Слабые и сильные позиции согласных звуков

Разделы: Начальная школа


Цель: пронаблюдать и выделить слабую позицию согласного звука перед другим согласным.

Тип урока: Решение частных задач.

Ход урока

1. Создание учебной ситуации.

На доске запись:

У: Что вы видите?

Д: Модели: Одна модель рассказывает о слабой позиции гласного, а другая согласного.

У: Я хочу предложить такое задание. Давайте ,выполним это задание работая в парах. Согласны?

Д: Согласны.

У: Те кто сидит справа, будут выбирать слова к первой модели, а те , кто сидит слева, – ко второй.

У: Давайте , одна пара поработает у доски.

1-й уч. – Ты будешь отвечать за слова, в которых есть слабая позиция гласного.

2-й уч. – А ты будешь, в которых согласный стоит в слабой позиции.

У: Давайте, сначала попробуем как будете рассуждать, чтобы понять, чье это слово. Например: слово луг.

(Обсуждение детей.)

2-й уч. По – моему, это слово мое, потому что в нем есть согласный в конце слова и он парный. Ты согласен?

1-й уч. Согласен.

У: Дети, вам понятно как будете обсуждать слова в паре?

Д: Да.

У: (диктует слова): сад, дуб, дела, молоко ,сон, кружка ,жираф, рукав.

– Работа в парах. (Идет обсуждение детей.)

На доске появляется запись:

У: Может у кого-то есть вопрос? Почему вы не записали слово кружка?

Д: Это слово есть на нашей лесенке. Еще надо разобраться.

2. Анализ условий решения задачи.

У: Что нам нужно выяснить, если вам легко находить слабые позиции гласного и согласного?

Д: Есть ли еще слабые позиции у согласных звуков ? Какие?

У: Тогда у нас возникает вопрос. – Что надо делать?

Д: Наблюдать за звуками.

У: Давайте, запишем такие слова: гудки, катки. Сначала запишем звуками, потом их изменяем так ,чтобы они называли один предмет.

Запись на доске:

[гуткי ú] [гудóк]

[ катк יú] [катóк]

У: Что будем теперь делать?

Д: Выписать согласные звуки.

У: Какие согласные будем выписывать?

Д: Чередование согласных по звонкости – глухости.

[гуткי ú][ãудóк] [т] // [д]

[ каткיú [катóк] [т] // [т]

У: Что вы заметили?

Д: В словах гудок – каток звуки разные, а гудки – катки одинаковые.

У: Почему?

Д: В словах гудок – каток после согласного стоит гласный, а в словах гудки – катки два согласных стоят рядом.

У: Как вы думаете? Какая из этих позиций слабая?

Д: Гудки – катки (только глухой звук).

У: Тогда, в каких словах согласный звук стоит в сильной позиции? Почему?

Д: гудок – каток, потому что там звонкий и глухой согласный.

У: Мы смогли ответить на ваш вопрос?

Д: Да.

У: Какую еще слабую позицию парного согласного мы обнаружили?

Д: Когда он стоит перед другим согласным.

У: А какая позиция была сильной?

Д: Перед гласным.

У: Как вы думаете ,она для нас новая?

Д: Нет.

3. Моделирование.

На доске запись:

У: Что вы заметили?

Д: Про первый согласный мы знаем, а про второй нет.

У: Может, перед любым согласным у согласного слабая позиция?

Д: Давайте запишем это вопрос (?) на “записе”.

4. Рефлексия.

У: Что мы решили узнать на уроке?

Д: Какая еще слабая позиция есть у согласных звуков.

У: Что вы обнаружили?

Д: Когда согласный звук стоит перед другим согласным, то это слабая позиция.

У: Большое спасибо за работу.