Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны»
Задачи:
- Закреплять основные понятия по теме;
- Продолжать формировать умение учащихся работать с картой;
- Развивать речь учащихся и их познавательный интерес;
- Воспитывать бережное отношение к природе, к своей малой родине;
Оборудование: карта природных зон России, атласы для учащихся.
Основные понятия: природный комплекс, природные компоненты, высотная поясность.
Тип урока: урок – обобщение.
Ход урока
1. Организационный момент
(организация работы класса)
2. Вступительное слово учителя:
итак, мы с вами завершили изучение второго раздела «ПК России». В этом разделе мы подробно остановились на изучении природных зон нашей страны. Скажите, ребята, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? (ответы учащихся – правильно, повторять, обобщать, закреплять основные понятия по теме). Эпиграфом нашего урока являются слова В.А. Обручева: «Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа»
3.
Есть на все в программе мера
Наша тема завершилась как ни жаль
Только рано ставить точку,
Знанья о природе –
пригодятся детворе,
Нынче всем на удивленье –
игровое повторенье!
Все готовы отвечать?
Ну, с чего бы нам начать?
Объясните для примера –
что такое природная зона,
чем же сложена она,
Вам минуточка дана!
(ответы учащихся – природная зона это ПК, характеризующийся взаимосвязью природных компонентов)
4.
А ещё нам интересно
Как? зачем? и почему?
Все никак я не пойму
Существуют на земле
Все они в своей красе?
(Объясните, почему существуют природные зоны на планете)
5.
Я слова читаю вам
Вы прислушайтесь к словам
Может лишние попали
Докажите, как узнали?
(учитель зачитывает слова, среди которых есть лишнее. Назовите это слово. К каким природным зонам относятся другие слова)
а. Полевка | б. косуля | в. сайгак | г. верблюд |
Белая куропатка | цапля | журавль | ящерица |
Полярная сова | лось | суслик | лиса |
Лось | медведь | хомяк | змея |
Песец | рысь | тигр | скорпион |
6.
А теперь словарь по теме!
Чтоб сберечь урока время,
Я читаю вам куплеты,
Вы пишите лишь ответы!
(выполнить тестовое задание – приложение 1)
7.
И теряюсь в догадке:
Кто-то, что-то перепутал!
Посмотрите здесь на фото
Фейерверк устроил кто-то!
(Игра «Узнай по рисунку (фото) природную зону и назовите её)
8.
Кто-то там бывал не раз
Дайте образный рассказ!
Расскажите для примера,
Чтоб запомнили мы верно!
(учащиеся выходят к карте, показывают природную зону и дают её характеристику).
9.
Учитель: «И многими красотами удивляешь ты: дубравами частыми, полями дивными, зверями разнообразными, птицами бесчисленными… всего ты исполнена, земля русская!»
Давайте с вами побеседуем по следующим вопросам:
- Чем объясняется такая серая однообразная картина тундры?
- Человек, издавна живущий в тайге, приобрел определенные черты характера. Это выражается в поговорке: «Летний день – год кормит», «лбом стену не прошибешь», «Только вороны прямо летают» (ответы- замкнутость, стремление выйти на дорогу окольными путями, склонность к одиночеству)
- В каких целях человек использует степи?
- Как степь наложила отпечаток на характер человека? (ширь, даль, вольность, стремительность, открытость, доброжелательность)
- Как животные и растения приспособились к недостатку влаги?
- Какая природная зона вам больше понравилась и вы хотели бы там жить?
10.
Цифры, цифры тут и там
Разбежались по углам
Ну-ка, в ряд поставь их дружно,
Чтоб сложилось все, что нужно! (цифровой диктант – приложение 2)
11.
Тут вопрос, и тут вопрос,
Сколько их, когда же спрос?
И начнем наверняка
Наш последний блиц-опрос!
- Почему в тундре корни деревьев не разветвленные?
- В какой природной зоне грибы выше деревьев?
- Почему степи зеленеют и цветут ранней весной?
- Какое значение в жизни растений имеет листопад?
- Почему карликовые деревья растут только в тундре?
- Назовите самую распространенную породу дерева в нашей стране?
- Чем объясняется быстрое разрушение горных пород в пустыни?
12.
Наука экология показывает нам,
Что в мире все завязано по четырем углам:
Растения, животные, земля и человек
Не могут друг без друга, существовать вовек!
(предложить учащимся прокомментировать эти слова)
13. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Рефлексия урока:
У вас на столах лежат карточки 3-х цветов:
- красный – 5
- зеленый – 4
- желтый – 3
Поставьте оценку сегодняшнему уроку. Спасибо за работу!
Литература:
- Учебник географии 8 класса- автор И.И.Баринова, «Дрофа», 2011.
- Дидактические материалы по физической географии – автор Л.Н.Картель, «Просвещение», 2001.
- журналы «География в школе»
Возможно использование презентации на усмотрение учителя.