“Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди”.
Учитель:
Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!
Когда и кто ее сложил
В своей избушке где-то –
И самый старый сторожил
Не даст тебе ответа.
И про зверей,
И про царей,
И что на свете было –
Все сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
Она живет в любом дому
И странствует по странам.
А почему?
Да потому,
Что без нее нельзя нам.
Сегодня сказка приглашает нас с вами в путешествие. Сказка живет в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Путь туда не короток. Скрасим его веселой песней.
(Исп. “Песня – спор” из телефильма “Новогодние приключения Маши и Вити”)
Учитель: Услышав нашу песню, в гости к нам пришел сказочный герой, узнаете его?
Дети: Это Незнайка.
Учитель: Посмотрите, ребята, у Незнайки какие то слова: песня, танец, марш. Ребята, а нам эти слова знакомы?
Учитель: “Куда приведут меня сегодня песня, танец и марш?” – так думал незнайка, прогуливаясь по улицам города, и остановился перед зданием театра. У входа в театр Незнайка увидел афишу: “Сегодня премьера оперы – сказки Волк и семеро козлят композитора Мариана Коваля”. Незнайка задумался: “Что же такое премьера?”
Дети: Премьера – первое представление музыкального спектакля в театре. Учитель: Ребята, Незнайка не знает что такое опера?
Дети: Это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
Учитель: Незнайка очень захотел в музыкальный театр на оперу. Пойдемте вместе с ним?
А в театре все готово к началу спектакля: зал полон зрителей, на сцене стоят красочные декорации, артисты загримированы и надели свои костюмы. Погас свет в зрительном зале, к дирижерскому пульту прошел какой-то человек. Подскажите Незнайке, то это будет управлять оркестром?
Дети: Дирижер.
Учитель: Взмах дирижерской палочки – и в затихшем зале полились звуки. Угадайте и подскажите Незнайке, вслушиваясь в музыку, какой герой оперы “Волк и семеро козлят” появился на нашей воображаемой сцене? Определите характер героя.
(Прослушивание песни мамы-козы)
Дети: Это мама коза. Она поет колыбельную песню. Она звучит ласково, нежно, мягко, тихо, певуче, темп не быстрый, песенная мелодия.
Учитель: Правильно, это колыбельная песня. А вы знаете, что в старину Колыбельная песня считалась оберегом. Когда рождалось на Руси маленькое дитя, его убаюкивали песнями, оберегая от нехороших поступков людей, от хворей, приговаривая, “У сороки боли, у вороны боли..., а у детки заживи”, “баю-баюшки-баю, сидит зайка на краю...”, “придет серенький волчок и ухватит за бочок” и т.д. Детей усыпляли монотонным, спокойным пением. Но их же и воспитывали “не ходи, коток, по сметану в погребок...” – колыбельные тихо рассказывали, чего делать нельзя, что плохо, что хорошо. Давайте мы с вами попробуем представить себя в роли мамы-козы и посмотрим, что мама коза советует своим деткам.
(Разучиваем колыбельную мамы-козы)
Учитель: Ребята, помогите узнать Незнайке следующего героя. Дети отгадывают персонажей и определяют их характер:
Всезнайка — в музыке и танец, и песня. Козленок ласковый, умный и прилежный. Музыка спокойная, мелодичная, негромкая, темп средний, лад мажорный, ритм ровный.
Болтушка – музыка “несобранная”, часто меняется мелодия (болтает на разные темы), не умеет молчать, неуклюжая.
Топтушка – на месте топчется, что-то хочет сказать, а никак не решит, всем мешает, путается под ногами.
Бодайка — музыка, эмоциональная, драчливая, звуки короткие, отрывистые, мелодия то вверх, то вниз, темп быстрый, веселый характер. Козленок не злой, просто любит поиграть и любит пободаться, и попрыгать, лад – мажорный.
Дразнилка – музыка “вредная”, задорная, вздорная, дразнящаяся.
Мазилка – музыка жалобная, плаксивая, писклявая.
Учитель: Вот какие разные козлята. И охарактеризовать их что помогает?
Дети: Музыка.
Учитель: Роль каждого козленка исполнял один артист, т.е. соло. Но в опере могут петь одновременно много певцов. Как мы, скажем, поет... ?
Дети: Хор.
Учитель: В нашей опере тоже есть такой хор, давайте мы его разучим.
(Разучивание “Целый день поем, играем”)
Учитель: Когда в опере заканчивается первое действие, начинается перерыв. А как он называется?
Дети: Антракт.
Учитель: После антракта начинается второе действие. Давайте послушаем его и поможем исполнителям.
(Слушаем второе действие и поем вместе с артистами)
Учитель: Неужели ребята зло победит?
Дети: Ответы.
Учитель: Недаром поется в песне: “Пусть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро!” Давайте закончим урок этой песней.
(Исполняем песню “Сказки гуляют по свету...”)
Учитель: Спасибо, ребята, за урок! На память о нашем путешествии в музыкальный театр программка (приложение 1).