Урок географии по теме "Природные зоны России". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны»

Задачи:

  • Закреплять основные понятия по теме;
  • Продолжать формировать умение учащихся работать с картой;
  • Развивать речь учащихся и их познавательный интерес;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, к своей малой родине;

Оборудование: карта природных зон России, атласы для учащихся.

Основные понятия: природный комплекс, природные компоненты, высотная поясность.

Тип урока: урок – обобщение.

Ход урока

1. Организационный момент

(организация работы класса)

2. Вступительное слово учителя:

итак, мы с вами завершили изучение второго раздела «ПК России». В этом разделе мы подробно остановились на изучении природных зон нашей страны. Скажите, ребята, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? (ответы учащихся – правильно, повторять, обобщать, закреплять основные понятия по теме). Эпиграфом нашего урока являются слова В.А. Обручева: «Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа»

3.

Есть на все в программе мера
Наша тема завершилась как ни жаль
Только рано ставить точку,
Знанья о природе –
пригодятся детворе,
Нынче всем на удивленье –
игровое повторенье!
Все готовы отвечать?
Ну, с чего бы нам начать?
Объясните для примера –
что такое природная зона,
чем же сложена она,
Вам минуточка дана!

(ответы учащихся – природная зона это ПК, характеризующийся взаимосвязью природных компонентов)

4.

А ещё нам интересно
Как? зачем? и почему?
Все никак я не пойму
Существуют на земле
Все они в своей красе?

(Объясните, почему существуют природные зоны на планете)

5.

Я слова читаю вам
Вы прислушайтесь к словам
Может лишние попали
Докажите, как узнали?

(учитель зачитывает слова, среди которых есть лишнее. Назовите это слово. К каким природным зонам относятся другие слова)

а. Полевка б. косуля в. сайгак г. верблюд
Белая куропатка цапля журавль ящерица
Полярная сова лось суслик лиса
Лось медведь хомяк змея
Песец рысь тигр скорпион

6.

А теперь словарь по теме!
Чтоб сберечь урока время,
Я читаю вам куплеты,
Вы пишите лишь ответы!

(выполнить тестовое задание – приложение 1)

7.

И теряюсь в догадке:
Кто-то, что-то перепутал!
Посмотрите здесь на фото
Фейерверк устроил кто-то!

(Игра «Узнай по рисунку (фото) природную зону и назовите её)

8.

Кто-то там бывал не раз
Дайте образный рассказ!
Расскажите для примера,
Чтоб запомнили мы верно!

(учащиеся выходят к карте, показывают природную зону и дают её характеристику).

9.

Учитель: «И многими красотами удивляешь ты: дубравами частыми, полями дивными, зверями разнообразными, птицами бесчисленными… всего ты исполнена, земля русская!»

Давайте с вами побеседуем по следующим вопросам:

  • Чем объясняется такая серая однообразная картина тундры?
  • Человек, издавна живущий в тайге, приобрел определенные черты характера. Это выражается в поговорке: «Летний день – год кормит», «лбом стену не прошибешь», «Только вороны прямо летают» (ответы- замкнутость, стремление выйти на дорогу окольными путями, склонность к одиночеству)
  • В каких целях человек использует степи?
  • Как степь наложила отпечаток на характер человека? (ширь, даль, вольность, стремительность, открытость, доброжелательность)
  • Как животные и растения приспособились к недостатку влаги?
  • Какая природная зона вам больше понравилась и вы хотели бы там жить?

10.

Цифры, цифры тут и там
Разбежались по углам
Ну-ка, в ряд поставь их дружно,
Чтоб сложилось все, что нужно! (цифровой диктант – приложение 2)

11.

Тут вопрос, и тут вопрос,
Сколько их, когда же спрос?
И начнем наверняка
Наш последний блиц-опрос!

 

  • Почему в тундре корни деревьев не разветвленные?
  • В какой природной зоне грибы выше деревьев?
  • Почему степи зеленеют и цветут ранней весной?
  • Какое значение в жизни растений имеет листопад?
  • Почему карликовые деревья растут только в тундре?
  • Назовите самую распространенную породу дерева в нашей стране?
  • Чем объясняется быстрое разрушение горных пород в пустыни?

12.

Наука экология показывает нам,
Что в мире все завязано по четырем углам:
Растения, животные, земля и человек
Не могут друг без друга, существовать вовек!
(предложить учащимся прокомментировать эти слова)

13. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Рефлексия урока:

У вас на столах лежат карточки 3-х цветов:

  • красный – 5
  • зеленый – 4
  • желтый – 3

Поставьте оценку сегодняшнему уроку. Спасибо за работу!

Литература:

  1. Учебник географии 8 класса- автор И.И.Баринова, «Дрофа», 2011.
  2. Дидактические материалы по физической географии – автор Л.Н.Картель, «Просвещение», 2001.
  3. журналы «География в школе»

Возможно использование презентации на усмотрение учителя.