Мастер-класс "История вышивки. Техника швов"

Разделы: Технология


Цели:

  • способствовать развитию знаний, умений и навыков по теме “Вышивка”;
  • сформировать навык выполнения простейших ручных швов для вышивки;
  • развивать эстетический вкус, логическое мышление, творческие способности, интерес к предмету;
  • выработать единые требования для маркировки одежды.

Демонстрации и наглядные пособия: стенды с образцами вышивок, ткань для вышивания, набор инструментов и приспособлений для вышивания, нитки, проектор, компьютер.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Тема нашего занятия “История вышивки. Технология выполнения простейших вышивальных швов”.

У вас уже накоплен определённый багаж знаний, умений и навыков. Сегодня некоторые из них вам придётся вспомнить и повторить, а что-то может быть вы узнаете нового…

Итак, начинаем.

II. Повторение пройденного материала систематизация знаний, полученных ранее.

Рассказ об истории вышивки. (Приложение 1)

Слайд 1.

Сегодня среди многих мастериц, большой популярностью пользуется искусство вышивки.

Слайд 2.

Носившая когда-то сугубо бытовой характер, вышивка превратилась в одно из самых прекрасных хобби, помогая создавать удивительные мотивы с помощью иголки и ниток.

Слайд 3.

Еще много тысяч лет назад первобытные “рукодельницы” придумали прекрасный способ привлечения внимания - украшение нарядов. Однако у всего есть своя предыстория, и вышивка не является исключением.

Слайд 4.

Когда-то наши далекие предки жили в пещерах, грелись у костров, ходили на охоту и понятия не имели о том, что такое высокая мода или простой вышитый узор.

Слайд 5.

Они просто скрепляли обрезки шкур, дабы получить изделия, способные прикрыть тело и подарить тепло. И вот тут-то, возможно, совершенно случайно, одна из первобытных модниц придумала украсить невзрачную одежду совершенно особым способом, используя для этого подручные предметы, а позже и непривычные, открытые взору швы.

Слайд 6.

Время шло, быт людей сильно изменился, менялись и совершенствовались инструменты мастериц: каменное и костяное шило заменила тонкая игла, шкуры животных - изящные и легкие ткани.

Слайд 7.

В наше время украшение готовых изделий вышивкой пользуется особой популярностью.

Слайд 8.

Вышитые изделия смотрятся не только красиво и необычно, но и помогают модницам более ярко выражать свою индивидуальность.

Слайд 9.

Конечно же, работа выполненная руками мастерицы, ценится гораздо больше,

Слайд 10.

но в наш век развития технологий, альтернативой ручному вышиванию стало машинное.

Слайд 11.

Мотивы, создаваемые умелыми руками вышивальщиц, также менялись со временем. Когда-то на одежде красовались обереги, которые располагались в местах соприкосновения с внешним миром, то есть по вороту, подолу и на рукавах.

Слайд 11.

Современным умелицам приходится гораздо проще, в магазинах и интернете представлен огромный выбор инструментов для вышивки и различных ниток всевозможных цветов и оттенков.

Слайд 12.

Вышивка - это не только красота, созданная для души, но и попытка предков донести до потомков самые важные жизненные мудрости.

Слайд 13.

Откуда же пришло это волшебное искусство? Ученые считают, что родиной вышивки является Китай. Именно там были обнаружены самые древние работы, датируемые пятым веком до нашей эры.

Слайд 14.

Искусство вышивания на Руси было известно с незапамятных времен, а доказательство этому факту можно найти в книгах. Читаете ли вы сказки или произведения классиков, везде и всюду описанные в книгах рукодельницы занимались вышивкой.

Слайд 15.

Вспомните ту же Царевну-лягушку, которой за ночь нужно было вышить полотенце в подарок царю, (в некоторых вариантах сказки - ковер или рубаха).

Слайд 16.

Держать иголку в руке девочек учили с самого раннего возраста, и к моменту взросления девушка уже могла создавать работы, ничуть не уступающие по красоте работам сказочных мастериц.

Слайд 17.

Готовые полотна украшались мотивами, подчеркивающими красоту и самобытность русской природы, глубину рек и озер, тень лесов и простор полей.

Слайд 18.

Однако зарождение вышивки на Руси носит более глубокий характер, нежели простое желание скрасить быт и выглядеть привлекательно. Вышивка крестом является одним из символов жизни наших предков.

Слайд 19.

Вышивка в России  всегда была очень символична.  Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали уже и  в 9 веке.

Слайд 20.

Чаще всего люди украшали предметы быта. Особое место вышивка занимала на обрядовых вещах: свадебные наряды, украшения для священных деревьев, полотнища для украшения языческих капищ.

Слайд 21.

Вышивка полотенец также являлась делом ответственным и кропотливым. С того момента, как молодая жена переступала порог дома своего мужа, в семье пользовались только полотенцами, сделанными руками новой хозяйки.

Слайд 22.

Не стоит думать о том, что умение наших предков заканчивалось на вышивке старославянских символов. Рукодельницы прекрасно справлялись с изображением бытовых сцен, животных и различных пейзажей.

Слайд 23.

После принятия христианства, символом которого также является крест, история вышивки получила дальнейшее развитие, а вышитые работы стали атрибутами православной жизни, заняв свои почетные места на иконостасах и алтарях.

Слайд 24.

Особую ценность приобретали изделия, выполненные в определенное время: начало работы приходилось на восход солнца, а последний узелок завязывали с последним лучом заходящего солнца. Для этого приглашали одновременно нескольких вышивальщиц. Считалось, что выполненные таким образом обереги приобретали особые магические свойства

Слайд 25.

Рисунки для вышивания несли в себе особый, сакральный смысл: крючки, овалы, ромбы - символизировали определенные вещи, встречающиеся в повседневной жизни. Например, ромб с крючком считался символом плодородия, а волнистая линия означала спокойную жизнь.

Слайд 26

Многие работы были украшены серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями, вышиты на бархате и шелке. Вышивкой занимались знатные особы в основном из-за дороговизны материалов. Готовые изделия служили украшением для царских палат, храмов и церквей.

Слайд 27.

Одной из самых искусных мастериц прошлого была дочка Бориса Годунова Ксения. Ее работы покоряли всех, кто хотя бы раз их видел.

Слайд 28.

Только в 17 веке, вышивка стала обычным занятием деревенских девушек. Материалы и нитки были гораздо дешевле. Однако при всей дешевизне материала и отсутствии украшений, вышитые работы превосходили по своему мастерству многие купеческие. Недостаток дорогостоящих камней, нитей и жемчуга девушки компенсировали непревзойденным умением подбирать цвета и подчеркивать в работах самые важные детали.

Слайд 29.

крестьянские девочки к 14-15 годам должны были уже приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Во время сватовства устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Слайд 30.

В своих работах мастерицы не ограничивались каким-либо одним видом швов, для придания изделию оригинальности и уникальности они использовали такие швы, как гладь, козлик, косичка, мережка, крест и другие, сохранившиеся до сих пор.

Слайд 31.

Самый главный атрибут намечавшегося торжества - свадебное платье, выполненное руками русской красавицы, являлось необычным зрелищем и представляло буйство красок и великолепно вышитых мотивов.

“Сундучок с сокровищами”.

– Перед вами шкатулка. Какие же сокровища, необходимые для вышивки, находятся в ней? Узнать об этом вы сможете, выполнив задание. (Приложение 2)

– Так вот, оказывается, какие сокровища спрятаны в шкатулке! Иголки, нитки, ткань, наперсток и ножницы являются нашими верными помощниками. В этом мы еще раз убедимся сегодня при выполнении практической работы. (Приложение 3) (Слайды 1–6)

Эти предметы настолько важны в жизни каждого, что люди поставили им памятники.

История об игле. (Слайд 7)

Что появилось раньше – иголка или одежда? Многие удивятся: разве можно сшить одежду без иголки? Оказывается можно. Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб. Когда же осколками твёрдого камня высверливали ушки, получались иглы.

История напёрстка. (Слайд 8)

Однажды одного безымянного портного, исколовшего себе пальцы, осенило, и был изготовлен первый напёрсток. В 1824 году владелец фабрики металлических изделий в Германии изобрёл универсальный станок для производства напёрстков.

История ножниц. (Слайд 9)

В старые времена, когда была необходимость что-нибудь разрезать, брались за нож. Но приблизительно три с половиной тысячи лет назад, кто-то соединил ручки двух ножей. Получились первые ножницы. Со временем ножницы совершенствовали, придавая им затейливые формы.

История о булавке. (Слайд 10)

Самыми древними родственниками булавок были шипы роз. Не случайно слово “булавка” произошло от латинского “шип” и “колючка”. Делали булавки из костей рыб и животных, из камня и металла, оформляли драгоценностями, ведь часто булавки использовались как украшения.

История об утюге. (Слайд 11)

С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Именно для целей был изобретен утюг, который прошел все стадии эволюционного развития - от слегка обработанного булыжника, которым придавливали влажное белье, до современного электрического агрегата с вертикальным отпариванием и регулируемой мощностью. Вот такие у нас помощники!

А теперь давайте вспомним правила безопасности при шитье. (Слайды 12, 13)

Немного остановлюсь на основных ручных швах. Вы их конечно же знаете.

Шов “вперед иголку”. (Слайд 14) или сметочный, считается самым простым. Им временно соединяют участки ткани. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка — от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной стороне — одинаковой длины...

Шов “назад иголку”. (Слайд 15) Этим прочным, эластичным швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов “вперед иголку. Но на изнанке — никакого сходства: стежки заходят друг за друга, образуя непрерывную линию. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью — два стежка вперед и т.д.

Тамбурный шов. (Слайд 16) относится к отделочно-декоративным швам, используется в основном в вышивке по рисованному контуру и представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Стежки выполняются движением иглы к себе.

Шов “козлик”. (Слайд 17). Этим швом вышивают мелкие листочки, сердцевины цветов и т.п. Ровные полоски шва используют для маскировки соединений кусков ткани. Стежки располагаются слева направо, проколы делают попеременно по одному и другому краю полосы. Расстояние между проколами должно быть одинаковое. В середине полосы стежки перекрещиваются. Каждый новый стежок ложится поверх предыдущего.

Монограмма. (Слайд 18). В старину живописцы и ткачи гобеленов помещали на своих произведениях начальные буквы имени и фамилии. Рукодельницам этот прием пришелся по душе: монограммы - стали вышивать на постельном белье, полотенцах, носовых платках. И сегодня вышитая монограмма придаст индивидуальность любой одежде.

У вас на одежде вместо монограмм используется номер. (Слайд 19)

Практическая работа. (Слайд 20) “Вышивка. Изготовление образца тамбурного шва. Единое изображение цифр при маркировке одежды”.