"Роль имени прилагательного в речи". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: Создать условия для формирования универсальных учебных умений.

Познавательные УУД:

  1. Выделять существенную информацию из текста, структурировать эту информацию.
  2. Выдвигать аргументы и обосновывать их.
  3. Осуществлять анализ текста с целью соотнесения нового и известного знания.

Коммуникативные УУД:

  1. Слушать собеседника, понимать содержание его высказывания.
  2. Осознанно строить собственное речевое высказывание.
  3. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Регулятивные УУД:

  1. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
  2. Уметь слушать и действовать в соответствии с целевой установкой.
  3. Осуществлять само и взаимоконтроль.
  4. Обнаруживать отклонения от эталона.
  5. Формировать нравственно-этическую ориентацию:принимать и уважительно относиться к требованию учителя.

Предметные знания и умения:

  1. Помочь учащимся сделать выводы о роли имени прилагательного в речи.
  2. Совершенствовать умение использовать имена прилагательного в речи.
  3. Обогатить речь учащихся именами прилагательными.
  4. Совершенствовать умение грамотно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
  5. Актуализировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное»:вопрос, общее лексическое значение, связь с существительным.

Ход урока

I. Организационный момент.

Задачи:

  1. Учить самоконтролю готовности к уроку.
  2. Учить принимать и следовать в поведении социальным нормам.
  3. Формировать нравственно-этическую ориентацию:принимать и уважительно относиться к требованию учителя.

– Прозвенел звонок. Внимание!

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?

– Вижу, все готовы к уроку.

– Улыбнитесь друг другу, пусть сегодняшний день вновь принесет вам радость общения друг с другом

II. Минутка чистописания.

Задачи:

  1. Продолжить совершенствование каллиграфического навыка:отработать форму буквы Ё.
  2. Актуализировать знания по фонетике и графике.
  3. Учить ставить вопросы.
  4. Учить осуществлять взаимоконтроль.
  5. Формировать умение обнаруживать отклонения от эталона.
  6. Продолжить формирование коммуникации на бесконфликтной основе.

– Сегодня мы будем совершенствовать написание буквы, которую вы должны угадать. Поработайте в парах. Подумайте,какой вопрос об этой букве задаст ваша пара. На грамотные вопросы вы получите ответы,которые приведут вас к задуманной мною букве. (Вот вопросы, которые должны задать дети:это буква гласного или согласного звука; на мягкость или твердость предшествующего согласного она указывает; какой звук она обозначает. После этой работы учитель обсуждает с детьми, какие вопросы были грамотными, а какие пустыми, ненужными, т. к. дети могут задать самые разные вопросы).

– Верно, ребята,это буква Ё.

– Что интересного вы знаете об этой букве?

– Определите порядок написания букв в цепочке: Ё ЁЁ ЁЁЁ

– Рассмотрите ошибки, которые допускаете в написании буквы Ё.

– Почему они появляются? Как надо писать, чтобы этих ошибок не было.

– Какое же качество письма будем сегодня совершенствовать?

– Напишите данную цепочку в тетради.

– Оцените работу друг друга, дайте товарищу совет.

III. Стадия вызова. Приемы«Знаю, хочу узнать, узнал», «Верно-неверно» (игра «Данетка»).

Задачи.

  1. Совершенствовать умение грамотно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
  2. Актуализировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное».
  3. Учить осуществлять взаимоконтроль.
  4. Формировать умение обнаруживать отклонения от эталона.
  5. Учить пользоваться словарем для организации самоконтроля.
  6. Замотивировать учащихся на деятельность.
  7. Продолжить формирование коммуникации на бесконфликтной основе.
  8. Побудить учащихся к постановке индивидуальных задач урока.

1. Словарно-орфографическая работа. Прием «Знаю, хочу узнать, узнал».

Игра «Прятки». Выполнять задания этой игры мы будем в таблице, у каждого она есть на парте. Если, выполняя задание игры, вы знаете, как написать трудное слово, то записываете слово в первый столбик, если не знаете, как его писать, то пишете с «дыркой» во второй столбик.

Знаю Хочу узнать Узнал
     
     

Начинаем игру.

– Найдите по прилагательным имя существительное — слово с непроверяемой орфограммой. Запишите его в таблицу, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

  • Прекрасная, солнечная, морская...
  • Сладкий, яблочный, горячий...
  • Голубое, легкое, быстрое...
  • Свежая, интересная, утренняя...

(погода, пирог, облако, газета)

– Обсудите свою работу в парах. (Идет взаимообучение).

– Какие вопросы у вас остались?

– Где вы можете проверить себя, найти ответы на свои вопросы? (В словаре)

– Поработайте со словарем. (Затем фронтально идет проверка выполнения задания. Дети, испытавшие затруднение, записывают слова в третий столбик)

– Что объединяет все эти слова?

– Прочтите еще раз слова с безударной гласной а, е, и, о. (Учитель преднамеренно называет лишние буквы, чтобы повысить активность и внимательность учащихся).

– В каждом из этих слов спряталось еще слово. Найдите его и подчеркните.

– Чем похожи все найденные вами слова?

– Составьте дома, кто захочет, такую же игру сами.

– Какие слова помогли вам догадаться о «трудных» словах. (Имена прилагательные)

– Сегодня мы продолжим изучать имена прилагательные.

2. Актуализация знаний о прилагательном. Прием «Верно-неверно».

Выход на тему. Постановка задачи урока.

Игра «Да-нетка».

– Дети, у вас на карточках вопросы и таблица для ответов. На вопросы вы будете отвечать так: «да» или «нет». Вместо «да» в клеточках таблицы будем ставить «+», если ответ «нет», то ставим «-».

Вопросы к таблице: Верно ли, что прилагательные

  1. ... обозначают признак предмета?
  2. ... отвечают на вопросы кто? Что?
  3. ... связаны со словами, обозначающими предметы?
  4. ... обозначающие признак двух или нескольких предметов, отвечают на вопрос какие?
  5. ... делают нашу речь точной?
  6. ... помогают описывать предметы, людей, животных?
  7. ... делают речь яркой, выразительной?
  8. Верно ли, что хорошо, если в речи человека много прилагательных?
  9. Верно ли, что не надо учиться употреблять прилагательные в речи?
Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Предположение детей                  
Новые ответы                  

– Дети, обсудите свои ответы в парах

– Под какими номерами ваши ответы совпали? Почему вы решили, что ответ именно такой?

– По каким вопросам после обсуждения ваши мнения изменились? Почему?

(Вопросы 1-4 направлены на актуализацию знаний по теме, вопросы 5-9 на новое знание, ответы на эти вопросы создадут противоречие и помогут определить тему и задачи урока)

– По каким вопросам ваши мнения расходятся?

– На какие вопросы вы хотите сегодня получить ответы?

– Кто назовет тему сегодняшнего урока?

– У кого тема звучит точнее, правильнее? Почему так считаете?

IV. Стадия осмысления. Прием «Инсерт».

Задачи этапа:

  1. Получить новое знание, ответить на поставленные по теме вопросы.
  2. Помочь учащимся сделать выводы о роли имен прилагательных в речи.
  3. Добиться осмысления полученного знания
  4. Учить применять полученные знания на практике.
  5. Учить принимать и сохранять учебную цель.
  6. Учить выделять из текста существенную информацию, соотносить новое и уже известное знание на основе его анализа.
  7. Формировать умение осуществлять самоконтроль

1) Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу « Инсерт».

– Прочтите текст, делайте на полях пометы:

  • V – уже знал
  • + - новое для меня
  • ? – не понял

Учащиеся работают с текстом.

Вместе – служба, вместе – дружба.

Вчитайтесь, вдумайтесь в это слово - прилагательное. В нём есть намёк на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.

К каким же словам присоединяются прилагательные? Ответить на этот вопрос нетрудно.

Посмотрите в комнате на любой предмет, например, на стол. Что можно о нём сказать? Каждый, отвечая, присоединит к слову стол какое-нибудь прилагательное: круглый, квадратный, маленький, деревянный, высокий...

А зачем же прилагательные присоединяются к существительным? Так ли они нам необходимы в речи?

Очень важными словами являются имена существительные, они дают всем предметам имена. Но как бы беден был наш язык, если бы мы ничего не знали о предмете, кроме его названия. Отвечая на вопросы какой? какая? какое?, мы называем различные признаки, которыми обладает предмет.

Именно прилагательные делают нашу речь точной и ясной. Например, уходит мама на работу и торопливо «отдаёт приказание»:

– Оленька, свари, пожалуйста, кашу.

А ей вдогонку несётся:

– Какую кашу сварить? Манную, рисовую, пшённую или гречневую?

И мама уточняет: свари рисовую кашу. Вот видите, только прилагательное сделало ясным и точным смысл маминого задания.

Прилагательные неотделимы от существительных: как нитка за иголкой, прилагательное следует за существительным, чтобы определять предмет, называть его признаки, а значит, делать речь точной и ясной.

Огромна роль прилагательных в художественной литературе. Это они помогут писателю создать портрет героя, описать чувства, настроение. А поэт без них не опишет ни одной картины природы. В стихах и прозе великих поэтов и писателей прилагательные «озаряют предметы». Такие прилагательные называют эпитетами. Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которым называет писатель уже известный нам предмет.

Если художник слова пишет «мраморное море», то мы ясно представляем это море, седое, как мрамор. Вот так эпитеты – прилагательные помогают писателям и поэтам словами рисовать живые, яркие, необычные картины.

Трудно ли создать хороший эпитет? Очень трудно. Это под силу только большим писателям. Но каждый школьник должен употреблять в своей речи прилагательные – эпитеты. Надо накапливать их в речи, создавать свои, видеть в художественных текстах.

А кто из ребят не любит загадки?! Что нужно для загадки? Описать предмет, не называя его. И опять здесь выручат прилагательные. Вот несколько загадок, построенных на прилагательных. Попробуйте их отгадать.

Бежит свинка,
Железная спинка,
Льняной хвостик

Сама длинная,
Нос длинный,
А ручки маленькие

Земля беленькая,
А птички на ней
Чёрненькие.

– Как вы догадались, что это?

– Какие слова помогли вам догадаться?

Народной мудростью называют пословицы. Вот одна из них: маленькое дело лучше большого безделья. В ней глубокий смысл, а подчеркнуть его, выделить в пословице главное помогли прилагательные – антонимы. Это слова с противоположным значением.

Никак не обойтись человеку без прилагательных!

*Термины синонимы, антонимы даны в учебнике Т. Г. Рамзаевой «Русский язык, 2 кл.

– Вернёмся к нашим вопросам и предположениям, которые вы сделали, отвечая на них.

(Смотри таблицу на стадии «Вызов»).

– Оправдались ли ваши предположения?

– Внесите в свои ответы изменения.

– Для чего же нужны прилагательные в речи?

– К чему же должны вы стремиться? (Быть наблюдательными, подмечать всё интересное в жизни, в литературе, чтобы обогащать свою речь прилагательными, синонимами, эпитетами, антонимами).

2) Первичное закрепление.

Примечание:если учащиеся еще слабо владеют приемами ТРКМ, то учитель на этапе первичного закрепления может сократить количество упражнений или вообще отказаться от них на данном уроке.

Задание 1. Добавь подходящие по смыслу существительные. Поставь к прилагательным вопросы, запиши их вместе с существительными

  • (.... ?) Большой косолапый...
  • (.... ?) Рыжая хитрая, ловкая...
  • (.... ?) Кудрявая белоствольная...

- Что помогло вам найти нужное существительное?

- Как прилагательные помогли это сделать?

Задание 2. Назови признаки (устно): яблока– по величине, по форме, по вкусу, по цвету. Лодки – по форме, по материалу. Докажи, что ты назвал признаки предметов.

– С каких же сторон может характеризовать предмет имя прилагательное?

Задание 3. Выборочное списывание.

Живёт в доме хозяин:
Шубка атласная,
Лапки бархатные,
Ушки чуткие.

– Выпиши существительные вместе с прилагательными.

– Поставь к прилагательному вопрос.

– Какова роль прилагательных в этой загадке?

Задание 4. Творческий диктант.

Вставить в текст в ходе записи подходящие имена прилагательные.

У болотца густо цветут незабудки. Над водой колышутся травинки. Журчит ручеёк. Летают стрекозы. Порхают бабочки. В небе плывут облака. Они отражаются в воде.

– Читаем новый текст (несколько учеников)

– Как изменился текст?

– Почему он стал ярче, выразительнее?

– Чем порадовала вас работа Кати?

– Какое интересное прилагательное нашёл Коля?

Задание 5. Начнём сочинять сказку, используя прилагательные – антонимы. Вам дано начало. Опишите 2-3 предложениями двух братцев, героев сказки.

Жили 2 братца. Один был высокий и худой, другой...

– Что поможет вам выполнить задание? (Умение подобрать яркое и точное прилагательное, антоним к нему)

V. Стадия рефлексии. Используется приём составления кластера.

Задачи:

  1. Добиться более глубокого осмысления открытого на уроке знания;
  2. Создать целостное представление о роли прилагательных в речи;
  3. Оценить уровень владения понятиями по теме;
  4. Помочь учащимся определить задачи и направления их дальнейшей деятельности по теме урока;
  5. Продолжить формирование коммуникативных умений на бесконфликтной основе;
  6. Совершенствовать умение давать самооценку, оценку результатам деятельности товарищей.
  7. Продолжить обучение структурированию информации через составление кластера.
  8. Учить осознанно строить собственное речевое высказывание.
  9. Учить договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

– На какие вопросы по теме урока получили ответы? (Какие есть прилагательные, как и для чего они нужны в речи, что поможет обогатить речь именами прилагательными и т. п. )

– Я предлагаю вам составить по теме урока кластер. / В силу того, что дети 2 класса ещё такие маленькие и, предположив, что приёмом «кластер» они ещё не владеют в совершенстве, продолжаем обучение составлению кластера/.

– Ребята, вы будете работать в группах.

– Вспомните, как надо действовать, чтобы составить кластер? (Найдём ключевое слово темы; вспомним всё, что узнали по теме, запишем новое знание отдельными словами, словосочетаниями; постараемся увидеть связь между словами по теме, укажем стрелками их связь)

– Вот и будем сейчас работать в этом порядке.

1) – Итак, ищем ключевое слово темы. Обсуждаем все варианты в группе. Не забывайте, что все свои мысли «за» или «против» предложения товарища, надо объяснить, взрослые говорят - «аргументировать», т. е. объяснить, почему ты согласен или не согласен (Дети работают в группах 1 минуту)

2) – Какое же слово группы предлагают сделать ключевым? (Дети отвечают, аргументируя позицию группы; если ребята не согласны с предложением какой-либо группы, то они корректно говорят об этом, приводят аргументы в пользу своей точки зрения. (Например, ученик предлагает сделать ключевым словом слова «Имя прилагательное»

– Все ли согласны? Почему?

Аргумент против: это очень широкая тема, мы её изучали не только сегодня, а сегодня на уроке мы искали ответ на вопрос «Роль прилагательных в речи». С моей точки зрения, это ключевое слово «Имя прилагательное» не годится, оно неточно отражает тему и т. д.

3) - Продолжаем составлять кластер.

– Каким должен быть следующий шаг в этой работе? (Вспоминаем всё то, что узнали по теме урока).

– Работаем в группах, обсуждаем новое знание, думаем, какими словами, словосочетаниями назвать то, что узнали сегодня по теме. /Вот примерный перечень слов и словосочетаний, которые появятся у детей: прилагательные-антонимы; прилагательные-синонимы; эпитеты, называют признак, точно назвать признак; сделать мысль ясной; противопоставить признаки и т. п.

4) – Слушаем предложения групп (Все предложения, без повторов, появляются на доске, они пока расположены хаотично, в них нет системы).

– Пользуясь предложениями всех групп, составьте в своих группах кластер, покажите связь этих слов, что на доске. (В каждой группе есть лист бумаги, фломастеры. Кластер оформляется на листе такого размера, чтобы его было видно с доски. Дети отбирают нужные с точки зрения группы слова по теме, обсуждают их связь с ключевым понятием, стараются увидеть и другие логические связи).

5) Презентация кластеров.

К доске по очереди выходят группы в полном составе. Каждый ученик в группе участвует в презентации.

Порядок отчёта группы о проделанной работе может быть таким:

  1. Задача, которую мы выполняли?
  2. Как мы действовали, рассуждали?
  3. Какие результаты получили?
  4. С какими трудностями встретились?
  5. Что (кто?) помогло справиться с трудностью?
  6. Какие вопросы остались?

Такая карточка есть в каждой группе, пользуясь ею, дети готовятся к презентации, распределяя, кто на какие вопросы будет отвечать, обсуждают содержание ответов.

Группа выходит к доске, вывешивает кластер и делает его презентацию, отвечая по предложенному плану. Класс слушает отчёты группы, готовится к обсуждению.

– Ребята, давайте вспомним, как будем обсуждать работу товарищей?

– Задаём вопросы на понимание. Вспомните, как звучат такие вопросы (Верно ли я понял, что... )

– Как будем не соглашаться с мнением товарища? (Вежливо, не обижая, доказывая свою точку зрения: Мне кажется, что.... является лишним в кластере, потому что.. и т. п. ).

(Группы, чей кластер похож на кластер товарищей, не повторяются. Они участвуют в обсуждении, если необходимо, то озвучивают вопросы №4,5,6 из плана презентации.

В результате такого обсуждения приходим к коллективному выводу, что оставим в кластере и почему.

Возможно, обсуждение пойдёт так, что класс остановится на двух, а то и на трёх вариантах кластеров, доказав в процессе презентации и обсуждения, что такая логика подачи изученного на уроке тоже возможна).

– Сделайте выводы, пользуясь кластером, зачем же нужны прилагательные в речи?

– Оцените свою речь. Надо ли вам её совершенствовать? Почему так считаете?

– Сделайте вывод, как это делать? (Больше читать, обращать в текстах внимание на яркие эпитеты; узнавать больше пословиц, знать их значение, использовать в речи; обогащать свою речь синонимами-прилагательными; можно завести тетрадь, блокнотик и выписывать туда понравившиеся синонимы, эпитеты, антонимы – прилагательные.

VI. Итог урока. Домашнее задание.

– Чему учились на уроке?

– С какими затруднениями столкнулись?

– Как думаете, почему возникли эти затруднения?

– Как с ними справились?

– Оцените свою работу на уроке, закончив предложения: Мне понравилось... , Меня удивило... , У меня получается... , Хочу научиться... и т. п.