Урок психологии по теме "Кризис: выход есть!". 9-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 9


Цель:

  1. дать представление о кризисных ситуациях и о рискованном поведении, которое к ним приводит.
  2. сформировать отношение к кризису как к возможности для саморазвития
  3. разработать стратегию поведения в кризисной ситуации.

Оборудование - карточки с фразами, мешок с предметами, индивидуальные тетради, методический материал.

Необходимый материал- мешок, куда будут складываться различные вещи, карточки для упражнения «Каждый …»

Ход урока

1. Упражнение «Атомы и молекулы»

Участники группы расходятся по комнате. Ведущий говорит: « Каждый из вас – одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы совершаете броуновское движение, встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то происходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекулы я назову.

- Ваши ощущения от проделанной работы?

Нам очень понадобятся ваши приобретенные умения для следующего упражнения.

2. Упражнение «Ладонь в ладонь»

Вы отправляетесь в путь, но вам будет нелегко, так как у вас ладони как бы приклеились друг к другу, и вы не можете их разъединить. По дороге вам попадается большая яма, которую необходимо преодолеть, а вот справа от вас коряга, которая не пускает вперед и обойти ее невозможно , вы сообща пытаетесь ее обогнуть и помочь друг другу пройти мимо нее. Внимание, перед вами мостик, он очень шаткий, но вам предстоит по нему пройти, дощечки узкие, и необходимо аккуратно идти по нему, перила давно прогнили, будьте внимательны. Тропинка ведет вас вперед к реке. Реку, только энергичными совместными махами руками в стиль «кроль», вы можете ее преодолеть. И вот вы переплыли реку. Поляна, здесь вы можете отдохнуть в тени деревьев, но для этого вам нужно присесть… Теперь вам пора возвращаться, и первое, что вы делаете, -встаете, помогая друг другу, на вашем пути река…, тропинка…, мостик…, снова коряга…, яма. Вот вы снова здесь. Сейчас можно опустить руки и сесть на свои места.

- Были ли трудности? Что помогло вам преодолеть этот путь?

Вы справились с этим испытанием. Молодцы! Ваше умение «держаться» вместе поможет вам в преодолении кризисных ситуаций, которое и будет посвящено наше сегодняшнее занятие.

Давайте начнем наше занятие с того, что поделимся некоторыми своими историями.

3. Упражнение «Кризисные ситуации»

( работа по карточкам: закончить предложение)

Фразы , которые необходимо закончить:

- Каждый знает, что он ненавидит. Что ненавидишь ты?

- Каждый имеет то, что ценит в жизни. Что ценишь ты?

- У каждого есть особенно прекрасные воспоминания детства. Какие воспоминания есть у тебя?

- Каждый хорошо разбирается в каких-то вещах. В чем разбираешься ты?

- Каждый знает, что он хотел бы контролировать. Что хотел бы контролировать ты?

- Каждый чего- то хочет от своего партнера по жизни. Чего хочешь ты?

- У каждого есть что-то, чему он благодарен. Чему благодарен ты?

- Каждый знает, какими бы вещами он занялся, если бы имел на это время. Чем бы занялся ты?

- Каждый в своей жизни что-то приносил в жертву. Что приносил в жертву ты?

- Каждый знает, за что мог бы взять на себя ответственность. За что мог бы взять ответственность ты?

- Каждый знает, чему он недостаточно доверяет. Чему не доверяешь ты?

- Каждый знает то, чего он никогда не рассказывал своим родителям. Чего не рассказывал ты?

- Каждый знает, что он мог бы перепоручить другим. Что мог бы перепоручить ты?

- Каждому известны те решения, которые принимали ради нас. Какие решения принимались ради тебя?

- Каждый знает вопросы, от которых он уклоняется . От каких вопросов уклоняешься?

- У каждого есть проекты, которые он не закончил. Какие проекты не закончил ты?

- Какая ситуация вас «зацепила» больше всех?

Цель этого упражнения- создать у вас эмоциональный настрой на сегодняшнее занятие.

Когда мы слышим чужие ответы, мы сравниваем их со своими. Мы вспоминаем ситуации, которые были у нас в жизни. Что-то нас цепляет больше, что-то меньше. Однако многообразие жизненных ситуаций поражает! Некоторые ситуации могут привести к кризису.

4. Упражнение «Введение в тему»

- Так вот, давайте разберем, что такое кризис?

Приведите пример кризисной ситуации. (несчастная любовь)

Любой кризис сопровождается определенным поведением: появляется желание умереть, нежелание никого видеть, чувство покинутости, ощущение, что никто не сможет помочь.

5. Упражнение «Мешок идей»

Давайте сейчас сделаем упражнение, которое в жизни поможет нам искать ресурсы для выхода из кризисных ситуаций- и в себе, и во внешнем мире.

Итак, как может помочь этот предмет ( участник достает из мешка любой предмет: скотч, скрепки, зеркало, мел, ручка и многое другое) в ситуации…

Ситуации для выхода:

  • Несчастная любовь
  • Предательство друга
  • Длительный конфликт с родителями
  • Провал на экзаменах
  • Сломался компьютер
  • Украли телефон
  • Сломал ногу
  • Залили соседи
  • Обокрали квартиру
  • Всеобщее игнорирование в классе

- Какие у вас ощущения после этого упражнения? Это может действительно помочь в жизни?

На примере этого упражнения видно, что выход всегда есть, главное- увидеть его.

Таким образом, существует четыре основные стратегии поведения в кризисных ситуациях: (приложение 1: презентация «Стратегия поведения в кризисе» )

  1. Преобразование: мы стараемся, боремся, занимаем активную жизненную позицию.
  2. Приспособление: плывем по течению.
  3. Поиск защиты: ищем защиты у других людей или у себя.
  4. Саморазрушение: алкоголизм, наркозависимость, суицид…

- Каким будет поведение человека в ситуации несчастной любви по типу Преобразование?

- Каким будет поведение человека в ситуации сломался компьютер по типу

Приспособление?

- Каким будет поведение человека в ситуации провала на экзаменах по типу Поиск защиты?

И в заключении послушайте притчу «Урок бабочки ». (приложение 2 : «Притча о бабочке»)

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся, окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и бабочка смогла летать. Жизнь заставила бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда бы не смогли бы летать.

Подумайте над вопросом: « Что сегодня мне стало ясно, говоря о кризисе?»