Цель:
- дать представление о кризисных ситуациях и о рискованном поведении, которое к ним приводит.
- сформировать отношение к кризису как к возможности для саморазвития
- разработать стратегию поведения в кризисной ситуации.
Оборудование - карточки с фразами, мешок с предметами, индивидуальные тетради, методический материал.
Необходимый материал- мешок, куда будут складываться различные вещи, карточки для упражнения «Каждый …»
Ход урока
1. Упражнение «Атомы и молекулы»
Участники группы расходятся по комнате. Ведущий говорит: « Каждый из вас – одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы совершаете броуновское движение, встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то происходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекулы я назову.
- Ваши ощущения от проделанной работы?
Нам очень понадобятся ваши приобретенные умения для следующего упражнения.
2. Упражнение «Ладонь в ладонь»
Вы отправляетесь в путь, но вам будет нелегко, так как у вас ладони как бы приклеились друг к другу, и вы не можете их разъединить. По дороге вам попадается большая яма, которую необходимо преодолеть, а вот справа от вас коряга, которая не пускает вперед и обойти ее невозможно , вы сообща пытаетесь ее обогнуть и помочь друг другу пройти мимо нее. Внимание, перед вами мостик, он очень шаткий, но вам предстоит по нему пройти, дощечки узкие, и необходимо аккуратно идти по нему, перила давно прогнили, будьте внимательны. Тропинка ведет вас вперед к реке. Реку, только энергичными совместными махами руками в стиль «кроль», вы можете ее преодолеть. И вот вы переплыли реку. Поляна, здесь вы можете отдохнуть в тени деревьев, но для этого вам нужно присесть… Теперь вам пора возвращаться, и первое, что вы делаете, -встаете, помогая друг другу, на вашем пути река…, тропинка…, мостик…, снова коряга…, яма. Вот вы снова здесь. Сейчас можно опустить руки и сесть на свои места.
- Были ли трудности? Что помогло вам преодолеть этот путь?
Вы справились с этим испытанием. Молодцы! Ваше умение «держаться» вместе поможет вам в преодолении кризисных ситуаций, которое и будет посвящено наше сегодняшнее занятие.
Давайте начнем наше занятие с того, что поделимся некоторыми своими историями.
3. Упражнение «Кризисные ситуации»
( работа по карточкам: закончить предложение)
Фразы , которые необходимо закончить:
- Каждый знает, что он ненавидит. Что ненавидишь ты?
- Каждый имеет то, что ценит в жизни. Что ценишь ты?
- У каждого есть особенно прекрасные воспоминания детства. Какие воспоминания есть у тебя?
- Каждый хорошо разбирается в каких-то вещах. В чем разбираешься ты?
- Каждый знает, что он хотел бы контролировать. Что хотел бы контролировать ты?
- Каждый чего- то хочет от своего партнера по жизни. Чего хочешь ты?
- У каждого есть что-то, чему он благодарен. Чему благодарен ты?
- Каждый знает, какими бы вещами он занялся, если бы имел на это время. Чем бы занялся ты?
- Каждый в своей жизни что-то приносил в жертву. Что приносил в жертву ты?
- Каждый знает, за что мог бы взять на себя ответственность. За что мог бы взять ответственность ты?
- Каждый знает, чему он недостаточно доверяет. Чему не доверяешь ты?
- Каждый знает то, чего он никогда не рассказывал своим родителям. Чего не рассказывал ты?
- Каждый знает, что он мог бы перепоручить другим. Что мог бы перепоручить ты?
- Каждому известны те решения, которые принимали ради нас. Какие решения принимались ради тебя?
- Каждый знает вопросы, от которых он уклоняется . От каких вопросов уклоняешься?
- У каждого есть проекты, которые он не закончил. Какие проекты не закончил ты?
- Какая ситуация вас «зацепила» больше всех?
Цель этого упражнения- создать у вас эмоциональный настрой на сегодняшнее занятие.
Когда мы слышим чужие ответы, мы сравниваем их со своими. Мы вспоминаем ситуации, которые были у нас в жизни. Что-то нас цепляет больше, что-то меньше. Однако многообразие жизненных ситуаций поражает! Некоторые ситуации могут привести к кризису.
4. Упражнение «Введение в тему»
- Так вот, давайте разберем, что такое кризис?
Приведите пример кризисной ситуации. (несчастная любовь)
Любой кризис сопровождается определенным поведением: появляется желание умереть, нежелание никого видеть, чувство покинутости, ощущение, что никто не сможет помочь.
5. Упражнение «Мешок идей»
Давайте сейчас сделаем упражнение, которое в жизни поможет нам искать ресурсы для выхода из кризисных ситуаций- и в себе, и во внешнем мире.
Итак, как может помочь этот предмет ( участник достает из мешка любой предмет: скотч, скрепки, зеркало, мел, ручка и многое другое) в ситуации…
Ситуации для выхода:
- Несчастная любовь
- Предательство друга
- Длительный конфликт с родителями
- Провал на экзаменах
- Сломался компьютер
- Украли телефон
- Сломал ногу
- Залили соседи
- Обокрали квартиру
- Всеобщее игнорирование в классе
- Какие у вас ощущения после этого упражнения? Это может действительно помочь в жизни?
На примере этого упражнения видно, что выход всегда есть, главное- увидеть его.
Таким образом, существует четыре основные стратегии поведения в кризисных ситуациях: (приложение 1: презентация «Стратегия поведения в кризисе» )
- Преобразование: мы стараемся, боремся, занимаем активную жизненную позицию.
- Приспособление: плывем по течению.
- Поиск защиты: ищем защиты у других людей или у себя.
- Саморазрушение: алкоголизм, наркозависимость, суицид…
- Каким будет поведение человека в ситуации несчастной любви по типу Преобразование?
- Каким будет поведение человека в ситуации сломался компьютер по типу
Приспособление?
- Каким будет поведение человека в ситуации провала на экзаменах по типу Поиск защиты?
И в заключении послушайте притчу «Урок бабочки ». (приложение 2 : «Притча о бабочке»)
Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся, окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и бабочка смогла летать. Жизнь заставила бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда бы не смогли бы летать.
Подумайте над вопросом: « Что сегодня мне стало ясно, говоря о кризисе?»