Закрытость учреждений уголовно-исполнительной системы, их изоляция от общества; социально-педагогическая запущенность, отставание в психологическом и интеллектуальном развитии учеников; слабая мотивация учебной деятельности или ее отсутствие – особенности пенитенциарной образовательной среды.
Наши ученики – это взрослые люди с негативным социальным опытом, а мы часто забываем, что обучение взрослого человека, как правило, сильно отличается от обучения ребенка. Конечно, какие-то методы оказываются универсальными, однако любой преподаватель, привыкший на протяжении 20–30 лет работать с детьми, не должен слепо переносить свой профессиональный подход на взрослого. Это чревато серьезным снижением эффективности обучения и прочими проблемами, в том числе психологического характера. Необходимо учитывать реальные возможности наших учеников; подготовленность к обучению или, как сейчас принято называть, остаточные предметные знания. “Глубина залегания” таких остаточных знаний и умений весьма индивидуальна. Но только на таком индивидуальном для каждого учащегося уровне может быть обеспечен начальный успех, совершенно необходимый для восстановления интереса к учебе и уверенности в себе. Высокий уровень мотивации – это компенсация недостаточного запаса знаний, умений, навыков.
Учитель может способствовать развитию мотивации, учащиеся должны почувствовать себя успешными. Успешным будет тот ученик, который испытывает удовлетворенность собой и своей деятельностью. Как поддерживать интерес, почувствовать себя успешным в условиях нашей школы?
Для решения выше означенной проблемы обратимся к выводам практической психологии и андрагогики – искусства и науки помощи взрослым в обучении.
Мотив проявляется тогда, когда осознается потребность. Мотив – это то, что побуждает к деятельности. Мотив – это то, ради чего совершается деятельность. Если осознаваемая потребность поможет субъекту ответить на вопрос, почему осуществляется деятельность, то мотив ответит на вопрос, зачем осуществляется деятельность.
Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович выделяют две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие замыкаются на волю, являются побудительными факторами деятельности [5]. Психологи выделили несколько факторов, которые влияют на успешность учебной деятельности. Л.И. Божович выделяет две категории учебных мотивов:
- Познавательные мотивы – познавательные интересы учеников, их потребность в интеллектуальной активности, в овладении новыми умениями, знаниями, навыками.
- Социальные мотивы – потребность в общении с другими людьми в процессе учения, потребность в их одобрении, стремлении ученика занять достойное место в системе доступных ему социальных отношений (в классе, среди педагогов) [5].
На познавательную мотивацию в школе работает ряд факторов:
1. Система внеклассной воспитательной работы включает проведение предметных декад, школьных олимпиад, викторин. Ученики участвуют в заочных конкурсах, турнирах с обязательным торжественным поощрением победителей.
Участники заочных турниров по предметам естественно-математического цикла:
Уровень. | 2010–2011 | 2011–2012 | 2012–2013 |
Региональный: Ломоносовский турнир, фестиваль “Белая береза”. | 18 | 20 | 21 |
Российский: конкурс “Леонардо”, “Человек и природа”, “Зимние интеллектуальные игры”, олимпиада “Олимпус”. | 7 | 15 | 20 |
Международный: конкурс “Гелиантус”, “Кенгуру”. | 2 | 8 | 15 |
2. На активизацию познавательного интереса влияет наглядность: предметные стенды с интересной сменной актуальной информацией.
3. Подогревают познавательный интерес и новые продуктивные технологии образования, используемые в преподавании.
Технология развития критического мышления на стадии вызова подразумевает формулирование проблемы учителем или самостоятельно учениками [2].Технологию критического мышления часто применяют для предметов гуманитарного цикла. В нашей школе её приемы используются на уроках физики. На стадии вызова, когда происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу, можно использовать задачу, эксперимент, проблемную ситуацию, мозговой штурм, разбивку на кластеры. Наши ученики – это не тот контингент, который будет читать, думать, выбирать, используя прием ЗУХ (знаю, хочу узнать, узнал). Поэтому на стадии вызова используется опора на жизненный опыт, которым они с желанием делятся.
Прием “Покопаемся в памяти”, опирающийся на жизненный опыт, актуален для учеников школы, используется в темах, имеющих практический выход: тепловые, электрические, оптические явления. Прием “Ассоциации” используется, например, после объявления темы “Тепловые явления”, учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель записывает на доске. Прием “Перепутанные логические цепочки” применяется в начале изучения темы, где можно использовать межпредметные связи, например, физики с химией в теме “Основные положения молекулярно – кинетической теории” (10 класс). Ученикам предлагаются верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “ + ” там, где, по их мнению, высказывание правильное, и знак “ – ” там, где оно неверно. Работает на развитие познавательного интереса учеников к предмету прием “Предмет в сослагательном наклонении”. Например:
Если бы ваши очки преобразовали тепловое излучение в видимое, каким бы мы увидели наш мир? (Тепловые явления, 8 класс.)
Представьте, что человечество и плоды его трудов должны исчезнуть. Но людям разрешено оставить фразу, которая помогла бы потомкам быстрее пройти путь к совершенству, без больших потерь. Какой должна быть эта фраза? (Молекулярная физика, 10 класс.)
Школа повышает и уровень социальной мотивации учеников. Меняется материально-техническая база, пребывание учеников в школе становится комфортным, интересным. Продумано все, вплоть до колера стен в кабинетах. Школа технически оснащена: компьютеры, интерактивные доски, учебное оборудование по физике. Поступили новые комплекты для практических работ по биологии, химии, комплекты учебных карт, плакатов; все это активно используется в учебном процессе.
Социальная мотивация – это и потребность в общении, в поощрении и одобрении. Педагогический коллектив профессионально и психологически готов к работе с агрессивным и сложным контингентом учеников, строит ровные, дружелюбные отношения, избегая назойливости, чопорности и раздражения.
Многие психологи помимо общих мотивов деятельности особо выделяют мотивы успешной учебной деятельности [5]. Рассмотрев эти мотивы, мы сможем понять: что же побуждает ученика учиться, причем учиться успешно? Все мотивы делятся на внешние: учусь, потому что так надо, ответ на ожидания социально значимых людей (семьи, администрации и.т.д.); и внутренние: учусь, потому что полезно, интересно, нравится.
Факторы формирования внешней мотивации:
– учебные задачи на каждом этапе урока должны быть посильными, из зоны
ближайшего развития ученика (термин, предложен Л.С. Выгодским для определения
умственного развития обучающегося);
– четкая постановка учебных задач на каждом этапе урока, при выполнении каждого
задания;
– обязательная отметка и закрепление учебных достижений ученика, закрепление и
фиксация именно учебных достижений, а не неудач;
– формирование положительной самооценки (неуспех – следствие объективных
обстоятельств, а не того, что ученик глупый и.т.д.) [3].
Для реализации этих рекомендаций в школе осуществляется тестирование учеников для определения уровня развития мышления, памяти и интеллекта вообще. Это помогает нам обозначить зону ближайшего развития ученика и правильно определить уровень учебных задач, поставленных на уроках. В процессе обучения фиксируется и публично оглашается каждый учебный успех: через наглядность, классные уголки. Успешных учеников с подачи школы поощряет администрация исправительного учреждения.
Для учебы не менее важны факторы внутренней мотивации: творческое разнообразие деятельности; отсутствие жесткого контроля; отсутствие спешки; свободный выбор заданий, которые даются на уроке; отсутствие публичности в деятельности; акцент на успешность; эмоциональный подъем и волевые качества личности [3]. На реализацию этих теоретических выводов работает весь коллектив. Чтобы процесс учения был творческим, разнообразным, мы используем разные типы и формы занятий.
Условия влияния на успешную деятельность мы реализуем через особую систему организации учебного процесса. Школа работает по зачетной системе. Учебный процесс – чередование групповых и индивидуальных консультаций, работу завершают тематические зачеты. С помощью зачетной системы ученик сам выбирает ритм работы и сдачи зачетов, уровень сложности заданий, имеет возможность получить зачет автоматом, выполнив все учебные задания. Система гибкая, позволяет учиться и получать маленькие учебные результаты слабым и реализовать свои учебные возможности сильным ученикам.
Для усиления внутренней мотивации мы используем современные технологии или их элементы. Например, в преподавании физики применяем элементы контрольно – корректирующей технологии (ККТ) в сочетании с блочно – модульным структурированием учебного материала. Тема – это блок, рассчитанный на определенное количество уроков, разделенный на модули (учебные элементы темы). ККТ – организация деятельности обучающихся в процессе продвижения по индивидуальной траектории с учетом их способностей [4]. Учителю отводится роль консультанта.
При работе с социально дезадаптированным, сложным контингентом учеников надо вспомнить совет В. Гёте: “Общаясь с ближними, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Общаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше” [1]. Говоря о проблеме мотивации, хочется отметить, что мы в начале сложного пути. В таблице представлены результаты тестирования наших учеников, проведенные в 2012–2013 учебном году.
Обучаюсь по желанию | 63% |
Обучаюсь по принуждению | 37% |
Пришел по желанию и не нравится | 2% |
Пришел по желанию и нравится | 61% |
Пришел по принуждению и не нравится | 11% |
Пришел по принуждению и нравится | 26% |
В этой таблице есть тревожный звонок: “пришел по желанию и не нравится”. Это значит, мы не нашли подход, не ответили на образовательные запросы ученика, не справились с ним психологически. Но есть и предмет для особой гордости: “пришел по принуждению и нравится”. Это наша маленькая победа над равнодушием, инертностью мышления, бездуховностью, отсутствием мотивации.
В заключение хочется привести слова Анатоля Франса: “Не пытайтесь удовлетворить своё тщеславие, стараясь научить кого-то слишком многому. Разбудите в человеке любопытство. Достаточно приоткрыть разуму дверь, не перегружая его, просто заронить в него искру. Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем” [6].
Список литературы
- Вечное возвращение: афоризмы и мысли Гёте – кладезь мудрости (http://www.kultura.uz).
- Заир-Бек Ф.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
- Немов Р. С. Общие основы психологии. М., 1994.
- Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве – Омск: БОУДПО “ИРООО”, 2009.
- Тертель А.Н. Психология. Курс лекций. М., 2006.
- Цитаты Франса. (http://www.genialnee.net/authors/Anatole_France/).