Цель: пронаблюдать и выделить слабую позицию согласного звука перед другим согласным.
Тип урока: Решение частных задач.
Ход урока
1. Создание учебной ситуации.
На доске запись:
У: Что вы видите?
Д: Модели: Одна модель рассказывает о слабой позиции гласного, а другая согласного.
У: Я хочу предложить такое задание. Давайте ,выполним это задание работая в парах. Согласны?
Д: Согласны.
У: Те кто сидит справа, будут выбирать слова к первой модели, а те , кто сидит слева, – ко второй.
У: Давайте , одна пара поработает у доски.
1-й уч. – Ты будешь отвечать за слова, в которых есть слабая позиция гласного.
2-й уч. – А ты будешь, в которых согласный стоит в слабой позиции.
У: Давайте, сначала попробуем как будете рассуждать, чтобы понять, чье это слово. Например: слово луг.
(Обсуждение детей.)
2-й уч. По – моему, это слово мое, потому что в нем есть согласный в конце слова и он парный. Ты согласен?
1-й уч. Согласен.
У: Дети, вам понятно как будете обсуждать слова в паре?
Д: Да.
У: (диктует слова): сад, дуб, дела, молоко ,сон, кружка ,жираф, рукав.
– Работа в парах. (Идет обсуждение детей.)
На доске появляется запись:
У: Может у кого-то есть вопрос? Почему вы не записали слово кружка?
Д: Это слово есть на нашей лесенке. Еще надо разобраться.
2. Анализ условий решения задачи.
У: Что нам нужно выяснить, если вам легко находить слабые позиции гласного и согласного?
Д: Есть ли еще слабые позиции у согласных звуков ? Какие?
У: Тогда у нас возникает вопрос. – Что надо делать?
Д: Наблюдать за звуками.
У: Давайте, запишем такие слова: гудки, катки. Сначала запишем звуками, потом их изменяем так ,чтобы они называли один предмет.
Запись на доске:
[гуткי ú] [гудóк]
[ катк יú] [катóк]
У: Что будем теперь делать?
Д: Выписать согласные звуки.
У: Какие согласные будем выписывать?
Д: Чередование согласных по звонкости – глухости.
[гуткי ú][ãудóк] [т] // [д]
[ каткיú [катóк] [т] // [т]
У: Что вы заметили?
Д: В словах гудок – каток звуки разные, а гудки – катки одинаковые.
У: Почему?
Д: В словах гудок – каток после согласного стоит гласный, а в словах гудки – катки два согласных стоят рядом.
У: Как вы думаете? Какая из этих позиций слабая?
Д: Гудки – катки (только глухой звук).
У: Тогда, в каких словах согласный звук стоит в сильной позиции? Почему?
Д: гудок – каток, потому что там звонкий и глухой согласный.
У: Мы смогли ответить на ваш вопрос?
Д: Да.
У: Какую еще слабую позицию парного согласного мы обнаружили?
Д: Когда он стоит перед другим согласным.
У: А какая позиция была сильной?
Д: Перед гласным.
У: Как вы думаете ,она для нас новая?
Д: Нет.
3. Моделирование.
На доске запись:
У: Что вы заметили?
Д: Про первый согласный мы знаем, а про второй нет.
У: Может, перед любым согласным у согласного слабая позиция?
Д: Давайте запишем это вопрос (?) на “записе”.
4. Рефлексия.
У: Что мы решили узнать на уроке?
Д: Какая еще слабая позиция есть у согласных звуков.
У: Что вы обнаружили?
Д: Когда согласный звук стоит перед другим согласным, то это слабая позиция.
У: Большое спасибо за работу.