Задачи:
- Сформировать знания о географическом положении и очертании Австралии.
- Закрепить умение давать характеристику ФГП материка.
- Познакомить с историей открытия и исследования Австралии.
- Продолжить формирование общих географических понятий, приемов работы с картами атласа, учебником.
Оборудование: физическая карта мира, атлас, контурная карта,учебник «География. Страны и континенты» под редакцией А.И. Алексеевой, виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», схема история открытия Австралии.
.
Ход урока
1. Изучение нового материала. Вводная беседа.
Учитель: «Скажите ребята, какие у вас возникают ассоциации со словом Австралия?»
– В глазах всего мира Австралия всегда была долгое время teary – incognito.
С момента появления на материке европейцев в 1788 году об Австралии ходили фантастические слухи: о деревьях, сбрасывающих кору вместо листьев, о праздновании Рождества под палящими солнечными лучами, о животных, несущих яйца и вынашивающих детенышей в сумках.
– использование урока виртуальной школы Кирилла и Мефодия, «Австралия – уникальный материк» Самые-самые.
- Самый маленький материк,
- Самый плоский материк, самый засушливый материк,
- Самый большой Артезианский бассейн,
- Самый Большой Барьерный риф,
- Самая высокая точка материка,
- Самое низкое место – оз. Эйр,
- Самая длинная река материка.
– Мы приступаем к изучению материка Австралия.
– Любой материк начинается изучаться с физико-географического положения и истории открытия и исследования. В конце урока мы должны ответить на вопрос «В чем особенности географического положения материка?».
– Для чего необходимо знать и определять ГП?
– Чему равна площадь Австралии? Сравним площадь Австралии с другими материками. Какой можно сделать вывод?
2. Используя «План описания географического положения материка», учащиеся совместно с учителем определяют ФГП Австралии.
1 вопрос плана у доски отвечает ученик.
2 вопрос плана: определить крайние точки материка, и их географические координаты (самостоятельная работа на листках, заранее приготовленных учителем).
Сторона горизонта | Крайние точки материка | Географические координаты | |
широта | долгота | ||
Север | |||
Юг | |||
Запад | |||
Восток |
Протяженность материка с севера на юг, с запада на восток в градусах и километрах по параллелям и меридиану и по масштабу. Работа в парах по рядам:
1 ряд: определяет в градусах и километрах 30⁰ю.ш. по параллели
2 ряд: определяет в градусах и километрах 142⁰ в.д. по меридиану
3 ряд определяет с помощью масштаба.
Проверка выполнения работы. На доске записано:
А) по масштабу с севера на юг _________, с запада на восток___________
Б) с севера на юг в градусах _________, километрах ____________
В) с запада на восток в градусах ________, километрах ____________
Вывод по протяженности материка с севера на юг и с запада на восток: протяженность сильно не отличается, поэтому контраст в природе будет разнообразный или нет?
3 вопрос: работа с климатической картой.
4 вопрос: работа с физической картой атласа Австралия, подписываем моря, омывающую Австралию на контурной карте (заливы, проливы отметить на контурной карте, домашнее задание).
5 вопрос: работа с учебником стр.122, рис. 91 А.И. Алексеевой«География. Страны и континенты» «Удаленность Австралии от других регионов»
Итог: «В чем особенности географического положения материка?».
3. Из истории открытия и исследования материка.
Первые сведения об Австралии относятся к эпохе Великих географических открытий. Этому способствовали поиски пути в Индию. После кругосветного путешествия Магеллана испанцы и португальцы в XVI веке сделали много открытий в в Юго-восточной части в районе Тихого океана.
– Работа учащихся вместе с учителем с картой-схемой «История открытия Австралии» и заполнение таблицы.
Исследователь/ страна | Год открытия | Что открыто |
Из истории открытия Австралии
4. Закрепление изученного.
Домашнее задание: §31, задание.1 письменно (конт. карта)