8 класс.
Цели урока:
- Обучающие: повторить, обобщить, корректировать знания учащихся о составе, классификации, свойствах важнейших классов неорганических соединений, закрепить экспериментальные умения, знания о взаимопревращениях, т.е. генетической связи между классами неорганических соединений.
- Развивающие: развивать умение учащихся сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать логическое мышление.
- Воспитательные: развивать познавательный интерес к предмету с помощью химических игр.
Организационные формы работы: фронтальная , индивидуальная, групповая.
Методы и методические приёмы: беседа, эксперимент, игра.
Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, реактивы, слайды «Химическая эстафета», «Генетические связи неорганических веществ», «Химические часы». Игра «Лото наоборот».
Реактивы: , , , , , , , , , , , , , Ca, , , , , , , , , , , , , , , , , фенолфталеин, лакмус, метилоранж, растворы
Ход урока
I. Актуализация прежних знаний
Мы завершили с вами изучение основных классов неорганических соединений. Какие соединения нами были изучены? Сегодня мы с вами обобщим все классы изученных соединений при помощи химических игр и эксперимента. Можете ли вы стать лаборантом?
1. На столе реактивы всех изученных классов неорганических соединений. Вам необходимо классифицировать их по классам.
Учащаяся классифицирует и коротко и ясно даёт объяснение классификации.
2. Пока ученик классифицирует реактивы, объясняю игру «Химическая эстафета», которая заранее подготовлена на слайде
За каждое уравнение 1 очко.
Проверяем работу «лаборанта». Другой «лаборант» классифицирует основания на растворимые и нерастворимые, оксиды на основные и кислотные, называет кислоты, соли.
Дополнительные вопросы: какая кислота содержится в нашем желудке? Какую кислоту наливают в аккумулятор машины? Среди солей найдите поваренную соль.
3. Работа в группах. На столах карточки с заданиями. Задания дифференцированы по уровню сложности.
А- нестандартное задание творческого характера.
Х
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений.
В – стандартное задание, но содержит элементы усложнения.
Напишите уравнения возможных реакций.
а) азотная кислота + гидроксид кальция
б) оксид серы (IV) + соляная кислота
в) оксид цинка + соляная кислота
г) ртуть + фосфорная кислота
С – задания репродуктивные
Закончите уравнения химических реакций.
а)+
б) +
в)
Учащиеся выбирают карточки. Работают на местах. Работы учитель собирает. Затем из каждой группы по одному ученику выходят к доске. Оцениваются работы по уровню сложности.
4. Игра в «Лото наоборот». Работа в группах.
В конверте жетоны, на каждом из которых изображена формула сложного вещества.
На каждую клетку с формулой вещества наложить жетон с формулой вещества, имеющего противоположные свойства.
Играют все 4 ученика в группе | ||||
MgO | HCl | |||
Каждый правильный ответ 1 очко | ||||
C | NaOH |
5. Игра «Третий лишний»
На подносе по 3 реактива (подносы приготовлены для каждой группы). Убрать реактив, который не относится к данному классу соединений.
6. Экспериментальные задания.
а) На столе 3 стакана: вода, гидроксид натрия, серная кислота(есть бумага с надписью)
Как узнать в каком стакане что?
(универсальный лакмус, метилоранж)
Отгадайте, окаком индикаторе идёт речь?
От щёлочи я жёлт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда,
А в воду я бросаюсь без оглядки:
Ведь здесь не знает меня среда.
(метилоранж)
б) 2 стакана: гидроксид натрия, соляная кислота. Как узнать где что?
Попасть в кислоту для него неудача,
Но он перетерпит без вздоха и плача.
Зато в щелочах у того блондина,
Начнётся не жизнь, а сплошная малина.
(фенолфталеин)
(Стихи после опытов читает учитель)
7. Упражнения на химических часах (на этом слайде написаны дополнительные вопросы к отвечающим)
8. Задание классу:
Получить хлорид алюминия, сульфат бария тремя способами.
Домашнее задание. Повторить все классы неорганических соединений. Подготовиться к контрольной работе. На сладе цепочка превращений «Генетические связи неорганических веществ» переписать для д.з.