Урок по теме "Три склонения имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Класс: 4.

Базовый учебник: Т.Г. Рамзаева. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях. Часть 1. Москва.

Цели урока: Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.

Задачи:

  • Образовательные: обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи, знакомство с новыми словарными словами.
  • Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с текстами упражнений; развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
  • Воспитательные: привитие любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знании.

Методы: Проблемный, частично-поисковый.

Приёмы: Работа в парах, группах, индивидуальная работа, фронтальная, взаимопроверка.

Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык 4 класс», компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация урока.

– Сегодня нас ждёт большая работа.

– На уроке понадобятся: учебники, тетради, внимательные глаза, сообразительные головы, хорошее настроение.

III. Чистописание, словарная работа.

– Я предлагаю вам поработать сейчас над красотой письменной речи.

а) Массаж рук.

– Похлопайте в ладоши медленно, а затем быстрее.

– Постучите в кулачки.

– Упражнение « Динозаврик »

– Покажите на пальцах буквы: Л, О, Ю, М, А, Г, Т.

б) Работа в тетради Пп Тт Рр

в) Работа со скороговоркой

Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула

(СЛАЙД) – Сегодня у слова гореть день рождения. Оно пригласило в гости своих родственников. Давайте подумаем, кто к нему может прийти.

Гореть, сгорел, горячий, подгорел, загар, угар.

– Работа с фразеологизмом.

– Знаете ли вы крылатые выражения со словом гореть? « В руках горит работа, сгореть со стыда.»

– Что означают?

IV. Постановка проблемной задачи.

– На доске слова.

(СЛАЙД) Суббота, деревня, уголь, яблоко, дядя, медаль, море, билет.

– Что вы можете рассказать об этих словах?

– Давайте обратимся к следующим высказываниям на доске:

Мы уже всё знаем!

Мы ещё не всё знаем!

Мы ничего не знаем!

Мы уже кое-что знаем!

Дети выбирают утверждение, которое они на данный момент урока считают верным.

Сейчас проверим ваши знания и поработаем с тестовым заданием.

1 . Имя существительное – это …

  • Часть речи
  • Часть предложения
  • Слово

2 . Имя существительное обозначает …

  • признак предмета
  • действие предмета
  • предмет

3 . Имя существительное отвечает на вопросы:

  • какая? какой? какие?
  • кто? что?
  • что делает? что делал?

4 . Имя существительное изменяется ...

  • по родам
  • по числам
  • по падежам

5 . В каком ряду падежи стоят в правильном порядке:

  • И.п ; Р.п ; Д.п ; Т.п ; В.п ; П.п
  • И.п ; В.п ; Т.п ; П.п ; Д.п ; Р.п
  • И.п ; Р.п ; Д.п ; В.п ; Т.п ; П.п

6 . Определи склонение данных существительных:

  • Зима, лето, осень, час, минута, год, день, ночь.

– Проверим, как вы справились с тестовыми заданиями (Дети приходят к выводу что 1, 2, 3, 4, 5 задание они могут выполнить, а при 6 встретились с затруднением)

– Если мы не знаем, то какую задачу поставим перед собой на данном уроке?

– Как определить склонение имени существительного?

V. Изучение нового материала.

(СЛАЙД) Тема: «Три типа склонения имен существительных».

(СЛАЙД) Цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.

(Прочитайте предложение.)

(СЛАЙД) Мама думала о сестр. и дочер. .

– Назовите однородные члены предложения

– В каком падеже и роде стоят эти существительные?

– Что можно сказать об окончаниях?

– Какие вопросы теперь возникают у вас? (Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)

(СЛАЙД) Работа в группах (Каждая группа рассматривает склонение имен существительных и распределяет на группы слова, обращая внимание на окончание и род)

– Какие существительные имеют при склонении одинаковые окончания, определите их род.

– Какие слова получились в каждой группе?

– Сделайте вывод на какие три типа делится склонение им.сущ.

С помощью рода и окончания существительного мы можем определить Три типа склонения.

Прочитайте правило. Правильно ли сделали вывод?

«Составление кластера»

– С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?

– Какую новую информацию мы узнали?

VI. Первичное закрепление.

Фронтальная работа.

– Найдите упражнение 166. Прочитайте задание.

Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.

(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают).

(Физминутка) (Слайд)

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа в группах:

а) Отгадывание загадок

б) Игра « Эстафета » – по рядам

VIII. Домашнее задание.

(СЛАЙД)

Девочки – упр.167. Списать существительные, указать склонение.

Мальчики – упр.168. Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.

IX. Рефлексия деятельности.

– Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах о сестре, дочери разные окончания (Они относятся к разным склонениям)

– С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончание существительного).

(СЛАЙД) Оцените свою работу на уроке. У каждого три кружка.

Урок подошёл к концу. Мы много поработали.

А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке.

– Что, на ваш взгляд, было самым главным на уроке?

– А зачем мы этим занимались?

– Какие открытия сделали сегодня для себя на уроке?

Спасибо за урок!