ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музей – хранилище ума и красоты предшествующих поколений, людей, в котором, человек черпает силы для сегодняшних жизненных свершений.
Чтобы выжить сегодня в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самовыражению. При этом важна связь с прошлым, наличие культурной и исторической памяти, устремленность в будущее, видение и поиск глобальных проблем.
Помочь молодому поколению в решении этой проблемы сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная моделирующая система культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. История страны, пропущенная через собственный жизненный опыт, через пробуждение чувства сопричастности, сострадания и соучастия – вот что воспитывает настоящего патриота и гражданина. Чтобы подросток мог проникнуться такими чувствами, порой недостаточно только прочесть или услышать нужную информацию, тут требуется «прикоснуться к эпохе», «потрогать» ее руками.
В основе программы «Музейное дело» лежит принцип воспитания и образования личности музейными средствами. Причиной, послужившей основанием для разработки данной программы, явилось то, что уже существующие учебно-образовательные программы по музееведению в большинстве своем содержат темы какого-либо одного направления в музейном деле, например, экскурсионного. Появилась потребность попытаться создать такую программу, где по хронологическому принципу взаимосвязано и последовательно были рассмотрены темы по истории музейного дела, начиная от античности и заканчивая современностью. Кроме этого, соблюдая все тот же принцип «от простого к сложному», в программе представлены основные музееведческие вопросы и прослеживается взаимосвязь всех видов музейной деятельности. Таким образом, программа существенно углубляет и расширяет знание учащихся по музейному делу, предлагая новое содержание учебного материала.
Кроме этого, программа предполагает не только изучение основ музейного дела, посещение музеев и выставок города и области, но и ознакомление учащихся с окружающим предметным миром, в котором они сами научатся отыскивать предметы, имеющие ценность. Получая теоретические знания и практические умения в области музейной работы, учащиеся вместе с тем через эту работу постигают историю и культуру родного края, что способствует воспитанию в них патриотизма, уважения к прошлому, бережному отношению к реликвиям прежних времен, формирует потребность сохранить исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа также предусматривает путь от простого собирательства к исследовательскому поиску и, наконец, к навыкам научной работы. Именно в этом заключается одна из отличительных особенностей программы, т.к. она содержит изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы, включая практику в качестве экскурсовода. Еще одной отличительной чертой является то, что она в большей степени ориентирована на развитие у школьников познавательной активности, на самостоятельное приобретение ими знаний.
Реализация данной программы способствует общекультурному развитию учащихся через погружение в различные образовательные области:
Образовательная область | Применение |
Словесность | Обогащение тезауруса. Правильное произношение и написание терминов, используемых в музееведении.Периодические издания (журналы, газеты) по развитию музейного дела в нашей стране и за рубежом. |
Естествознание | Понятие об охране окружающей среды. Географическое положение родного края. Полезные ископаемые. История экономического развития Сахалинской области. |
Математика | Понятие о правилах выполнения некоторых математических расчетов при подготовке экспозиции, составлении документации музея, создании макетов, муляжей и других вспомогательных экспонатов.Компьютеризация |
Искусство | Восприятие мировых и отечественных шедевров, запечатленных в живописи и других произведениях искусства. |
Технология | Понятие о методах проектирования, выставочных витрин, стеллажей, стендов. Правила работы с подлинными экспонатами (фотографиями, документами, газетными статьями и т.д.) |
Социальная практика | Понятие о правах и обязанностях специалистов, занятых в сфере музейного дела. Понятие об этике деловых отношений. Правила поведения в общественных местах (музее, архиве, библиотеке). |
Психологическаякультура | Понятие о природных задатках и способностях человека. Личные качества характера, обеспечивающие успех в творческой деятельности. Понятие о психологии профессиональной деятельности, о психологии деловых отношений. Тренинги на выявление и формирование тех или иных личностных качеств учащихся |
Культурная антропология | Понятие об истории и развитии музейного дела на Сахалине и Курилах. Жизнь замечательных людей – основоположников музейного дела. Культурное наследие Сахалинской области. |
Физическая культура | Понятие о здоровом образе жизни.Правила гигиены и санитарии во время походных экспедиций по сбору материала для музея. |
Программа имеет интегрированный характер, так как теснейшим образом связана со многими дисциплинами общеобразовательной школы. При реализации данной программы конкретизируются и расширяются знания учащихся, полученные при изучении школьного курса истории, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики.Не менее важно и то, что в процессе музейно-краеведческой деятельности ребята овладевают основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьным курсом. Они знакомятся с основными понятиями и методами генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, топонимики и топографии, музееведения и т. д. Кроме того, овладевают навыками исследовательской деятельности. В итоге у учащихся формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязь между частным и общим, между основным и второстепенным и т. д.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий в течение двух лет в объеме 60 часов, и предназначена для учащихся 4 – 11 классов.
Программа предусматривает ступенчатое обучение и разделена на два этапа:
1 этап – общекультурный уровень (1 год обучения).
2 этап – углубленный уровень (2 год обучения).
Цель: создать условия для развития школьника, как культурного человека с гуманистической системой ценностей, патриота и достойного гражданина страны, способного и готового осуществлять краеведческую экскурсионную и поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи программы:
обучающие:
- познакомить учащихся с историей музейного дела;
- дать необходимые знания основ музееведческой деятельности;
- познакомить с основными профильными музеями города и области: краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.;
развивающие:
- развить познавательную и творческую активность, инициативу и самостоятельность через участие в поисковой, исследовательской и экскурсионной работе;
- сформировать историческое сознание и активный подход в жизни страны, города, школы;
воспитывающие:
- воспитать с помощью музейных средств творчески активного, гармонически развитого человека, с эстетическими идеалами и чувствами.
- воспитать бережное отношение к памятникам историко-культурного наследия, как к документальным свидетельствам прошлого.
Цель первого года – сформировать у школьников устойчивый интерес к музееведческой деятельности. В связи с этим, программа предполагает посещение разнообразных государственных и ведомственных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащий информацию о крупнейших музейных собраниях России.
Цель второго года обучения – формирование навыков исследовательской работы на основе знаний основ музееведения. Тематический план второго года обучения содержит уже более расширенное и углубленное теоретическое изучение вопросов музейной деятельности, а также большое количество практических занятий, направленных на самостоятельный творческий поиск ребят. Создавая свой творческий продукт (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым реализует свои способности и находит себя как личность.
В результате освоения курса программы, учащиеся могут стать организаторами экскурсионно-краеведческой работы в школе. Программа также может быть использована для курсовой учебы актива школьных музеев. В этом случае объем учебных часов может быть изменен по усмотрению руководителя. Кроме того, программа может быть использована для подготовки помощников экскурсоводов из числа учащихся 6-7 классов. Тогда количество и объем содержания некоторых тем программы может быть сокращен или исключен вообще по решению руководителя. Таким образом, программа не лишена гибкости и допускает внесение изменений.
Принципы организации учебно-воспитательного процесса:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
- научность и доступность,
- систематичность и последовательность,
- связь обучения с практикой,
- наглядность,
- перспективность.
Методика занятий
В основу методики при реализации программы заложены следующие формы работы:
- лекционные (обзорные беседы, доклады педагога и школьников, лекции);
- групповые (экскурсии, походы, экспедиции);
- массовые (конференции, вечера, викторины, конкурсы, игры);
- индивидуальные (изучение литературы; работа с документами и материалами архивов, музеев; записи воспоминаний; подготовка докладов, рефератов, фотоальбомов, экскурсий; составление картотек, экспозиций).
В системе обучения использованы следующие методы:
- метод изложения,
- метод диалога или беседы,
- демонстрационный метод (показ видеофильмов),
- аналитический метод (самостоятельное наблюдение, анкетирование),
- метод практических действий,
- метод контроля (теоретические и практические зачеты, тестирование).
На протяжении всего курса обучения проводятся консультации по основным этапам выполнения творческих заданий.
Прогнозируемые результаты
Выпускник по окончании курса обучения по программе должен обладать определенным уровнем компетентности в вопросах музейного дела и применять на практике полученные знания и умения.
Выпускники должны знать:
- историю музейного дела;
- основные социальные функции музеев;
- ведущие музеи мира;
- ведущие музеи, исторические и памятные места городов и области;
- историю родного края;
- жизнь и деятельность выдающихся и интересных людей мира, их вклад в развитие музейного дела;
- основы музееведческой деятельности;
- правила поведения в музеях и других общественных местах;
- сущность и специфические особенности школьного музея;
- методику проведения экскурсий.
Выпускники должны уметь:
- общаться с людьми;
- вести исследовательские записи;
- систематизировать и обобщать собранный материал, оформлять его и хранить;
- составлять научно-справочную картотеку;
- вести научно-исследовательскую работу;
- составлять и проводить экскурсии;
- выступать с докладами;
- оформлять стенды, фотовыставки и т. д.;
- работать с научной и научно-популярной литературой.
Выпускники должны обладать следующими качествами:
- инициативность;
- аккуратность;
- коммуникабельность;
- целеустремленность;
- самокритичность;
- творческая активность;
- способность к взаимопомощи;
- самостоятельность;
- оригинальность;
- богатое воображение.
Формы подведения итогов реализации программы «Музейное дело»:
- тестирование учащихся по материалам программы;
- защита учащимися творческих и научно-исследовательских работ на городских, областных, региональных и всероссийских научно-практических конференциях;
- создание собственного проекта выставки;
- подготовка экспонатов для школьного музея;
- разработка экскурсионных маршрутов и их защита;
- подготовка краеведческого материала к публикации в районной или областной газете;
- участие в практической деятельности по сохранению историко-культурного наследия родного края.
Полностью текст образовательной программы объединения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО», а так же календарное планирование и Программа деятельности школьного музея на 2013-2016 г. представлены в Приложении.