Вид игровой обучающей ситуации: ситуативная беседа.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Здоровье», «Физкультура».
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, физкультминутка, самомассаж.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей. НОД.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Программные задачи
- Образовательные: Учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы простым предложением. Закрепить знания об овощах. Создать условия для формирования у детей умения делать выводы и простые умозаключения. Учить детей принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно. Продолжать учить образовывать прилагательные, уменьшительно – ласкательные слова. Закрепить знания о цвете, форме, размере.
- Развивающие: Совершенствовать грамматический строй речи, умение отвечать на вопросы, выстраивать ответы логически правильно, развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, развивать умение отгадывать загадки. Развивать мыслительные способности детей при ответе на вопросы поискового характера; коммуникативные навыки;
- Воспитательные: Формировать навыки работы в коллективе, чувство единства, желание помогать ближнему. Воспитывать культуру речи и общения (внимательно слушать воспитателя и сверстников); уважительное отношение к товарищам, выслушивая до конца их ответы; доброжелательные взаимоотношения.
Методы: Практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок.
Материал к занятию: Муляжи и натуральные фрукты и овощи, подносы, картинки, ширма, ключики с загадками, замки, корзинки, мультипроектор, слайды, русская народная музыка.
Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Овощи» и «Фрукты», составление рассказов по картинкам, дидактические игры, чтение художественной литературы, отгадывание загадок.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент
Воспитатель:
– Ребята, а кто знает, какое сейчас время года? (Осень).
– Скажите, пожалуйста, после, какого времени года наступает осень?
– А какие осенние месяца вы знаете?
– Ребята, а вам нравится время года осень?
– Чем она вам нравится?
– А есть дети, которым осень не нравится? Почему?
Игра «Хорошо – плохо»
Что хорошего? (можно любоваться красотой осеннего леса, увидеть, как меняют свою одежду деревья и кустарники, услышать, как шуршат листья)
Что плохого? (часто льют дожди, солнце светит меньше, на улице много луж и грязи и т. д.)
(на мольберте или мультипроекторе выставляются картинки с приметами осени)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, у меня для вас сегодня есть маленький сюрприз! Мы сегодня пойдем в гости. Вы любите ходить в гости? А почему, вы любите ходить в гости? ( высказывание детей). А куда мы пойдем, нам поможет в этом загадка, послушайте внимательно и догадайтесь.
Загадка:
Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя.
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это огород. А кто нас может там встретить? А как вы думаете, что мы там будем делать? Тогда мы с вами отправимся в гости. А на чем мы можем отправиться?
Дети: ответы детей (на машине, на поезде, на автобусе, на самолете, на корабле).
Воспитатель: Мы поедим на поезде. Я буду паровозиком, а вы маленькими вагончиками. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем.
- слон большой, а мышка – маленькая
- лев храбрый, а заяц – трусливый
- лук горький, а торт – сладкий
- дельфин гладкий, а кошка – пушистая
- кресло мягкое, а стул – твердый
- гантели тяжелый, а шарик – легкий
- скамейка низкая, а забор – высокий
- дедушка пожилой, а мальчик – молодой
- улитка медлительная, а гепард – быстрый
- гусеница короткая, а змея – длинная
- зимой холодно, а летом – тепло
- днем светло, а ночью – темно (дети по очереди становятся в паровозик)
Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.
Воспитатель: Поехали.
(Играет музыка про паровоз.Дети здороваются с дедом Огородом.)
Дед Огород: Здравствуйте дети!
Как хорошо, что вы ко мне пришли.
Воспитатель: А что ты такой грустный Дед Огород?
Дед Огород: А у меня ведь беда приключилась. Только вы мне и помочь сможете. Урожай поспел, собирать его пора, а калитка в огород захлопнулась (показывает на ширму, где висит замок). А замок у меня на калитке не простой, а с секретом: откроется после того, как вы отгадаете загадки про овощи. Поможете мне?
Дед Огород: Сколько загадок вам нужно отгадать?
Дети: Четыре, потому что ключиков четыре в замке.
Дед Огород: ( Снимает ключик и читает загадки)
1. Что за скрип, что за хруст?
Это, что еще за куст.
Как же быть без хруста? Если я .....(капуста)
Дети: Капуста, потому что она хрустит, когда ее едят.
2. Летом в огороде – свежие, зеленые.
А зимою в бочке — желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас? (огурцы)
Дети: Огурцы, потому что летом они зеленые, а зимой в бочке соленые.
3. Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... (лук)
Дети: Лук, потому что от него текут слезы.
4. Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней .... (помидора)
Дети: Помидора, потому что он круглый, красный и сочный.
Дед Огород: Все ключики в замке, калитка теперь должна отвориться. (Открывает ширму, за ширмой все овощи и фрукты лежат вперемешку на ковре). Правду говорят: «Пришла беда – отворяй ворота». Видно в моем огороде козы нахулиганили, овощи и фрукты перепутали, перемешали. Вы поможете мне собрать урожай?
Дети: Поможем, старшим надо помогать.
Дед Огород: Вот две корзины – в эту корзину девочки складывают только фрукты, а вы, мальчики в другую корзину складывайте только овощи. А в труде нам всегда музыка и веселая песня помогает.
(Играет запись русских народных песен, дети выполняют задание).
Дед Огород: Ай да помощники у меня, дайте я посмотрю, проверю, все ли правильно вы сделали. (Достает из корзины с фруктами лимон и говорит) Ах, какая картошка у меня уродилась в земле, правда?
Дети: Дед Огород, ты ошибся, это не картошка, а лимон. Он растет на дереве.
Дед Огород: Ошибся я, родненькие, простите. (Достает свеклу и говорит) Зато яблоки нынче сочные, правда?
Дети: Дед Огород, ты опять ошибся, это свекла и растет она в земле, это овощ.
Дед Огород: Ох, и умные вы у меня, ребятки. Хорошо поработали.
А что вы мне предложите сделать из этих фруктов?
Дети: Компот, варенье сварить и т.д.
Дед Огород: А вот из этих овощей баба сварит вкусных ...
Дети: Щей.
Дед Огород: А вот этот овощ я больше всех люблю? Узнали?
Дети: Это морковка.
Дед Огород: А какая она?
Дети: Морковка сладкая, вкусная, полезная, сочная, удлиненная, растет в земле, а коса на улице.
Дед Огород: А чем же она полезна?
Дети: В ней много витаминов, от нее быстро растут, становятся крепкими зубки, лучше видят глазки.
Воспитатель: А я вас всех хочу познакомить с лечебной морковкой, давайте с ней поиграем.
Самомассаж «Морковь» (массаж носа)
Вот-вот-вот – Морковки водят хоровод. Потереть большими пальцами указательные.
Ава-ава-ава – Веселая забава. Массировать ноздри указательными пальцами сверху вниз и снизу вверх.
Овь-овь-овь – Вкусная морковь.
Дед Огород: Ух, какая забавная морковь, действительно лечебная.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, из чего выросли такие овощи на огороде? А почему они такие выросли? А все ли овощи растут под землей?
(ответы детей)
Физминутка «Огород»
Имитируем движения
Мы копаем, мы копаем.
Наши овощи сажаем.
А потом мы их польём,
А потом их соберём. (2 раза)
Воспитатель: давайте поиграем в игру «Вершки – корешки»
в красный обруч положите овощи, которые растут под землей, а в зеленый овощи, которые растут над землей.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием. А сейчас поиграем в игру
«Чего не стало?» Посмотрите внимательно на овощи и запомните их. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.
(Дети отгадывают)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы с вами отдохнем, поиграем в игру «Назови ласково» (с мячом).
Станьте в круг. Я буду бросать вам, мяч и называть овощ, а вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
- Помидор – помидорчик;
- морковь-морковочка
- Огурец – огурчик;
- тыква – тыковка;
- Лук – лучок;
- свёкла – свёколка;
- Чеснок – чесночок;
- капуста – капустка;
- Горох – горошек;
- картошка – картошечка.
Дед Огород: Молодцы, вы ребята, вы все знаете и умеете. За ваши знания и умения, я вам приготовил гостинцы. (Дед Огород дает детям корзину с овощами)
Воспитатель: Спасибо Дед Огород за угощение. Мы передадим твои гостинцы нашим поварам, они нам сварят вкусный и полезный обед…
Воспитатель: Что можно приготовить на первое блюдо из овощей? (щи, борщ, овощной суп, гороховый суп, рассольник…)
– Что можно приготовить на второе блюдо? (овощное рагу, голубцы, картофельные и морковные котлеты)
– А компот можно приготовить из овощей? (нет) А сок? Какой?
Дети: Да. Морковный, томатный, огуречный.
Воспитатель: А для чего детям и взрослым полезно есть овощи?
Дети: Чтобы вырасти, быть сильными и здоровыми.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад
(Дети, прощаются с дедом Огородом, возвращаются в детский сад)
Итог: Вот мы и в детском саду. Где мы с вами сегодня были
А что мы в гостях делали?
Что вам больше всего сегодня понравилось?
Какая игра понравилась больше всех?
А чем вас угостил Дед Огород?
Замечательно! Давайте, возьмемся за руки и скажем: «Мы очень хорошие», «Мы молодцы». Сначала шепотом, обычным голосом и покричим.