Цели:
- повторить и закрепить понятие “словосочетание”. Совершенствовать умения уч-ся выделять словосочетания из предложения; находить главную и зависимую части словосочетания; правильно ставить вопрос; повторять знания учащихся за курс начальной школы.
- Развивать мышление, речь, творческие способности учащихся.
- Прививать любовь к родному языку к родной природе; воспитывать аккуратность при письме.
Оборудование: кабинет украшен веточками деревьев, листьями, на партах раздаточный материал; проектор и экран для показа слайдов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке. Посмотрите на свои парты: есть ли рабочая тетрадь, учебник, ручка, карандаш. Очень хорошо, садитесь. Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
II. Слово учителя.
СЛАЙД 1
Наш сегодняшний урок мне хочется начать с «Осенней песни» П.И. Чайковского.
Прослушайте фрагмент песни и ответьте на вопрос:
– Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка?
– Ребята, а как вы думаете, почему чувства грусти и печали?
III. Сообщение темы и целей урока.
Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему парку, полюбоваться красотой родной природы, ее богатством и щедростью, а также повторим те сведения о русском языке, с которыми вы познакомились в начальной школе, повторим и закрепим знания по теме, а какой, отгадаем загадку:
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто есть кто – нам без труда
Вопрос определяет.
– Правильно. Словосочетание. Запишем на доске и в тетради.
Начнем нашу прогулку с орфографической разминки, которая называется « Урожайная полянка»
IV. Орфографическая разминка.
Слайд 2
– Я загадываю загадку, а вы записываете отгадку и выделяете орфограммы.
- Сто одежек и все без застежек. (КАПУСТА)
- Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (КАРТОФЕЛЬ)
- Маленький, горький, луку брат. (ЧЕСНОК)
- Ни окошек, ни дверей, а полна горница людей. (ОГУРЕЦ)
- Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный. (АРБУЗ)
- Сама в земле, а коса на улице. (МОРКОВЬ)
- В поле тычинка – золотая вершинка. (РОЖЬ)
- Красна – в землю вросла. (СВЕКЛА)
– Какие орфограммы мы повторили? Что нужно сделать, чтобы правильно писать эти слова?
– Обратите внимание на слово свекла. Как мы произносим это слово?
– А вы любите кушать свеклу?
Свеклу нужно употреблять в пищу. Она содержит много витаминов, углеводов, кальций. Употребление свеклы плодотворно влияет на наши кости и зубы, а также очищает организм.
V. Фронтальный опрос.
Слайд 3
Что такое словосочетание?
Из каких частей состоит словосочетание?
Назовите эти части.
– Как устанавливается смысловая связь между главным словом и зависимым?
Главное слово помечаем значком х. Стрелка указывает на зависимое слово.
– Словосочетание строится из слов которые относятся к самостоятельным частям речи. (существительное, прилагательное, глагол, наречие)
а) Предлог + существительное. (на земле)- не является словосочетанием, т.к. предлог служебная часть речи.
– А что еще не является словосочетанием?
б) Грамматическая основа предложения.
Например: пошел снег, дети учатся - это уже не что иное, как маленькие, нераспространенные предложения.
в) Однородные члены предложения.
Например: читали и смеялись, белое и черное.
Они однородны, равноправны, не подчинены один другому.
VI. Работа по распознаванию словосочетаний.
Слайд 4
– На партах лежат листочки с отрывком из стихотворения С. Есенина. «Отговорила роща золотая»
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше не о ком.
– Прочитайте про себя, теперь вслух, выразительно.
– Какую картину вы представляете?
– Почему поздняя осень?
– Что использует поэт, чтобы передать красоту осени?
– Как понимаете, роща золотая?
– Что значит березовым, веселым языком?
– А почему журавли не жалеют ни о ком?
– Найдем и объясним орфограммы в остальных словах.
2. Работа в тетрадях и на доске.
– Назвать и записать словосочетания.
VII. Физразминка.
– Теперь тихо встали. Поднимите руки вверх. Представьте кисти рук – это наши листочки. Помашите ими, пожалуйста. Ну, настоящий листопад. А теперь кленовые листочки ложатся на землю. Опускаем плавно руки молодцы. Тихо садитесь.
VIII. Самостоятельная работа.
Слайд 5
Задание: Составить словосочетания. Обозначить главное и зависимое слово в каждом из них. Объяснить правописание.
IX. Поэтическая полянка.
Слайд 6
– Из предложенных словосочетаний Дома нужно было написать мини – сочинение, нарисовать рисунок на тему осень.
– Проверка и оценивание работ учащихся.
X. Итог урока.
– Что называется словосочетанием?
– Из каких частей состоит?
– Что не является словосочетанием?
XI. Дом. задание.
Отметки за урок.