Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс

Разделы: Биология

Класс: 10


Задачи урока.

1. Повторить и закрепить базовые знания по темам:

- признаки живого, свойства живого;

- основные положения клеточной теории;

- химический состав клетки;

- строение и функции клеток;

- генетический код.

2. Проверить владение системой понятий, умение устанавливать связи между понятиями; объяснять биологические явления; моделировать биологические объекты – растительную и животную клетки; биологические процессы - митоз, мейоз; практические навыки работы с биологическими объектами; единство и противоположность биологических процессов.

3. Формирование устойчивого навыка применения знаний и умений на практике при отработке заданий “А”, “В”, “С”.

Тип урока: комкомбинированный, комплексное применение знаний и способов деятельности.

Вид урока: урок-упражнение.

Методы: репродуктивные, частично-поисковые.

План урока

1. Оргмомент урока.

2. Постановка целей урока.

3. Информация по кодограмме урока и шкале оценок.

4. Работа с кодограммой урока по повторению и закреплению базовых знаний и умений по темам:

- признаки живого, свойства живого;

- основные положения клеточной теории;

- химический состав клетки;

- строение и функции клеток;

- генетический код;

и применение их на практике при отработке заданий “А, В, С” по плану:

I. Клеточная теория.

II. Клетка – структурная единица жизни.

III. Единство химического состава.

IY. Наследственность и изменчивость.

Y. Обмен веществ – метаболизм.

YI. Рост и развитие

YII. Самовоспроизведение

YIII. Дискретность.

IX. Раздражительность.

5. Подведение итогов урока.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, кодограмма урока , модель растительной и животной клеток, набор цифр и букв на каждого ученика; на доске модель биологического процесса “Синтез белка” и шкала оценок.

План-конспект урока

I. Клеточная теория.

Положения современной клеточной теории:

- клетка является универсальной структурой и функциональной единицей живого;

- все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности;

- клетка образуется только при делении предшествующих им клеток;

- клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована и организм представляет собой целостную структуру.

Задание № 1.

Какая теория доказывает сходство строения клеток организмов разных царств?

1. эволюционная,

2. хромосомная,

3. клеточная,

4. генетическая - 1 балл.

Задание №2.

Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы - это одно из положений теории:

1. хромосомной,

2. клеточной,

3. эволюционной,

4.происхождения жизни - 1 балл

Задание №3.

Какая формулировка соответствует положению клеточной теории?

1. клетки растений имеют оболочку, состоящую из клетчатки,

2. клетки всех организмов сходны по строению, химическому составу и жизнедеятельности,

3. клетки прокариот и эукариот сходны по строению,

4. клетки всех тканей выполняют сходные функции - 1 балл.

II. Клетка – структурная единица жизни.

Растительные ткани:

Покровная: кожица (эпидерма). Проводящая: древесина (ксилема), луб (флоэма).

Механическая: волокна. Основная: фотосинтезирующая, запасающая.

Животные ткани: Нервная. Мышечная: поперечнополосатая – скелетная, поперечнополосатая – сердечная, гладкая.

Соединительная: кровь, хрящевая, костная, жировая.

Эпителиальная: эпителий плоский, железистый, кубический, мерцательный.

Клеточное строение: эукариоты и прокариоты (растения, животные, грибы, бактерии). Неклеточная форма жизни – вирусы.

Задание №4.

Клеточное строение – важный признак живого, характерен для:

1) вирусов,

2) бактерий,

3) животных,

4) кристаллов,

5) грибов,

6) растений - 4 балла.

Задание №5.

Установите соответствие между тканью и её наличием у организма животного или растения.

Ткань   Организм
А) покровная   1. Животное
Б) эпителиальная   2. Растение
В) соединительная  
Г) механическая  
Д) мышечная  
Е) образовательная - 6 баллов.  

III. Единство химического состава.

Задание №6.

Живые организмы нуждаются в азоте, так как он является:

1. составным компонентом белков и нуклеиновых кислот,

2. основным источником энергии,

3. структурным компонентом жиров,

4. основным переносчиком кислорода - 1 балл.

Задание №7.

Органические вещества в клетке перемещаются к органоидам по:

1. системе вакуолей,

2. лизосомам,

3. митохондриям,

4. эндоплазматической сети - 1 балл.

Задание №8.

В клетках человека и животных в качестве строительного материала и источника энергии используется:

1) гормоны и витамины,

2) вода и углекислый газ,

3) неорганические вещества,

4) белки, жиры и углеводы - 1 балл.

Задание №9.

Жиры, как и глюкоза и белок выполняют в клетке функцию:

1. строительную,

2. информационную,

3. каталитическую,

4. энергетическую - 1 балл.

Задание №10.*

В молекуле ДНК 100 нуклеотидов с Т(Тимин), что составляет 10% от их общего числа. Сколько нуклеотидов с Г(гуанин)?

1) 200,

2) 400,

3) 1000,

4) 1800 - 1 балл.

IV. Наследственность и изменчивость.

Наследственность – способность организма передавать свои признаки, свойства и особенности из поколения в поколение.

Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства.

Генетический код един для всех живущих на Земле существ (от бактерий до человека).

Генетический код – специфический, универсальный, избыточный.

Задание №11.

Молекулы ДНК представляют собой материальную основу наследственности, так как в них закодирована информация о структуре молекул:

1) полисахаридов,

2) белков,

3) липидов,

4) аминокислот - 1 балл.

Задание №12.

В состав ДНК входят азотистые основания:

1) аденин и гуанин,

2) урацил, цитозин, тимин,

3) аденин, тимин, гуанин, цитозин,

4) аденин, тимин, урацил, гуанин - 1 балл.

Задание №13.

В состав РНК входит углевод:

1) рибоза,

2) дезоксирибоза,

3) сахароза,

4) мальтоза - 1 балл.

Задание №14.

В каких структурах клетки эукариот расположены молекулы ДНК?

1) цитоплазме,

2) ядре,

3) митохондриях,

4) рибосомах,

5) хлоропластах,

6) лизосомах - 3 балла.

V. Обмен веществ – метаболизм.

Энергетический обмен.

Пластический обмен.

Ассимиляция        Диссимиляция

Анаболизм <—>  Катаболизм

Пластический обмен         Энергетический обмен

Пластический обмен:

- фотосинтез (образование АТФ и органических веществ);

- синтез белка.

Обменные процессы обеспечивают постоянство внутренней среды организма Гомеостаз – в непрерывно меняющихся условиях существования.

Моделирование процесса: “Синтез белка”.

VI. Рост и развитие.

  • Рост – увеличение в размерах и массе с сохранением общих черт строения.
  • В основе роста лежит митоз.
  • В основе развития лежат два процесса:

филогенез – историческое развитие организма;

онтогенез – процесс индивидуального развития организма.

VII. Самовоспроизведение.

Размножение – это всеобщее свойство живых организмов, заключающееся в способности производить подобных себе особей своего вида. Связано с явлением наследственности.

Бесполое размножение.

  • Размножение делением (амёба).
  • Размножение спорами (грибы, растения).
  • Вегетативное размножение:

- частями вегетативных органов: слоевища, стебля, корня;

- видоизмененными побегами: корневище, луковица, клубень;

- фрагментация (дождевой червь, спирогира, плесневые грибы);

- почкование (гидра, коралловые полипы).

Задание №15.

Установите соответствие между характеристикой и способом размножения растения.

А) осуществляется видоизменёнными:

1) вегетативное побегами

2) половое

Б) осуществляется с участием гамет,

В) дочерние растения сохраняют большое сходство с материнскими,

Г) используется человеком для сохранения у потомства ценных признаков материнских растений,

Д) новый организм развивается из зиготы,

Е) потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов - 6 баллов.

Задание №16.

Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трёх доказательств - 3 балла.

VIII. Дискретность.

Дискретность (лат. discretus – прерывистый, состоящий из отдельных частей).

Дискретность – всеобщее свойство материи.

Любая биологическая система состоит из отдельных, но взаимодействующих частей, образующих структурно – функциональное единство.

Моделирование строения растительной и животной клеток.

IX. Раздражительность.

  • Реакция живых организмов на внешнее воздействие.
  • Благодаря свойству раздражимости организмы избирательно реагируют на условия окружающей среды.

Задание № 17 (дополнительное.)

Найди ошибки в приведенном тексте, исправь их. Укажи номера предложений, в которых сделаны ошибки. Запиши эти предложения без ошибок.

1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки.

2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.

3. Белки входят в состав плазматической мембраны.

4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию.

5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация.

6. Молекулы белка и т–РНК входят в состав рибосом.

Подведение итогов урока.