Аннотация к уроку:
Свой урок я постаралась разработать исходя из современных дидактико-психологические тенденций, связанных с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС.
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Методы, приемы проблемно-эвристического обучения:
Проблемное изучение (словесные и наглядные методы с использованием компьютерных технологий).
- Поисковая (эвристическая) беседа.
- Самостоятельная работа обучающихся, основанная на применении ранее изученного материала к конкретной теме.
- Исследовательская деятельность обучающихся.
- Решение компетентностных задач.
Тема урока: “Формула n-члена арифметической прогрессии”
Тип урока: Урок изучения нового материала, групповая форма работы.
Форма урока: проблемный урок с элементами исследования с применением КТ.
Класс разбит на 4 группы.
Учебно-методическое обеспечение:
- Мордкович А. Г. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.– М,: Мнемозина,2013.
- Авторская электронная презентация к уроку
- Таблицы-отчеты по практической работе.
Урок направлен на достижение следующих целей:
1) в предметном направлении:
- Вывести формулу.
- Применение формулы для решения практических задач.
2) в метапредметном направлении:
- Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования.
- Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
3) в направлении личностного развития:
- Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту.
- Формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта.
- Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения.
- Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Задачи урока с точки зрения СДП:
Образовательные:
- Формирование у обучающихся системы научных знаний.
- Совершенствование умений запоминать, выделять главное.
- Формирование представлений о значимости.
- Совершенствование умений в решении расчетных задач.
Развивающие:
- Формирование у обучающихся регулятивных компетенций (управление своей деятельностью, инициативность, самостоятельность).
- Развитие коммуникативной деятельности (речь, навыки сотрудничества).
- Применение обучающимися учебного материала, имеющего опорный характер.
- Совершенствование умений анализировать предложенную ситуацию и устанавливать причинно-следственные связи.
- Развитие преобразований и применение новых знаний к решению задач, связанных с конкретными ситуациями.
- Совершенствование умений и навыков в решении исследовательских задач.
УУД, осуществляемые на уроке:
Предметные:
- Формирование системы научных знаний.
- Синергетический эффект.
- Использование знаний по предмету для решения конкретных задач.
Метапредметные:
- Регулятивность (управление своей деятельностью, инициативность, самостоятельность).
- Коммуникативность (речь, навыки сотрудничества).
Личностные:
Самоопределение (внутренняя позиция
школьника).
Смыслообразование (мотивация, границы познания).
Выпускник научится:
понимать и использовать язык
последовательностей (термины, символические
обозначения);
Выпускник получит возможность научиться:
- решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена арифметической прогрессии, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
- понимать арифметическую прогрессию как функцию натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом.
Методы обучения: проблемный, репродуктивный, частично-поисковый.
Планируемые результаты: Учащийся научится формулировать и доказывать формулу n-го члена арифметической прогрессии, применять полученные знания к решению простейших задач. На уроке приобретет такие компетенции:
- информационная;
- коммуникативная;
- исследовательская;
- готовность к самообразованию.
Критерии оценивания обучающихся в рамках проведенного урока:
- Все обучающиеся получают оценки за выполнение практической работы.
- Устные ответы на вопросы: 4 правильных ответа – отметка “5”, 3 правильных ответа – “4”.
- Решение задач с проверкой на доске. Правильное решение – отметка “5”.
Таким образом, возможно получение 5 отметок за урок с учетом самооценки в листе рефлексии выставляется итоговая.
Основные понятия: определение арифметической прогрессии, формула n-члена арифметической прогрессии.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, ОС Windows 2007, плакаты для исследования, листы для самооценки.
Время урока: 45 минут.
План проведения урока:
Этапы урока |
Временная реализация |
1. Организационный момент. Приветствие. |
2 мин |
2. Подготовка к восприятию нового материала. Определение объекта познания и путей познания |
5 мин |
3. Этап изучения нового материала | 10 мин |
4. Защита | 8 мин |
5. Закрепление. Решение задач. | 5 мин |
6. Физкультминутка | 2 мин |
7. Решение компетентностных задач | 5 мин |
7. Пропедевтика. | 4 мин |
8. Рефлексия. Подведение итогов. | 2 мин |
9. Домашнее задание | 2 мин |
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Б. Пастернак.
Организационная структура урока
Этапы проведения урока |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов, цель, результативность. |
Форма организации учебных действий |
УУД |
1. Организационный этап. | Организационный этап проводится в
виде физкультминутки: Раз-два – выше
голова. Тему урока учащиеся сформулируют сами после проведенного теоретического опроса, устной и первой практической работы. |
Физкультминутка. Учащимся выдан лист рефлексии, они заполняют Ф. И. |
|
2. Теоретический опрос | 1. Понятие последовательности,
примеры. 1 группа. 2. Дать определение арифметической прогрессии, примеры. 2 группа. 3. Определение разности арифметической прогрессии, примеры. 3 группа. 4. Способы задания последовательности, примеры. 4 группа. |
Представитель группы отвечает на вопрос, рецензирование ответов участниками групп. Заполняют в листе рефлексии В1. | Развивать умение грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи. (Л) |
3. Устная работа. Создание проблемной ситуации, постановка темы и целей урока. | 1. Из предложенных
последовательностей выберите ту, которая может
являться арифметической прогрессией.
Почему остальные не могут являться арифметической прогрессией? 2. Дано: d1=2? a1=– 10. Найти: a5. Вывод: для того, чтобы найти a5 нам пришлось находить все 4 предыдущих члена арифметической прогресссии по рекурентной формуле, а если нужно найти a1000? |
В течении 5 мин. группы обсуждают и выполняют решение предложенных заданий, по окончанию 4 группа дает ответ на 1-ое задание, 2 группа отвечает на вопрос к 1-му заданию, 3 группа – ответ и решение 2-го задания. | Осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать. (П) |
Что же нам нужно для упрощения и
рационализации этой работы? Конечно же формула
n-го члена. Итак, тема нашего урока: “Формула
n-члена арифметической прогрессии”. Какие цели мы должны поставить и реализовать на уроке? Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников Результативность: формирование познавательной компетентности. |
Все формулируем тему и цели урока. Заполняют в листе рефлексии В2. | ||
Исследовательская работа в группах по выводу формулы | Группы выводят формулу, записывают доказательство на плакате | Коллективная совместная работа по выводу формулы. | Использовать знаково – символьные средства при решении учебных задач. (П) |
Защита | Каждая группа представляет свое
доказательство у доски. Сравниваем с
доказательством на слайде презентации. Ура! Мы с вами сделали открытие! Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний, учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения Результативность: формирование исследовательской, информационной, самообразовательной компетентностей |
Учащиеся оценивают предложенное доказательство. Сравнить полученную формулу и формулу в учебнике. Каждый ученик записывает в тетрадь формулу. | Развивать умение грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи. (Л) |
Первичное закрепление нового материала (1 блок) | 1. Дано: (а n ) , а1 =
-7, d=3 Найти: а5 2. Дано: (а n
), а4 = 18, d=-3. 3. Дано: (а n ) , а21 = – 44, а22
= – 42. 4. Дано: а1=-5;d=3; а n=16 5. Дано: (а n ) , а1 = 28, а21
= 4. |
Индивидуальная работа, обсуждение в
группе, помощь учителя и членов группы с
затруднениями Ответы: 1) 5. |
Развивать креативность мышления, находчивость, активность при решении задач. (Л) |
Физкультминутка | Кто считает, что справился с 1-ым и 2
заданием, встаньте, пожалуйста. Кто справился с 3-им заданием, улыбнитесь соседу слева. Кто справился с 4-ым заданием, улыбнитесь соседу справа. И, наконец, кто справился с 5-ым заданием , помашите друг другу. Какое грандиозное событие ожидается в Сочи? Конечно, олимпиада. Давайте обведем глазками все олимпийские кольца. На слайде представлен символ олимпиады – олимпийские кольца. |
Выполнение физкультминут-ки | |
Закрепление Блок 2 |
Какое из данных чисел является
членом этой прогрессии? 1) – 4; |
Групповая работа с последующей проверкой. Учащиеся сравнивают свой ответ с правильным, делают самооценку. | Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. (П) |
Закрепление – решение компетентностных задач. | 1. Курс солнечных ванн начинают с 9
минут в первый день и увеличивают время загара
каждый следующий день на 12 минут. Сколько дней
следует принимать солнечные ванны в указанном
режиме, чтобы достичь их максимальной
продолжительности 1 час 33 минут? 2. Числа -38 и -17 являются соответственно седьмым и девятым членами арифметической прогрессии. Найдите двадцать первый член этой прогрессии. После того как задачи решены, попробуем ответить на следующие вопросы: – Какими способами были решены задачи? – Какой из них наиболее рациональный? – Какая закономерность между данными задачами была основной в каждом способе? – Нельзя ли рассмотреть эту задачу как частный случай более общей задачи? – Чем интересна данная задача? Вопросы помогают учащимся осознать, какими новыми приемами обогатился их опыт решения. Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера. Результативность: формирование самообразовательной, информационной, коммуникативной компетентностей |
Групповая работа, с последующей
проверкой. На слайдах презентации записаны способы решения этих задач. |
Развивать креативность мышления,
находчивость, активность при решении задач. (Л) Умение осуществлять пошаговый контроль. (Р) |
Пропедевтика | Согласно легенде, маленький Карл Фридрих Гаусс, по праву называвшийся “королем математиков” (princeps mathematicorum) решил за несколько минут задачу: просуммировать все числа от 1 до 100. Ученики стали последовательно прибавлять одно число к другому, а Гаусс быстро увидел, что …? Это будет тема следующих наших уроков. | После обсуждения, учащиеся должны додуматься о рациональности вычисления, если нет, то задание остается на дом. | Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. (П) |
Рефлексия. Итог урока. |
Притча: Шел мудрец, а навстречу
ему три человека, которые везли под горячим
солнцем тележки с камнями для строительства.
Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У
первого спросил: “Что ты делал целый день?” И тот
с ухмылкой ответил, что целый день возил
проклятые камни. У второго мудрец спросил: “А что
ты делал целый день?”, и тот ответил: “А я
добросовестно выполнял свою работу”. А третий
улыбнулся, его лицо засветилось радостью и
удовольствием: “А я принимал участие в
строительстве храма”. – Ребята, давайте попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок: – Кто работал так, как первый
человек? (Поднимают руки.) Выставление оценок и их комментирование. Оцените свои знания по каждому заданию. Выставление оценок за урок. |
Учащиеся заполняютт лист рефлексии. | Умение адекватно оцениватьсвои знания и воспринимать оценку учителя. (Р) |
Домашнее задание. | Дифференцированное домашнее
задание: На “3”: 16.15, 16.16, 16.18, 16.23-все(а, б). Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры Результативность: формирование самообразовательной компетентности |
Литература для учителя:
- Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: “Знание”, 1983. — 96 с..С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина “ Современный урок, часть III. Проблемные уроки”;
- М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, А.М.Матюшкин; “Теория проблемного обучения”;
- С. Г. Манвелов “ Конструирование современного урока математики”;
- И. Зильберберг “ Урок математики. Подготовка и проведение”
- Журнал “ Математика в школе”, статья У.Д. Таймасханова “Создание проблемных ситуаций”.
- Мордкович А. Г. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.– М,: Мнемозина,2013.
Литература для учащихся:
- Мордкович А. Г. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.– М,: Мнемозина,2013.
- Мордкович А. Г. 9 класс. Задачник для общеобразовательных учреждений.– М,: Мнемозина,2013.
- Мальцев Д. А 9 класс. Итоговая аттестация.-М,: Народное образование,2013.
- Кузнецов Л. В. Алгебра. Сборник заданий для проведения итоговой аттестации. –М,:Дрофа,2007.
- Семенов А. Л. Сборник заданий для проведения ГИА в новой форме в 2014г.-М,:АСТ,2013.
Лист рефлексии.
Ф.И.О. учащегося:
Оцените свои знания по каждому этапу урока.
В1. Теория |
В2. Устная работа |
В3. Первичное закрепление |
В4. Решение 2 блока |
В5. Решение практических задач |
Оцените свое эмоциональное состояние в преддверие ГИА.
Ваши предложения и пожелания.