Цель: обобщить знания детей о воинах храбро сражавшихся и защищавших нашу страну от врагов в годы Великой Отечественной Войны. Дать понять детям, что именно подвиги их прабабушек и прадедушек сберегли мир на земле. Познакомить с героем ВОВ — Лёней Голиковым.
Материалы и оборудование: атрибуты военной формы ( пилотки, воротнички, санитарные сумки образца ВОВ), в мини-музей помещены старинные фотографии родных, документы прабабушек и прадедушек, фляжки, гильзы, кисеты, патефон с пластинками песен военных лет в исполнении К.И. Шульженко, гитара, фотографии военной техники.
Предварительная работа: родители воспитанников вместе со своими детьми подготовили воспоминания о подвигах прабабушек и прадедушек детей, их наградах. Были организованы две фотовыставки: «Мы - наследники великой победы», «Память жива», цикл занятий «Дети — герои Великой Отечественной войны» ( Зоя Космодемьянская, Марат Козей, Надя Богданова, Вася Коробко, Зина Портнова), выезд детей с родителями в музей военной техники, выезд воспитателя к месту проведения репетиции парада военной техники (полученные фотографии использовались на занятиях), подготовлено стихотворение для совместного прочтения ребенка с отцом «Шинель» Е.Благининой, подготовлено стихотворение для прочтения вместе с мамой ребенка «День победы» Н. Майданик, выучена песня «Синенький скромный платочек».
Ход занятия
Звучит песня «День Победы» в записи.
Дети в пилотках и с атрибутами образца военных лет торжественно входят в оформленную группу.
Воспитатель: Ребята, какой праздник каждый год отмечает наш народ 9 мая?
Дети: День победы в Великой Отечественной войне.
Воспитатель: Что это за праздник?
Дети: Это праздник наших прабабушек и прадедушек, которые давно были солдатами, моряками, летчиками, медсестрами, которые воевали с фашистами и победили их.
Воспитатель: Правильно. Но это, ребята, не только праздник солдат, но и всего нашего народа, который не только на фронте, но и в тылу день за днем, месяц за месяцем, год за годом одерживал победу над врагом. Воспитатель рассказывает о традиции минуты молчания и предлагает детям почтить память героев, усилиями которых советский народ победил в войне.
Воспитатель: Дети, у кого прадедушка или прабабушка были в тылу (ребенок вместе с мамой рассказывают и показываю документы и фотографию прабабушки).
Рассказать вызывается один из воспитанников.
Ребенок (пример рассказа):
Моя прабабушка, Жаворонкова Александра Павловна, родилась в Ленинграде. Всю блокаду она провела в осажденном городе. Когда началась война, прабабушке было 17 лет. Она поступила в отряд ПВО, где вместе с ней служили такие же молодые девушки. Невзирая на голод (норма хлеба в день на человека была от 150 до 250 граммов) и усталость они тушили дома после налетов вражеской авиации и артобстрелов, разбирали развалины, помогали обессиленным людям и убирали с улиц погибших. Александра Павловна награждена Орденом Отечественной Войны 2-ой степени, Орденом Красного Знамени, орденом «За службу Родине в ВС» 3-ей степени и 3-мя медалями.
Дети прослушивают еще 2 интересных рассказа.
Воспитатель: Ребята, понравились вам рассказы ваших друзей.(Ответы детей).
А сейчас я вам немного напомню,как началась война.
Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны. В те грозные дни начала Великой Отечественной войны, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача. Звучить песня в запись). Все люди поднялись на защиту своей Родины.На фронт шли не только воины нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами. Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями. Как вы думаете, что такое «подвиг»?
Дети. Это смелый, отважный, хороший поступок.
Воспитатель. Как называют человека, совершившего подвиг?
Дети. Герой.
Воспитатель. Давайте вспомним детей пионеров героев, о которых мы говорили на прошлых занятиях.
Дети: Марат Козей, Надя Богданова, Вася Коробко, Зина Портнова,Зоя Космодемьянская.
Воспитатель: Вот о таком герое я вам сейчас прочитаю рассказ, о мальчике-герое Лёне Голикове.
Рос он в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады... 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
Дети и воспитатель обмениваются впечатлениями о прочитанном рассказе, героическому поступку отважного партизана.
Воспитатель: О страшных днях и героических подвигах скульпторы воздвигали памятники, поэты писали стихи, композиторы музыку к ним, художники писали картины. Дети, знаете ли вы стихотворения на военную тематику?
Один из детей вместе с папой декламируют стихотворение Е. Благининой «Шинель». Стихотворение читается в виде разговора между сыном и отцом.
Почему ты шинель бережёшь? -
Я у папы спросила. -
Почему не порвёшь, не сожжёшь? -
Я у папы спросила.
Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!Потому я её берегу, -
Отвечает мне папа, -
Потому не порву, не сожгу, -
Отвечает мне папа. -
Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!
Другой ребенок вместе с мамой подготовил стихотворение Н. Майданик «День победы». По просьбе воспитателя название этого стихотворения не сообщается. Воспитатель предлагает детям самим придумать название. Дети делают много интересных предложений: «Дедулина слеза», «Кто тебя обидел», «Сердцу тяжело», «Пусть не будет этой боли».
Воспитатель: Ребята, в годы войны много артистов выезжали на фронт к солдатам, чтобы скрасить их короткие минуты отдыха. Они исполняли песни под баян, гитару. Послушайте песню «Вечер на Рейне» (песню исполняет родитель одного из воспитанников). «Синенький скромный платочек» исполняется вместе с детьми.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю догадаться, что это за предмет?(показывает на патефон); дети высказывают свои предположения. Дети с интересом наблюдают, каким образом патефон проигрывает песни, с восторгом крутят заводную ручку, прослушивают грамзаписи песен в исполнении К. И. Шульженко.
Параллельно с прослушиванием записей дети рассматривают фотовыставку «Память жива» и, находя своих прадедушек и прабабушек, рассказывают об их военной жизни и подвигах. Дети узнают много нового и интересного о военных профессиях: медсестрах, связистах, артиллеристах, саперах и о том, как дети помогали взрослым.
Занятие завершается на торжественной ноте.