Методическое пособие для педагогов "Окружающий мир познаем и чувствуем"

Разделы: Работа с дошкольниками


I. Пояснительная записка

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок 4 – 6 лет стремится к активной деятельности, и чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Изготовление поделок помогает детям открывать для себя различные свойства предметов, исследовать окружающий мир не только умом, но и руками.

Работа с пластилином, бумагой, природным материалом способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений.

Работа детей по изготовлению поделок также служит важным фактором эстетического воспитания, создаёт благоприятный эмоциональный настрой. Это способствует лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков.

Представленное пособие даёт возможность на занятиях по изучению окружающего мира использовать бумагопластику, рисование, поделки из природного материала, аппликацию. Подбор поделок, представленных в пособии, способствует развитию интереса детей к предмету изучения. Все поделки просты в исполнении и доступны для детей 4 – 6 лет.

Пособие рекомендовано для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста в эколого-натуралистическом отделе, школе раннего развития, не имеющих специального художественно-прикладного образования.

Цель пособия: помочь педагогам разнообразить деятельность детей в процессе усвоения и закрепления материала.

Пособие составлено в соответствии с программой «Мир, в котором я живу». Все материалы пособия адаптированы к учебно-тематическому плану и широко используются на занятиях.

Поделки, представленные в пособии, просты в исполнении, что очень актуально для объединения «Окружающий мир», т. к. на изготовление поделки отводится незначительная часть занятия. В пособии приведён примерный план занятия с использованием материалов данного пособия. Во время изготовления поделок обязательно проводятся тематические беседы, что позволяет наиболее эффективно использовать время занятия.

Новизна пособия заключается в форме изложения материала, в его согласованности с темами программы и удобстве использования: пошаговый разбор поделок, с указанием разделов программы и тем занятий, на которых можно использовать данные материалы.

Практическая значимость: изготовленные детьми поделки можно использовать в сюжетно-ролевых играх, для оформления коллективных работ, а также как наглядный материал в работе с детьми данной возрастной группы педагогами других направлений.

Пособие можно предложить родителям детей дошкольного возраста, что позволит им в интересной и занимательной форме развивать детей, а ребятам применять полученные на занятиях умения и навыки в самостоятельной деятельности.

Простота изложения материала и универсальность предложенных поделок оставляют широкое поле для работы педагога. Творческий подход, поиск новых решений – залог успешной работы.

Работайте с увлечением, увлекайте своей работой детей! Познавайте окружающий мир, чувствуя!

II. Основная часть

II.1. Использование элементов бумагопластики в процессе обучения по программе «мир, в котором я живу»

Бумажная пластика – это художественное конструирование из бумаги, «послушного», пластичного и к тому же доступного и простого материала. Принцип этого конструирования заключается в создании выпуклых, объёмных и полуобъёмных изображений на поверхности. Эта деятельность будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность, осваивать новые технологии в изготовлении поделок.

Работа по изготовлению поделок, игрушек из бумаги – это вид деятельности, основным содержанием которого является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Ребенок приобретает новые знания, навыки, умения, а в процессе обучения решаются задачи физического и умственного развития, формируется эстетическое отношение к окружающему миру.

Работа над композициями из бумаги способствует формированию ручных умений, развивает мелкую моторику рук, глазомер, цветоощущение, даёт детям новое средство самовыражения и создаёт основу для дальнейшего творческого развития.

В ходе изучения программы «Мир, в котором я живу» ребята не только знакомятся с миром природы, но и приобщаются к увлекательному миру конструирования, создавая поделки своими руками, получают первый опыт конструкторской деятельности.

Технология изготовления поделок универсальна и оставляет простор для фантазии. На основе поделки «Собачка» с небольшими видоизменениями можно выполнить поделку «Кошечка», вместо «Лисички» – «Белочку» и т. д.

В пособии представлены наиболее простые в исполнении поделки, используемые при изучении различных разделов программы, а также прилагаются схемы пошагового исполнения. (Приложение)

Раздел программы Название поделки
«Дикие животные» «Лисичка»
«Домашние животные» «Собачка»
«Растения» «Тюльпан»
«Овощи» «Морковка»
«Фрукты» «Ананас»

II.2. Работа с природным материалом в процессе обучения по программе «Мир, в котором я живу»

Природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным средством развития фантазии и воображения, вызывает положительный эмоциональный отклик у детей.

Собирать природный материал лучше совместно с детьми во время экскурсий в природу. Необходимо уделять внимание экологическому воспитанию, напоминая детям, что, собирая материал для поделок, недопустимо ломать живые ветки, рвать листья и цветы.

Природный материал, являясь объектом изучения на занятиях по программе «Мир, в котором я живу», помогает постигать окружающий мир через чувства. При выполнении поделок педагог обращает внимание детей на свойства, внешний вид и происхождение материала, например: хрупкие листья, твёрдые ракушки, красные листья, зелёныё мох, шишки сосны, веточки берёзы, листья ивы.

При создании объемной поделки из природного материала детям могут потребоваться бумага и картон, фольга и лоскутки ткани для украшения поделки или выполнения отдельных мелких деталей изделия. Пластилин в конструировании применяется для соединения частей поделки, выполнения отдельных деталей или в качестве основы, на которой крепятся мелкие детали из природного материала.

Изготовление поделок из природного материала подарит минуты радости и моменты успешности.

В пособии представлены наиболее простые в исполнении поделки, используемые при изучении различных разделов программы, а также прилагаются схемы пошагового исполнения. (Приложение)

Раздел программы Название поделки
«Времена года»  «Деревце»
«Животные живого уголка» «Черепашка»
«Рыбы» «Рыбка»

II.3. Примерный план занятия с использованием творческих заданий в процессе обучения по программе «Мир, в котором я живу»

План занятия по теме: «Осень в природе. Листопад»

Для детей 6 лет продолжительность занятия 35 минут.

  1. Организационный момент ≈ 5 мин.
  2. Основная часть ≈ 10 мин.
    • осенние изменения в неживой природе
    • значение листопада
  3. Физкультминутка ≈ 5 мин.
  4. Творческое задание ≈ 10 мин.
    • изготовление поделки «Осеннее деревце»
    • беседа «Не сжигайте опавшие листья»
  5. Подведение итогов ≈ 5 мин.

II.4. Примеры бесед для занятий с использованием творческих заданий в процессе обучения по программе «Мир, в котором я живу»

Беседа: «Не сжигайте опавшие листья!»

Ребята, сегодня я шла к вам на занятия и наблюдала такую картину: дворник сгребал опавшие листья с земли и сжигал их на костре. Правильно ли поступал дворник? Конечно, нет.

Я подошла к дворнику и объяснила, что так делать нельзя. Опавшие листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух – это очень важно для различных обитателей почвы.

Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям. В листьях содержатся питательные вещества, листья, перегнивая за зиму, превращаются в удобрение, которым деревья весной будут питаться.

Опавшие листья можно сгребать только с асфальта, с пешеходных дорожек.

Сжигать осеннюю листву тоже не следует. Деревья, очищая городской воздух, накопили за лето в своих листочках вредные вещества. Сжигая листву, мы возвращаем эти вещества обратно в воздух. А на месте костров остаются долго не заживающие «ожоги».

Беседа: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Взять животное в дом – это большая ответственность. Любить животное и любить с ним поиграть, погладить – вовсе не одно и то же. Любовь к животным требует и времени, и терпения, и труда, и заботы. Животных нужно вовремя кормить, убирать за ними, гулять с ними, следить, чтобы они были чистыми и здоровыми. Нельзя брать животное в дом, если кто-то из родных возражает.

 Хозяин отвечает за своего четвероногого друга. Собаку или кошку можно заводить только тогда, когда ты уверен, что сможешь ухаживать за ней, не причиняя неприятностей окружающим людям – соседям, прохожим.

Список литературы:

  1. Дежкин В. В. «Беседы об экологии». М., 1979.
  2. Гусакова М. А. «Аппликация», М. «Просвещение», 1977.
  3. Закорюк П. «Картины из цветов и листьев», «Контент», 2009.
  4. Лопатина А., Скворцова М. «Экологическое воспитание дошкольников», 2010.
  5. Молодова Л., «Методика работы с детьми по экологическому воспитанию», М., 2005.
  6. Новикова И. «Аппликация из природного материала», «Контент», 2010.
  7. Рогаткина Т. В. «Весёлый гербарий», «Карапуз», 2007.
  8. Чиприани В. «Оригинальные поделки из природных материалов», «Контент», 2009.
  9. Научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», «Детство-пресс».
  10. Специализированный журнал для педагогов «Цветной мир».