 часов.

IV. Смесь.

100 Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 секунд. За сколько секунд он поднимется с первого на пятый?

Ответ: За 12 сек.

200 На одной из старинных улиц Москвы стоят два дома, на фасаде которых обозначена дата их постройки:

МCМV. В каком году построен дом?

Ответ: 1905.

300 Сын спросил отца, сколько ему лет. Отец ответил: “Если к половине моих лет прибавить 12, то узнаешь, сколько мне было 12 лет назад”. Сколько лет отцу?

Ответ: 48 лет.

400 Кого из великих русских математиков называют победителем простых чисел?

Ответ: П.Л. Чебышев.

500 Из семи человек нужно выбрать трёх делегатов на конференцию. Сколькими способами это можно сделать?

Ответ: 35.

Подведение итогов: победители по категориям 5–6 классы; 7–8 классы; 9–11 классы.