Методическое пособие "Тренируем руку − развиваем речь!"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

“Движение руки всегда тесно связано
с речью и способствует её развитию”.
В. М. Бехтерев

Уже в первые месяцы после рождения ребенок делает для себя открытие: его руки – замечательный, подвижный “инструмент”. Малыш забавляет себя своими ручками: подносит их к лицу, опускает, снова подносит к лицу. Примерно к концу первой или в начале второй четверти года у ребёнка появляются движения, много раз повторяющиеся и доставляющие ему радость. С помощью рук он знакомится со своим телом, с окружающими его предметами. Собственные пальчики – это первая игрушка ребёнка.

В ходе исследований учеными было установлено, что пальцы рук снабжены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Следовательно, движения пальцев и кистей рук ребёнка способствуют не только его физическому развитию, но также и умственному.

Отечественные учёные (В.М.Бехтерев, Л. В. Фомина и др.), которые изучали деятельность мозга, психику детей, подтверждают связь движений рук с развитием умственной деятельности и речи. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев. Известный исследователь детской речи М.И. Кольцова пишет: “Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга”.

Поэтому для детей дошкольного возраста, а особенно для тех, у кого зафиксированы нарушения в развитии речи, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционных движений и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие их мышления.

К сожалению, в последние годы значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста, у которых отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, речевые навыки развиты недостаточно, речь детей малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам.

Актуальность данного методического пособия определяется необходимостью оказания своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии правильной связной речи и формировании мелкой моторики пальцев рук. Представленные в методическом пособии материалы помогут педагогу создать ситуацию школьной успешности будущего первоклассника, сохранить его индивидуальность через благоприятные условия формирования двигательных навыков пальцев рук и развитие правильной грамотной речи.

Цель данного методического пособия обеспечение возможности коррекции и стимулирования речевой и мыслительной деятельность ребёнка, через развитие мелкой моторики и координации движения рук в ходе организации учебно-воспитательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Основные задачи учебно-воспитательной деятельности, которые можно реализовать, используя данное пособие:

  • Развитие творческих способностей, памяти, мыслительной деятельности, связной речи;
  • Создание условий для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;
  • Тренировка тонких движений пальцев и кистей рук;
  • Формирование координации движений;
  • Стимулирование зрительного и слухового восприятия;
  • Обогащение словарного запаса детей.

Принципиальное отличие и новизна предложенного методического пособия заключаются в качественном обобщении материала эффективно используемого в учебно-воспитательном процессе на протяжении длительного периода. Для достижения наиболее эффективных результатов предлагаются нетрадиционные приемы массажа, упражнения для развития мелкой моторики рук в сочетании с традиционными методиками развития мелкой моторики рук и связной речи дошкольников.

Подача материала в данном методическом пособии носит комплексный характер, теория логично сочетается с практикой.

В пособии представлены:

  • Приемы самомассажа для детей дошкольного возраста.
  • Пальчиковые игры.
  • Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Материал, представленный в пособии, является обобщением многолетнего собственного опыта работы. Результативность использования данного материала подтверждается диагностическими обследованиями детей дошкольного возраста специалистами (логопедом, психологом).

Данное коррекционно-развивающее пособие рекомендуется к использованию педагогам дополнительного образования, и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста.

Пособие будет интересно и полезно для родителей детей данной возрастной группы. Используя предлагаемый материал, родители смогут в интересной и занимательной форме, продолжить работу по развитию грамотной связной речи детей, а также формированию мелкой моторики рук в домашних условиях.

II. Основная часть.

II.1. Развитие мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возрасте.

Моторика – это движения, совершаемые организмом. В общей моторике выделяют мелкую и крупную, которые тесно связаны между собой.

Развитие моторики начинается с первых лет жизни. Вначале ребенок учится изменять положение головы, туловища, затем движения становятся целенаправленными и осознанными. По мере роста ребенка у него вырабатываются определенные умения и навыки в движениях.

Улучшение координации движений у детей начинается с 3–4 лет, что связано с созреванием отделов центральной нервной системы. В 3,5–4 года ребенок уже умеет рисовать, а также пытается писать буквы и подписывать свои рисунки, где изображены разнообразные сюжеты.

Важно отметить, что с 4 лет, появляется возможность целенаправленного формирования движений в процессе обучения ребенка.

В 5 лет детям не составляет трудности копировать простейшие геометрические фигуры. При нанесении штриховки линии становятся более четкими и ровными, а в рисовании овалов – завершенными. К концу дошкольного возраста ребенку доступны любые графические движения, штрихи и линии.

Период 4–7 лет можно назвать периодом освоения и совершенствования новых инструментальных движений.

Для того чтобы ребенок правильно усвоил способ движения, недостаточно подражания или показа, необходима специальная организация деятельности ребенка под руководством взрослого.

II.2 Диагностические методики уровня развития мелкой моторики.

Определение уровня развития мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность педагогу правильно спланировать свою работу в данном направлении. Для этого необходимо проводить диагностику уровня развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Методика “Домик”.

Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.

Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.

Ошибками являются:

а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;
б) замена одного элемента другим;
в) отсутствие элемента;
г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
д) сильный перекос рисунка.

Методика “Дорожки”.

Перед ребенком кладется лист со стимульным материалом, на середину листа – карандаш.

В игровой форме ребенку предлагается “проехать” по каждой из дорожек к домику поочередно. Инструкция: “Тебе нужно проехать по дорожке к домику на машинке. Как поедет твоя машинка, ты нарисуешь этим карандашом. Ехать надо аккуратно, так, чтобы машинка ехала только вперед, не останавливалась и не выезжала за края дорожки – иначе случится авария”. В практических тетрадях фиксируется то, какой рукой ребенок держит карандаш, правильно ли он его держит, не меняет ли руку. В анализе также отмечается, насколько плавной является проведенная линия, ее сила.

По результатам проведения задания формируется вывод, в ходе которого сравниваются выявленные особенности мелкой моторики и фиксируется результат о выявлении ведущей руки

Графический диктант.

Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых – тренировочный.

  1. “Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами”.
  2. “Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор”.
  3. “Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор”.
  4. “Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово “налево” выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово “налево” опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор”.

На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Анализ результатов.

Безошибочное воспроизведение узора – 4 балла. За 1–2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок – 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.

Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:
10–12 баллов – высокий;
6–9 баллов – средний;
3–5 баллов – низкий;
0–2 балла – очень низкий.

Методика Керна – Йерасека (для детей 6 лет).

Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.

Методика состоит из трех заданий:
1. Срисовывание письменных букв.
2. Срисовывание группы точек.
3. Рисование мужской фигуры.

Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

1) Копирование фразы “Ей дан чай”.

Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу “Ей дан чай”, написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.

Инструкция. “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши так же”.

10 баллов – срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца.Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.

8–9 баллов – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.

7–6 баллов – буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

5–4 балла – на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.

3–2 балла – каракули.

2) Срисовывание группы точек

Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек – 2 мм.

Инструкция. “Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь” (показать где).

10–9 баллов – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.

8–7 баллов – число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.

6–5 баллов – рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.

4–3 балла – контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются.

1–2 балла – каракули.

3) Рисунок человека.

Инструкция: “Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)”. Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: “Рисуй так, как ты умеешь”. Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: “Можно ли рисовать тетю?” – необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

При оценке рисунка человека учитывается:
– наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
– наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
– способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

10–9 баллов – есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок, сделан непрерывной линией (“синтетический”, когда руки и ноги как бы “вытекают” из туловища.

8–7 баллов – по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не “синтетическим способом”. Нарисована отдельно голова и туловище. К ним “прилеплены” руки и ноги.

6–5 баллов – есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4–3 балла – примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу “палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек”.

1–2 балла – отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

II.2. Комплексы упражнений по развитию мелкой моторики рук.

Предложенные в данном разделе упражнения, рекомендуется использовать комплексно. В каждое занятие педагог должен включать приемы самомассажа лица и кистей рук, после этого необходимо проводить комплекс упражнений пальчиковой гимнастики, на следующем этапе дети работают с разнообразным предметным материалом (по выбору педагога), во второй части занятия детям можно предложить выполнение творческой работы.

Приемы самомассажа для детей дошкольного возраста.

“Эффект массажа – естественная восстанавливающая сила организма, сила жизни”.
Гиппократ.

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Перед проведением массажа рук, эффективно проводить массаж лица.

Цель логопедического самомассажа – стимулирование ощущений мышц, которые участвуют в работе речевого аппарата, а также в нормализации мышечного тонуса этих мышц.

Приемы самомассажа лица.

Поглаживание – это обязательный прием, с которого начинается самомассаж.

От середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей от середины подбородка к нижней части ушей.

Разминание также выполняется в области отдельных мышечных групп и максимально активизирует работу мышц.

От середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей от середины подбородка к нижней части ушей.

Поколачивание применяется на лице в местах выхода нервов и в местах, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

От середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей от середины подбородка к нижней части ушей.

Плотное нажатиеэто прием улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы.

Каждое движение выполняется 4–6 раз.

В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Внимание! Перед проведением самомассажа необходимо, чтобы ребенок тщательно вымыл руки.

Приемы самомассажа кистей рук.

Поглаживание – самый распространенный прием. Выполняют его ладонной поверхностью, причем четыре пальца соединены вместе, а большой отведен. Ладонь плотно прижимается к массируемому участку, слегка обхватывая его. Поглаживание можно проводить как одной рукой, так и двумя попеременно: одна следует за другой, как бы повторяя движение.

Разминание – это основной прием глубокой проработки мышечной системы, но разминание, особенно глубокие, оказывают стимулирующее влияние и на нервную систему. После интенсивной физической работы этот прием позволяет быстро восстановить тонус уставших мышц. Растирание. При помощи растирания можно усилить местное кровообращение.

Потряхивание непосредственно связано с разминанием и проводится после него. Прием способствует улучшению оттока лимфы, действует успокаивающе на нервную систему. Потряхивание оказывает влияние не только на поверхностные, но и на глубоко лежащие ткани. Потряхивание выполняют мизинцем и большим пальцем.

Встряхивание применяется только на конечностях после массирования руки. Физиологическое влияние аналогично потряхиванию. Встряхивание руки выполняют стоя или сидя.

Ударные приемы при самомассаже вызывают усиленный приток крови к массируемому участку, раздражают мышечные волокна, усиливая их сокращения. Будучи мощным механическим раздражителем, ударные приемы тонизируют нервную систему. Ударные приемы выполняют на предельно расслабленных мышцах.

Поколачивание при самомассаже проводят кистью, пальцы слегка сжаты в кулак. Удар наносят со стороны мизинца.

Расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения, детям поможет нетрадиционный массаж кистей рук с использование разнообразных предметов (шишек, деталей конструктора, мячиков, массажных щеток и т.д.). Желательно чтобы он сопровождался небольшими стихотворениями. Это служит хорошей тренировкой образного мышления детей, их памяти, помогает быстро и легко запоминать стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

 

При освоении приемов самомассажа рук необходимо строго придерживаться следующих правил:

1. Все движения выполняют по ходу лимфатических путей. Для этого руки массируют от кисти к локтевому суставу, от локтевого сустава до подмышечной впадины (здесь находятся лимфатические узлы). Лимфатические узлы массировать нельзя!

2. Массажные движения не должны вызывать болезненности или неприятных ощущений, не должны оставлять на теле кровоподтеков, нарушать кожный покров, но массаж следует проводить достаточно энергично, должно появляться ощущение тепла, расслабленности и улучшаться настроение.

3. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.

4. Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.

5. Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание).

6. Все упражнения нужно выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Пальчиковые игры.

“Пальчиковые игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. О них можно говорить как о великолепном универсальном дидактическом и развивающем материале. Смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. А для того, чтобы хорошо развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки считалки, песенки. В принципе, любые стихотворения произведения такого рода педагоги, воспитатели и родители могут сами “переложить на пальцы” т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Для получения максимального эффекта важно ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить и о специфике самих движений. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. При частом использовании движений сжатия без растяжения (и уж тем более расслабления) возникает так называемый “перекос”, что может вызвать повышение тонуса пальцев. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.

Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как неведущая рука оказывается ущербной.

Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь неведущую руку сделать более активной.

Рекомендации к проведению пальчиковых игр.

1. Перед началом упражнений дети должны разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

2. Перед игрой необходимо с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой.

3. Обязательна демонстрация упражнения педагогом.

4. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, детей, точным переключение с одного движения на другое.

5. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц, чтобы приносили детям радость.

6. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз с начало одной рукой потом другой, а после двумя руками вместе.

7. Указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов, при необходимости отдельным детям оказывается помощь.

8. Выбрав два или три упражнения , постепенно заменяют их новыми.

Внимание!

Никогда не принуждайте детей! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их или поменяйте задания.

Комплекс пальчиковой гимнастики.

 

Комплексы пальчиковых игр.

Комплекс № 1.

1. “Коза” (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2. “Козлята” (выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3. “Очки” (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

4. “Зайцы” (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

5. “Деревья” (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы). Потешка “Белка”

Сидит белка на тележке, (левой рукой загибать по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца)

Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в роток,
кому в зобок,
А кому в лапочку.

Комплекс № 2.

1. “Флажок” (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2. “Птички” (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. “Гнездо” (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

4. “Цветок” (то же, но пальцы разъединены).

5. “Корни растения” (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка “Этот пальчик..”

Этот пальчик – дедушка, (Согнуть пальцы левой руки в кулачок, по очереди разгибать пальцы, начиная с большого.)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

Театр маленьких пальчиков.

Особой популярностью у детей пользуется пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. С самого раннего возраста можно показывать ребенку спектакли на пальчиках. В нем все герои, сцена и сюжет расположены на одной или двух руках.

Достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. Они должны быть средних размеров и с выразительной знаковой внешностью. Лучше, если они будут в одежде, которую можно менять. Возможно, для игры потребуются аксессуары: мячик (его можно катать друг другу), тряпочки (с их помощью можно прятать игрушку, одевать ее или укрывать) и т.д.

Уважаемые педагоги!

Сначала ребенок видит маленький спектакль в ваших руках, а затем ему захочется взять игрушку в свои руки и заговорить от ее имени. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Чтобы игрушка стала артистом, нужно самому быть немножко артистом. Если такие спектакли в ваших руках достаточно выразительны и "заразительны", то с 4 лет дети сами активно играют с игрушками-артистами, имеющимися у них под рукой.

Сценарий пальчикового театра Волк и семеро козлят (по мотивам русской народной сказки).

Действующие лица. Ведущий, Коза, Волк, козлятки.

Ведущий. Жила-была в лесной избушке Коза-желтые глаза. И было у нее семеро козлят. Рано утром уходила Коза за кормом и говорила козляткам...

Коза. Козлятушки – ребятушки, я далеко в лес пойду. А вы никому дверь не открывайте! Приду, песенку спою:

Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.

Козлята. Мы никому дверь открывать не будем.

Ведущий. Коза ушла. А в этом лесу жил злой Серый Волк. Увидел он избушку, услышал, как поет Коза, подошел к избушке и постучал.

Волк. Тук, тук!

Козлята. Кто там?

Ведущий. Запел волк грубым голосом.

Волк.

Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.

Ведущий. А козлята ему в ответ...

Козлята. Слышим, слышим! Не матушкин голосок! Наша матушка поет тоненьким голосом и не такую песенку.

Ведущий. Не отворили козлятки дверь Волку, он и ушел в лес! Вернулась Коза. Похвалила деток, что ее послушали.

Коза. Умницы вы, деточки, что не отперли Волку дверь, а то бы он вас съел.

Для кукольного спектакля подготовьте плоскостной домик с вырезанными окошками, пальчиковых кукол: Козу, козляток, Волка.

Сценка для пальчикового театра.

Дружная семейка.

(По В. Арсентеву, обработка Т. Евтюковой.)

Действующие лица: Сказочник, пять пальчиков.

Роль Сказочника исполняет взрослый, роль пальчиков исполняют дети.

Сказочник: (на указательном пальце Сказочника надета кукла мама).

На опушке леса в маленьком домике жила мама с пятью мальчиками-пальчиками. Говорит раз мальчик маме.

Над ширмой слева показывается Мама, рядом с ней – БОЛЬШОЙ ПАЛЬЧИК:

Большой пальчик: Мамочка, я есть хочу... Испеки мне пирожок!

Мама: Хорошо, сынок! Мука у нас найдется, свежее маслице тоже, а вот печку-то растопить нечем!

Большой пальчик: Я помогу тебе, шишек принесу!

Убегает в одну сторону, мама удаляется в другую сторону.

Сказочник: Побежал пальчик в лес, а там шишек – видимо-невидимо!

Большой пальчик: Вот здорово! Будет, чем маме печку ратопить!

Сказочник: Нагнулся пальчик за шишкой, а поднять не может.

Большой пальчик: Нет, одному не справиться. Позову-ка второго брата, Указальчика. Он и больше меня, и сильнее.

Убегает.

Сказочник:

Указальчик, брат удалый,
Будем сыты до отвала,
Если шишку мы с тобой
Отнесем сейчас домой!

Появляется указательный палец. Оба бегут за шишкой.

Сказочник: Нагнулся Указальчик, старается шишку поднять, но не тут-то было.

Указальчик: Давай-ка пойдем среднего брата позовем.

Убегают.

Большой пальчик:

Средний, ты у нас в отца,
Нет проворней молодца.

Указальчик:

Всех ты выше, всех сильнее,
Помоги нам поскорее!

Появляется средний пальчик, бегут за шишкой втроем.

Сказочник: Но и самый сильный из братьев так и не смог поднять шишку.

Средний пальчик: Давайте позовем Безымянчика, может быть, он поможет.

Убегают.

Большой пальчик:

Братец Безымянчик,
Пришли мы за тобой:

Указальчик:

Помоги нам шишку
Отнеси домой!

Появляется безымянный пальчик, все бегут за шишкой.

Сказочник: Безымянчик, четвертый брат, старается, весь потом обливается... Но шишка – ни с места! Что же делать? Решили самого младшего на помощь позвать.

Пальчики убегают.

Безымянчик:

Ах, Мизинчик, дай совет,
С этой шишкой сладу нет!

Появляется мизинец. Все бегут за шишкой.

Сказочник: Посмотрел Мизинчик на шишку, подумал, да и говорит:

Мизинчик:

Для умелой для руки
Это дело – пустяки!
Ну-ка, братцы, смело
Беритесь за дело!
Ты возьмись за этот край,
Ты отсюда нажимай,
Ты отсюда, я – оттуда...
Раз, два, три, приподнимай!

Показывается вся кисть руки, несущая шишку.

Сказочник:

Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам – урок.
Если за дело вы дружно возьметесь,
То своего непременно добьетесь!

Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Совершенствованию моторики рук ребенка способствуют специальные упражнения с разнообразными подручными предметами (бельевыми прищепками, маленьким мячиком, цветными резиночками),складывание фигур и орнаментов из цветных палочек,геометрических фигур, палочек Кюэзинера.

Целесообразно изготовить игровое пособие состоящее из нескольких дидактических игр предназначенных для развития и коррекции мелкой моторики, улучшения цветового восприятия, эмоций, внимания, памяти, воображения детей дошкольного возраста. Каждая игра в таком пособии имеет баночку – упаковку, на которой изображены различные эмоциональные состояния героев, внутри находятся детали разной формы, цвета, размера, для выкладывания, нанизывания, завязывания, перекатывания.

В данном методическом пособии представлены несколько таких игр.

1. Игра “В гости к Осьминогу вместе мы пойдем”.

Задание: нанизать колечки на шнурочки “щупальца” Осьминога, варьируя цветом и пространством между ними. Педагог может дать детям творческое задание: сочинить сказку про веселого Осьминога. Содержимое баночки может меняться. Вместо колечек туда можно положить бусины, пуговицы.

2. Игра “Забавные прищепки”.

Детям предлагается с помощь прищепок построить предметы или доделать недостающие элементы предметов. Педагог может дать творческое задание: придумать рассказ о предмете, который сделали из прищепок.

3. Игра “Ожерелье для Золушки”.

Задание: нанизать бусинки на цветную проволочку, варьируя цветом и пространством между ними). Дети могут заплести золушке косички. Педагог должен вспомнить с детьми сказу про Золушку.

4. Игра “Забавные шнурочки”.

На баночке прикреплены шнурочки разного цвета. Детям дается задание завязать шнурочки на бантик или завязать узелок из шнурочков по образцу.

5. Игра “Веселые резиночки” .

Дети берут себе по одной разноцветной резиночке и надеваю ее на два пальца одной руки. Задание: повернуть пальцами резиночку на 360 градусов. Позже детям можно будет предлагать работать сразу двумя резиночками на каждой руке по одной.

Размеры предметов, с которыми работают дети педагог должен постепенно уменьшать, что поможет добиться большей точности движений, улучшения координации движений пальцев рук.

Перед тем как дети начнут работать с мелкими деталями обязательно проводится беседа по правилам безопасности работы с мелкими предметами. Педагог должен обязательно контролировать, чтобы дети не брали мелкие детали в рот.

Хотелось бы отметить, что бесценным материалом для развития внимания, мышления ребенка, а также движений пальцев его рук являются игры с мозаикой, разрезными картинками, конструкторм.

III. Заключение.

Результаты многолетней работы показали, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей детей, положительно влияет на развитие речевых зон коры головного мозга, а также способствует сохранению физического и психического здоровья детей.

Представленные в методическом пособии материалы помогут педагогу создать ситуацию школьной успешности будущего первоклассника, сохранить его индивидуальность через благоприятные условия формирования двигательных навыков пальцев рук и развитие правильной грамотной речи.

Успехов Вам и Вашим детям!

IV. Список литературы

  1. Александрова Т.В.Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок// Дошкольная педагогика. – 2008. – № 7. – С.33–37.
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. – М., 2006.
  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Тренируем пальчики. – М., 2000.
  4. Максимова А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. – М., 2000.
  5. Прищепова С.М. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей // Дошкольное воспитание. – 2005.№ 1. – С.60–64.
  6. Соколова Г.Т. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков //Дошкольное воспитание. – 2005. – № 6. – С. 34–36.4.
  7. Фирилева Ж.Е. Танцы пальчиками // Дошкольная педагогика. – 2005 . – №3. – С.26–28.

V. Приложение.

Приложение 1. Консультация для родителей по теме “Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук ребенка”.

Приложение 2. Консультация для родителей по теме: “Способы развития связной речи детей дошкольного возраста”.