Введение
I.1. Обоснование проблем педагогической деятельности. Обозначение предмета творческого отчета.
Современная жизнь требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Творчество – важнейший механизм приспособления, необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во всё более расширяющемся информационном поле.
Глубокие преобразования в социальной, экономической и социокультурной сферах жизнедеятельности нашего общества оказывают большое влияние на развитие педагогической науки, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.
Инновационные процессы в сфере образования побуждают к созданию условий, повышающих уровень развития творческой личности, её индивидуальности уже в дошкольном детстве.
Гуманизирующая роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребёнка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности.
Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, ребёнок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней, чувствует себя «активным деятелем», постоянно открывающим что-то новое (Л.А. Венгер).
Наметившаяся тенденция смены существовавшей парадигмы образования является следствием инновационных процессов, связанных с его гуманизацией, внедрением личностно-ориентированной дидактики.
В концепции дошкольного воспитания подчёркивается, что потребность быть субъектом, чувствовать себя активной личностью проявляется в двух основных тенденциях развития ребёнка: во-первых, быть непохожим на других, обнаружить уникальность, самостоятельность поведения, делать по-своему, и, во-вторых, быть значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними, участвовать в их жизни, быть признанным ими.
Анализируя современное состояние проблемы развития художественного творчества, следует отметить, что особенно актуальным является нахождение путей раннего развития потребности в нём, формирования субъектного творческого опыта в рамках компетентности ребёнка дошкольного возраста.
В настоящее время психолого-педагогическая наука рассматривает проблемы гуманизации образования с позиций раскрытия духовного потенциала личности (А.Д. Алфёров, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, Е.В. Квятковский, Т.С. Комарова, И.Б. Котова, С.В. Кульневич, Б.М. Неменский, С.В. Петерина, В.А. Петровский, Р.М. Чумичева, Е.Н. Шиянов и др.), который в значительной мере реализуется в творческой деятельности путём представления свободы выбора её содержания и способов самореализации (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Кузьмин, В.Т. Кудрявцева, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов и др.).
Этим обосновывается одна из актуальных проблем педагогической науки – обновление сложившейся системы дошкольного образования с позиции личностно-ориентированного подхода к развитию творчества детей в различных видах деятельности.
Игнорирование или формальный подход к проблеме творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сенситивен для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются благоприятные условия для их развития. Большим потенциалом для раскрытия детского творчества является изобразительная деятельность дошкольников.
Дошкольное детство также сенситивно к усвоению речи: если определённый уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление, воображение и т.д.), без которых не может развиваться изобразительная деятельность, оказывает положительное влияние на развитие личности дошкольника. Речь организует и активизирует мышление детей, помогая им устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Вместе с тем она служит средством преодоления тенденции к образованию стереотипных, шаблонных, малоподвижных навыков. Речь способствует формированию графических умений и навыков. Рисование, по мнению Л.С. Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чём-либо». Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:
- происходит обогащение словаря дошкольников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, в процессе изобразительной деятельности, а затем входят в активный словарный запас;
- осуществляется становление и развитие речи как средства общения;
- совершенствуется регулирующая функция речи.
Помимо этого занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию мелкой моторики кисти руки: зрительно-моторной координации, тонких движений руки, регуляция их объёма и чёткости.
Как отмечают исследователи детской речи (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.) движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследователи детского изобразительного творчества подчёркивают необходимость овладения техникой, основами изобразительной грамотности для создания рисунка, для развития способности к изображению. «В руке живописца, - отмечает А.Г. Ковалёв, - синтезированы, или сплавлены, высокоразвитые моторные функции с обобщёнными умениями, закреплёнными в системе движений».
В процессе изобразительного творчества, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.
Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определённых видах детской деятельности. Занятия рисованием способствуют развитию руки ребёнка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Но всему этому резко противопоставлена наблюдаемая сегодня картина. Поступающие в первый класс дети имеют резко ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. По многочисленным исследованиям ряда регионов страны картина, характеризующая готовность детей к обучению в школе, выглядит драматически: низкий уровень подготовки детей к начальному обучению достигает 25% и более, и эта ситуация продолжает ухудшаться.
В итоге, как показывает проведённый психолого-педагогический мониторинг, индекс интеллекта выпускников 9-х и 11-х классов ежегодно снижается на 1,5-3,0 %.
I.2. Обоснование целесообразности и актуальности педагогической деятельности.
Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями (ОНР, дизартрия, алалия, афазия, и т. д.), являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У таких детей нарушения речи сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию. Отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений. Ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным представлением приводят к тому, что при рисовании тех или иных предметов опускаются значимые для их опознания детали (например, носик у чайника, гребешок у петуха и т.д.). Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность.
В целом, у детей с различными речевыми нарушениями, нарушениями моторики наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально- волевой сферы (повышенная возбудимость нервной систем). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат.
Изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а, в конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться (Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова и др.).
В связи с вышесказанным возникла проблема создания системы специальных мероприятий, направленных на оптимизацию процесса развития мелкой моторики рук ребенка, активизацию творческого потенциала личности путём овладения навыками и умениями самостоятельно работать в различных нетрадиционных техниках изображения.
Средством решения данной проблемы была выбрана личностно - ориентированная технология «Развитие мелкой моторики нетрадиционными техниками, как одно из условий становления творческой личности», которая и является предметом творческого отчёта.
Объектом данного изучения является влияние нетрадиционных техник изобразительной деятельности на развитие речи дошкольников и формирование мелкой моторики.
Таким образом, актуальность работы подтверждается следующими положениями:
- Изобразительная деятельность является одним из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.
- Развитие мелкой моторики при использовании различных видов изобразительной деятельности оказывает положительное влияние на состояние речи дошкольников.
- Занятия изобразительной деятельностью развивают речь дошкольников в ряде направлений.
- Применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует активизации творческого потенциала личности.
Определена цель: использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности для коррекции речи и мелкой моторики, становления творческой личности.
Достижение цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач:
- Выявить особенности применения различных видов изобразительной деятельности для развития речи и мелкой моторики у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
- Систематизировать приёмы и методы, направленные на коррекцию речи и развитие мелкой моторики у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
- Определить содержание изобразительной деятельности детей в условиях дополнительного образования, направленное на развитие творчества с использованием нетрадиционных техник.
Гипотеза состоит в следующем: учитывая уровень сформированности мелкой моторики рук и интерес к творчеству у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи можно предположить, что при правильной организации непосредственно образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционных техник возможно:
- развить тонкие движения кисти руки, координированность и точность движений,
- обогатить словарь дошкольников терминами,
- развить речь как средство общения, совершенствуя в целом речевую систему у детей с тяжёлыми нарушениями речи
- активизировать творческий потенциал личности ребёнка.
Новизна данной работы заключается в понимании приоритетности коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук нетрадиционными изобразительными техниками как эффективного средства развития творческой личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Полностью текст работы представлен в Приложении.
Материал сопровождается Презентацией.