Цель: систематизация и контроль знаний по теме "Европа" с учетом специфики ГИА.
Задачи:
- развивать навыки работы с картами атласа;
- расширять кругозор обучающихся по предмету;
- формировать умения работать в команде.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атласы, иллюстрации.
Ход урока
I. Орг. момент
- Какую территорию Земли объединяют данные изображения?
- Взгляните на контурную карту, в которой Вы работали, есть ли на ней "белые пятна"?
- Какие субрегионы Европы на ней отмечены?
А если "белых пятен" нет, то какова цель урока ?
II. Основная часть урока.
1. Работа с картой. Особенности географического положения Европы.(фронтальная работа).
2. Работа с атласом. Стоимость задания – 3балла. Используя карту на стр. 28 в атласе выписать те страны, которые относятся к указанному в варианте субрегиону. (работа в группах).
1в. – Северная Европа.
2в. – Средняя Европа.
3в. – Восточная Европа
4 в.– Южная Европа.
Производится фронтальная проверка и корректировка.
3. Работа в тетради. Стоимость задания – 5баллов. Не пользуясь атласом дописать столицы вышеперечисленных стран.(индивидуальная работа).
Производится взаимопроверка.
4.Определить страну по описанию (работа в парах). Стоимость задания – 4баллов
1) Государство в Северной Европе, в западной части Скандинавского полуострова и большом количестве прилегающих мелких островов. Омывается Баренцевым морем на северо-востоке, Норвежским морем — на западе и Северным морем — на юго-западе. Название страны происходит от древнескандинавского слова , которое дословно переводится — «путь на север». В стране производят различные сорта целлюлозы, газетную, журнальную и упаковочную бумагу, картон, облицовочные панели, паркет
(Норвегия)
2) Главное богатство страны – вода. Реки богаты гидроэнергией. На бурных и порожистых реках построено много ГЭС. Это край воды, камня и лесов. И родина известных мореплавателей Ф. Нансена и Р. Амундсена. (Норвегия)
3) Это крупнейшее государство в Средней Европе. Страна граничит с Бельгией, Германией, Италией, Люксембургом, Швейцарией, Испанией, Монако, и Андоррой. Страну омывают воды Средиземного моря, Ла-Манша, Северного моря, и Атлантического океана. Из географических достопримечательностей можно выделить Альпы, Пиренеи, и Центральный массив. Страна владеет несколькими заморскими территориями, география которых очень разнообразна. Большая часть из них расположена на островах.
В регионах, расположенных ближе к Средиземному морю, преобладает средиземноморский климат, в то время, как климат во внутренних регионах страны, как правило, является континентальным, а для альпийских регионов характерны сильные перепады температуры. Страна зарекомендовала себя повелительницей моды и центром мировой парфюмерной промышленности. (Франция).
4) Государство на северо-западе Европы. Конституционная монархия. Название страны происходит от голландского и буквально переводится – «низменная страна».На севере и западе выходит к Северному морю, длина морских границ составляет около 1 тыс. км. На севере граница в проходит вдоль береговой линии Северного моря На востоке граничит Германией, на юге — с Бельгией. Столица построена на территории, отвоеванной у моря. Много каналов и мостов. Известнейшая отрасль – цветоводство. (Нидерланды).
5) Северная часть страны сформировавшаяся во время ледникового периода– это низменная равнина. Предгорья, покрытые лесом – центральная часть страны. Альпы – территория, располагающаяся южнее предгорий страны. Она славится своими популярными баварскими колбасками, сосисками и сардельками, которые знают и любят в европейской части мира. Продукция различных отраслей промышленности прочно занимает первые места на мировых рынках. Тяжелая промышленность представлена в большей степени автомобиле– и машиностроением, черной металлургией, электротехнической и химической отраслями. Автомобили Mercedes-Benz и Volkswagen производят в этой стране. (Германия).
6) Страна занимает большую часть полуострова, самую южную точку которого отделяет от Африки лишь узкая полоса Гибралтарского пролива (ширина – 14 км). От соседней Франции Испания отделена Пиренейскими горами, что обусловило ее относительную изолированность от Европы на протяжении веков. Это страна где жила Кармен и ее Хосе, где до сих пор разгораются нешуточные страсти, где танцуют ритмичный и яркий танец фламенко, демонстрируют отвагу на арене для боя быков. Это грандиозная страна – с солнечным побережьем, широкими пляжами и лазурным морем. обеспечивает ¼ мирового производства оливок и оливкового масла, является также крупным производителем пшеницы (20 процентов посевных площадей), риса (самая высокая урожайность в мире), миндаля, табака и овощей (60 процентов посевной площади). Ей принадлежит самый большой в Европе рыболовный флот. По добыче и обработке морепродуктов и рыбы держится в первой десятке. (Испания)
(Количество заданий можно увеличить в зависимости от уровня подготовленности класса и кол-ва учеников).
Проверка выполнения с комментариями (Какой ключевой признак в описании?).
5. Используя контурную карту (см. рисунок) определить страны обозначенные цифрами:
1 вариант– четными в пределах от 1 до 10
2 вариант – нечетными в пределах от 1 до 10
3 вариант– четными в пределах от 11 до 20
4 вариант – нечетными в пределах от 11 до 20
5 вариант в пределах от 21 до 25. Стоимость задания – 5 баллов
выполненные работы сдаются, проверку производит учитель
6. Работа в тетрадях с печатной основой , Рубрика "проверь себя" стр. 69.
Стоимость задания – 3балла Проверка производится фронтально.
III. Подведение итогов урока. Самооценка.
Критерии оценки (на доске)
- "5" – 18-20 баллов
- "4" – 14-17 баллов
- "3" – 10-13 баллов
Список литературы:
- Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. – М.: Дрофа, 2006.
- Климанова О.А., Климанов В.В. География. Страноведение.7 кл., учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.
- URL: military-knowledge.com.ua/page/43/index.htm