I. Пояснительная записка
Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок 4 – 6 лет стремится к активной деятельности, и чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Изготовление поделок помогает детям открывать для себя различные свойства предметов, исследовать окружающий мир не только умом, но и руками.
Работа с пластилином, бумагой, природным материалом способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений.
Работа детей по изготовлению поделок также служит важным фактором эстетического воспитания, создаёт благоприятный эмоциональный настрой. Это способствует лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков.
Представленное пособие даёт возможность на занятиях по изучению окружающего мира использовать бумагопластику, рисование, поделки из природного материала, аппликацию. Подбор поделок, представленных в пособии, способствует развитию интереса детей к предмету изучения. Все поделки просты в исполнении и доступны для детей 4 – 6 лет.
Пособие рекомендовано для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста в эколого-натуралистическом отделе, школе раннего развития, не имеющих специального художественно-прикладного образования.
Цель пособия: помочь педагогам разнообразить деятельность детей в процессе усвоения и закрепления материала.
Пособие составлено в соответствии с программой «Мир, в котором я живу». Все материалы пособия адаптированы к учебно-тематическому плану и широко используются на занятиях.
Поделки, представленные в пособии, просты в исполнении, что очень актуально для объединения «Окружающий мир», т. к. на изготовление поделки отводится незначительная часть занятия. В пособии приведён примерный план занятия с использованием материалов данного пособия. Во время изготовления поделок обязательно проводятся тематические беседы, что позволяет наиболее эффективно использовать время занятия.
Новизна пособия заключается в форме изложения материала, в его согласованности с темами программы и удобстве использования: пошаговый разбор поделок, с указанием разделов программы и тем занятий, на которых можно использовать данные материалы.
Практическая значимость: изготовленные детьми поделки можно использовать в сюжетно-ролевых играх, для оформления коллективных работ, а также как наглядный материал в работе с детьми данной возрастной группы педагогами других направлений.
Пособие можно предложить родителям детей дошкольного возраста, что позволит им в интересной и занимательной форме развивать детей, а ребятам применять полученные на занятиях умения и навыки в самостоятельной деятельности.
Простота изложения материала и универсальность предложенных поделок оставляют широкое поле для работы педагога. Творческий подход, поиск новых решений – залог успешной работы.
Работайте с увлечением, увлекайте своей работой детей! Познавайте окружающий мир, чувствуя!
II. Основная часть
II.1. Использование элементов бумагопластики в процессе обучения по программе «мир, в котором я живу»
Бумажная пластика – это художественное конструирование из бумаги, «послушного», пластичного и к тому же доступного и простого материала. Принцип этого конструирования заключается в создании выпуклых, объёмных и полуобъёмных изображений на поверхности. Эта деятельность будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность, осваивать новые технологии в изготовлении поделок.
Работа по изготовлению поделок, игрушек из бумаги – это вид деятельности, основным содержанием которого является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Ребенок приобретает новые знания, навыки, умения, а в процессе обучения решаются задачи физического и умственного развития, формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Работа над композициями из бумаги способствует формированию ручных умений, развивает мелкую моторику рук, глазомер, цветоощущение, даёт детям новое средство самовыражения и создаёт основу для дальнейшего творческого развития.
В ходе изучения программы «Мир, в котором я живу» ребята не только знакомятся с миром природы, но и приобщаются к увлекательному миру конструирования, создавая поделки своими руками, получают первый опыт конструкторской деятельности.
Технология изготовления поделок универсальна и оставляет простор для фантазии. На основе поделки «Собачка» с небольшими видоизменениями можно выполнить поделку «Кошечка», вместо «Лисички» – «Белочку» и т. д.
В пособии представлены наиболее простые в исполнении поделки, используемые при изучении различных разделов программы, а также прилагаются схемы пошагового исполнения. (Приложение)
Раздел программы | Название поделки |
«Дикие животные» | «Лисичка» |
«Домашние животные» | «Собачка» |
«Растения» | «Тюльпан» |
«Овощи» | «Морковка» |
«Фрукты» | «Ананас» |
II.2. Работа с природным материалом в процессе обучения по программе «Мир, в котором я живу»
Природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным средством развития фантазии и воображения, вызывает положительный эмоциональный отклик у детей.
Собирать природный материал лучше совместно с детьми во время экскурсий в природу. Необходимо уделять внимание экологическому воспитанию, напоминая детям, что, собирая материал для поделок, недопустимо ломать живые ветки, рвать листья и цветы.
Природный материал, являясь объектом изучения на занятиях по программе «Мир, в котором я живу», помогает постигать окружающий мир через чувства. При выполнении поделок педагог обращает внимание детей на свойства, внешний вид и происхождение материала, например: хрупкие листья, твёрдые ракушки, красные листья, зелёныё мох, шишки сосны, веточки берёзы, листья ивы.
При создании объемной поделки из природного материала детям могут потребоваться бумага и картон, фольга и лоскутки ткани для украшения поделки или выполнения отдельных мелких деталей изделия. Пластилин в конструировании применяется для соединения частей поделки, выполнения отдельных деталей или в качестве основы, на которой крепятся мелкие детали из природного материала.
Изготовление поделок из природного материала подарит минуты радости и моменты успешности.
В пособии представлены наиболее простые в исполнении поделки, используемые при изучении различных разделов программы, а также прилагаются схемы пошагового исполнения. (Приложение)
Раздел программы | Название поделки |
«Времена года» | «Деревце» |
«Животные живого уголка» | «Черепашка» |
«Рыбы» | «Рыбка» |
II.3. Примерный план занятия с использованием творческих заданий в процессе обучения по программе «Мир, в котором я живу»
План занятия по теме: «Осень в природе. Листопад»
Для детей 6 лет продолжительность занятия 35 минут.
- Организационный момент ≈ 5 мин.
- Основная часть ≈ 10 мин.
- осенние изменения в неживой природе
- значение листопада
- Физкультминутка ≈ 5 мин.
- Творческое задание ≈ 10 мин.
- изготовление поделки «Осеннее деревце»
- беседа «Не сжигайте опавшие листья»
- Подведение итогов ≈ 5 мин.
II.4. Примеры бесед для занятий с использованием творческих заданий в процессе обучения по программе «Мир, в котором я живу»
Беседа: «Не сжигайте опавшие листья!»
Ребята, сегодня я шла к вам на занятия и наблюдала такую картину: дворник сгребал опавшие листья с земли и сжигал их на костре. Правильно ли поступал дворник? Конечно, нет.
Я подошла к дворнику и объяснила, что так делать нельзя. Опавшие листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух – это очень важно для различных обитателей почвы.
Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям. В листьях содержатся питательные вещества, листья, перегнивая за зиму, превращаются в удобрение, которым деревья весной будут питаться.
Опавшие листья можно сгребать только с асфальта, с пешеходных дорожек.
Сжигать осеннюю листву тоже не следует. Деревья, очищая городской воздух, накопили за лето в своих листочках вредные вещества. Сжигая листву, мы возвращаем эти вещества обратно в воздух. А на месте костров остаются долго не заживающие «ожоги».
Беседа: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Взять животное в дом – это большая ответственность. Любить животное и любить с ним поиграть, погладить – вовсе не одно и то же. Любовь к животным требует и времени, и терпения, и труда, и заботы. Животных нужно вовремя кормить, убирать за ними, гулять с ними, следить, чтобы они были чистыми и здоровыми. Нельзя брать животное в дом, если кто-то из родных возражает.
Хозяин отвечает за своего четвероногого друга. Собаку или кошку можно заводить только тогда, когда ты уверен, что сможешь ухаживать за ней, не причиняя неприятностей окружающим людям – соседям, прохожим.
Список литературы:
- Дежкин В. В. «Беседы об экологии». М., 1979.
- Гусакова М. А. «Аппликация», М. «Просвещение», 1977.
- Закорюк П. «Картины из цветов и листьев», «Контент», 2009.
- Лопатина А., Скворцова М. «Экологическое воспитание дошкольников», 2010.
- Молодова Л., «Методика работы с детьми по экологическому воспитанию», М., 2005.
- Новикова И. «Аппликация из природного материала», «Контент», 2010.
- Рогаткина Т. В. «Весёлый гербарий», «Карапуз», 2007.
- Чиприани В. «Оригинальные поделки из природных материалов», «Контент», 2009.
- Научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», «Детство-пресс».
- Специализированный журнал для педагогов «Цветной мир».