Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.
Различают классный час организационный и тематический. Тематический классный час включает в себя нравственное воспитание, гражданское, эстетическое, воспитание культуры поведения и т.д. на организационном часе подводятся итоги выполнения детьми поручений.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:
- обогащение сознания учащегося знаниями о природе, обществе, технике, человеке.
- усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности (правила культуры поведения)
- проявление творческих способностей учащегося
- формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Классный час имеет различные функции:
- Просветительская функция. Её назначением является расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, мире, в городе, в семье. Темой обсуждения может стать то, что является актуальным и для данного возраста и для миропонимания.
- Ориентирующая функция классного часа в большей степени относится к обсуждению нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста.
- Направляющая функция способствует приобретению практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировоззренческих проблем.
- Формирующая функция. Направлена на развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.
При подготовке классного часа классный руководитель должен выполнить следующие действия:
- Определить тему классного часа и сформулировать его конкретные цели;
- Подготовить соответствующее оборудование классного часа: музыкальное сопровождение и т.д.,
- Составить предварительный сценарий классного часа и обсудить его с учащимися и родителями, если в этом есть необходимость,
- Распределить задания между учащимися согласно сценарию или инициативе самих учащихся,
- Пригласить заинтересованных лиц для участия в классном часе.
Для того чтобы классный час получился, необходимо, чтобы его содержание соответствовало следующим требованиям:
- классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок - к суждениям.
- в ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности – проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.
- необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должно быть динамика видов деятельности, вопросов, информации.
- классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
- в содержании классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть классного часа. Классный час должен содержать в себе рефлексивную часть. Это момент когда ребенок сможет оценить и сам классный час, и время потраченное на него, и свое отношение к данному классному часу.
Тема классных часов
I класс
- День Знаний
- Праздник «Золотая осень»
- Классный час: О чём я мечтаю.
- Супермама. Конкурс
- «Открывай нам, школа, дверь!» посвящение в первоклассники
- Классный час: « Об аккуратности»
- Путешествие в страну Мультфильмию.
- Классный час: « Путешествие в страну сказок »
- «Мисс Дюймовочка» Конкурсная программа.
- Классный час: «О лени и лентяях»
- Классный час: « Поговорим о том как мы выглядим»
II класс
- Классный час: «Символика РФ»,Флаг России
- «Правила хорошего тона»
- «Встречают по одежке»
- «Как стать воспитанным»
- «Поведение на улице»
- Классный час:«В дружбе сила»
- Книга - твой друг, береги её
- «В мире профессий» конкурсная программа
- Проект : «Знание сила»
- Викторина: Приметы зимы
III класс
- «Якутск-мой город».
- Классный час: «Что? Где? Когда?»
- Классный час: «Волшебники добра»
- Классный час «Животные и насекомые»
- классный час: «Моя семья»
- Классный час: «Правда и ложь»
- Классный час: « Права ребенка»
- Классный час: О внимании и внимательности
- Классный час: «Кто хочет стать юным миллионером?»
IV класс
- Праздник «Хлеб - всему голова »
- Классный час: «Приключение в стране дорожных знаков»
- «Чтобы мамы не грустили» (Праздник мам)
- Классный час: «Как сохранить хорошее зрение»
- Классный час: «Все работы хороши – выбирай на вкус»
- Конкурс рисунков. «Вредные продукты»
- Викторина «Бюро сказочных находок»
- Защита презентаций: «Чистый город»
- Классный час: «Минздрав предупреждает..»
- Классный час: «Что? Где? Когда?»
Приложение Декларация прав ребёнка
(классный час)
Цели: ознакомить с декларацией прав человека; дать представление о правах ребёнка; дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Форма проведения: учебно-игровое занятие.
Оборудование: знаки к игре «Разрешается – запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей.
Ход классного часа.
1. Вступительная часть.
Рассказывает учитель.
Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путём международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.
- А есть ли какие –нибудь права у детей? (Ответы уч-ся)
Они записаны в Декларации прав ребёнка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).
Права взрослого человека и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
- В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.
- Ни один ребенок не может быть продан или куплен.
- Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.
- Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.
- Каждый ребенок со дня рождения имеет право на гражданство и собственное имя.
Права ребёнка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
2. Закрепление. Игра «Угадай , какой знак»
- Ребята, вы уже знаете, что все люди – взрослые и дети имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др. Для детей эти права изображены на знаках –разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки). Ребята будут говорить о каком-то праве, а вы –отвечать:
«Запрещается или разрешается».
Знак №1.
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это разрешается.
Знак №2.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг,
Выражает свое мнение –
Это разрешается.
Знак №3.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают-
Это запрещается.
Знак №4.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается.
Бить, наказывать – всегда
запрещается!
Знак №5
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа
Запрещается!
Знак №6
Этот чёрный человек
Пред белым преклоняется.
Быть над слабым господином
Строго запрещается!
Знак №7.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это разрешается.
Знак №8.
Другого за руку держать,
Не за цвет кожи уважать,
Под общим солнцем в мире жить,
Со всеми расами дружить –
Это разрешается!
Знак №9.
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.
3. Что такое плохие и хорошие поступки.
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием –назвали все права, о которых я говорила. На последний знак обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению».
-Каким вы представляете себе жестокого, злого человека? Какие черты его лица? Как он ведет себя?
(Дети составляют словесные портреты и рисуют на бумаге).
(маски театральные)(злой)
- А каким представляете себе доброго человека?
(Дети составляют словесные портреты и рисуют на бумаге).
(маска доброго человека)
- А можно ли сказать, что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?
-Ребята, а как вы понимаете такие пословицы:
- Злой не верит, что есть добрые люди.
- Доброе слово лечит, а худое калечит.
- Хорошо тому добро делать, кто помнит.
(Ответы детей)
4. -Задание: Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображенные на них ситуации. (Слайд)
-Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)?
-Как бы вы поступили в данных ситуациях? (ответы детей)
- Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:
-умейте выслушивать собеседника, не перебивая;
-умейте признавать, что были не правы;
-помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
-говорите всегда только правду;
-радуйтесь успеху товарища;
-дал слово – держи его, дал обещание –выполни!
- Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.
- Какие выводы вы для себя сделали?
- Какие извлекли уроки из общения с товарищами?
- Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:
- Худо тому, кто добра не делает никому.
До встречи!