Нетрадиционный кукольный театр для детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Кукольный театр существует с давних времён. Значение кукольного театра в развитии и формировании ребёнка, как личности подчёркивалось и изучалось в исследованиях Т.Н. Караменко, Ю.Г. Караменко, У.А. Карамзиной, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой. Кукольный театр привлекает внимание детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Он способствует развитию творчества, фантазии, речи, памяти, восприятия, координации движений, мимики и др. Общение с театрализованными куклами помогает снять напряжение, расслабиться, создаёт радостную атмосферу. Благодаря кукольному театру у дошкольников формируется эстетический вкус, обогащается кругозор об интересных фактах и событиях окружающей действительности. В игре дети учатся сочувствовать и сопереживать, используя жесты, мимику и движения они стараются передать характер и настроение героев. Дошкольники через театрализованную деятельность познают, что такое добро, дружба, трудолюбие, взаимопомощь, правда. Театрализованная деятельность помогает раскрыть индивидуальные способности детей.

В театрализованной деятельности воспитатели используют игрушки, куклы, фабричные кукольные театры. Но наибольший интерес у детей вызывает кукольный театр, сделанный своими руками. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием принимают участие в создании кукол и атрибутов для театрализации. Творить можно не только в условиях дошкольного учреждения, но и привлекать к участию родителей. Совместная деятельность родителей и детей сближает их, помогает установить дружеские отношения и взглянуть на мир ребёнка глазами взрослого. Сказочные герои, сделанные своими руками, становятся неповторимыми и уникальными. Дети бережно относятся к своим творениям, ведь в ходе работы они вкладывают частицу своего труда.

В последнее время часто поднимается вопрос об использовании бросового материала в изготовлении полезных вещей. Нестандартный кукольный театр помогает заново оживить интерес к художественным произведениям и по-новому разыграть любимую сказку.

Для создания нестандартных театров можно использовать CD диски, деревянные лопатки, кусочки ткани и меха, хозяйственную губку, стаканчики и крышки из- под кефира, иллюстрированный материал, а также потребуется немного фантазии, выдумки и желание творить.

Используемый материал должен быть безопасным, прочным, иметь эстетичный вид.

В театрализованной деятельности можно использовать обычные предметы: веточки, шарики, ниточки, шишки, ракушки, коробочки и т.д. Предложить детям пофантазировать, на что похож тот или иной предмет. Например: ниточка может быть гусеницей или червяком, шишка- ёжиком, веточка- деревом или цветком. Дети должны отнестись к этим предметам, как к живым существам: погладить, пожалеть или приласкать. Такие куклы способствуют развитию воображения, фантазии, выдумки.

Нестандартный кукольный театр можно использовать для разыгрывания сказок, сценок, песенок, потешек, этюдов и др. Дети старшего возраста с интересом принимают участие в постановке сказок на новый лад. Дошкольники учатся общаться с партнёрами «по сцене», координировать движения в соответствии с текстом, проявлять инициативу и самостоятельность.

Перед началом театрализации заранее дайте ребятам подержать кукол, потрогать, рассмотреть. Поинтересуйтесь, какой у них характер, походка, голос. Дайте возможность оживить их, пусть дети проявят самостоятельность в действиях. Предложите поэкспериментировать дошкольникам, как куклы могут перемещаться в пространстве, общаться с другими героями, а может быть петь и танцевать или грустить. Дайте возможность проявить чувства по отношению к сказочным персонажам. Во время общения детей с куклами можно использовать музыкальное сопровождение. Кто-нибудь из дошкольников обязательно отреагирует на музыку: станет танцевать вместе со сказочным героем.

Нетрадиционный кукольный театр можно использовать как в самостоятельной деятельности детей, так и в непосредственно образовательной деятельности. Педагог всегда служит примером для детей. Создавая необходимые условия для развития у детей творческих способностей, он помогает развить интерес к театрализованной деятельности, стремление проявить себя, раскрыть свой талант.

Фоторяд