Класс: 4.
Базовый учебник: Т.Г. Рамзаева. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях. Часть 1. Москва.
Цели урока: Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.
Задачи:
- Образовательные: обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи, знакомство с новыми словарными словами.
- Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с текстами упражнений; развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
- Воспитательные: привитие любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знании.
Методы: Проблемный, частично-поисковый.
Приёмы: Работа в парах, группах, индивидуальная работа, фронтальная, взаимопроверка.
Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык 4 класс», компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация урока.
– Сегодня нас ждёт большая работа.
– На уроке понадобятся: учебники, тетради, внимательные глаза, сообразительные головы, хорошее настроение.
III. Чистописание, словарная работа.
– Я предлагаю вам поработать сейчас над красотой письменной речи.
а) Массаж рук.
– Похлопайте в ладоши медленно, а затем быстрее.
– Постучите в кулачки.
– Упражнение « Динозаврик »
– Покажите на пальцах буквы: Л, О, Ю, М, А, Г, Т.
б) Работа в тетради Пп Тт Рр
в) Работа со скороговоркой
Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула
(СЛАЙД) – Сегодня у слова гореть день рождения. Оно пригласило в гости своих родственников. Давайте подумаем, кто к нему может прийти.
Гореть, сгорел, горячий, подгорел, загар, угар.
– Работа с фразеологизмом.
– Знаете ли вы крылатые выражения со словом гореть? « В руках горит работа, сгореть со стыда.»
– Что означают?
IV. Постановка проблемной задачи.
– На доске слова.
(СЛАЙД) Суббота, деревня, уголь, яблоко, дядя, медаль, море, билет.
– Что вы можете рассказать об этих словах?
– Давайте обратимся к следующим высказываниям на доске:
Мы уже всё знаем!
Мы ещё не всё знаем!
Мы ничего не знаем!
Мы уже кое-что знаем!
Дети выбирают утверждение, которое они на данный момент урока считают верным.
Сейчас проверим ваши знания и поработаем с тестовым заданием.
1 . Имя существительное – это …
- Часть речи
- Часть предложения
- Слово
2 . Имя существительное обозначает …
- признак предмета
- действие предмета
- предмет
3 . Имя существительное отвечает на вопросы:
- какая? какой? какие?
- кто? что?
- что делает? что делал?
4 . Имя существительное изменяется ...
- по родам
- по числам
- по падежам
5 . В каком ряду падежи стоят в правильном порядке:
- И.п ; Р.п ; Д.п ; Т.п ; В.п ; П.п
- И.п ; В.п ; Т.п ; П.п ; Д.п ; Р.п
- И.п ; Р.п ; Д.п ; В.п ; Т.п ; П.п
6 . Определи склонение данных существительных:
- Зима, лето, осень, час, минута, год, день, ночь.
– Проверим, как вы справились с тестовыми заданиями (Дети приходят к выводу что 1, 2, 3, 4, 5 задание они могут выполнить, а при 6 встретились с затруднением)
– Если мы не знаем, то какую задачу поставим перед собой на данном уроке?
– Как определить склонение имени существительного?
V. Изучение нового материала.
(СЛАЙД) Тема: «Три типа склонения имен существительных».
(СЛАЙД) Цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
(Прочитайте предложение.)
(СЛАЙД) Мама думала о сестр. и дочер. .
– Назовите однородные члены предложения
– В каком падеже и роде стоят эти существительные?
– Что можно сказать об окончаниях?
– Какие вопросы теперь возникают у вас? (Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)
(СЛАЙД) Работа в группах (Каждая группа рассматривает склонение имен существительных и распределяет на группы слова, обращая внимание на окончание и род)
– Какие существительные имеют при склонении одинаковые окончания, определите их род.
– Какие слова получились в каждой группе?
– Сделайте вывод на какие три типа делится склонение им.сущ.
С помощью рода и окончания существительного мы можем определить Три типа склонения.
– Прочитайте правило. Правильно ли сделали вывод?
«Составление кластера»
– С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?
– Какую новую информацию мы узнали?
VI. Первичное закрепление.
Фронтальная работа.
– Найдите упражнение 166. Прочитайте задание.
Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.
(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают).
(Физминутка) (Слайд)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Работа в группах:
а) Отгадывание загадок
б) Игра « Эстафета » – по рядам
VIII. Домашнее задание.
(СЛАЙД)
Девочки – упр.167. Списать существительные, указать склонение.
Мальчики – упр.168. Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.
IX. Рефлексия деятельности.
– Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах о сестре, дочери разные окончания (Они относятся к разным склонениям)
– С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончание существительного).
(СЛАЙД) Оцените свою работу на уроке. У каждого три кружка.
Урок подошёл к концу. Мы много поработали.
А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке.
– Что, на ваш взгляд, было самым главным на уроке?
– А зачем мы этим занимались?
– Какие открытия сделали сегодня для себя на уроке?
Спасибо за урок!