Ни для кого не секрет, что участие в конкурсе профессионального мастерства “Педагог III тысячелетия” многими педагогами, а нередко и администрацией образовательных учреждений, воспринимается как тяжёлое испытание, которое непосильной ношей ложится на плечи педагога [1]. И это отчасти верно. Если в конкурсе принимает участие один педагог, если помощь ему оказывают 2-3 человека, то конкурс действительно становится для этих педагогов архисложной задачей. Если же в достойном представлении опыта работы конкурсанта заинтересована административная команда школы, ситуация кардинально меняется.
И дело не только в том, что необходимо увеличить число помощников в подготовке к конкурсу, чтобы участнику оказывали помощь не два, а например, пять человек, а, в первую очередь, в командном подходе к организации процесса, в чётком распределении обязанностей, в слаженности действий всех членов команды, в поддержке конкурсанта на каждом этапе подготовки к конкурсу. В ОУ необходимо создать организационно-управленческие условия участия в конкурсе, совершенствовать их. Тогда конкурс становится делом всего образовательного учреждения, участие в этом мероприятии - гарантированно успешным, а подготовка к нему - одной из эффективных форм повышения профессионального мастерства всего педагогического коллектива.
Первоочередной задачей руководителей ОУ является создание условий для развития профессионального мастерства каждого педагога. В современных условиях происходит становление принципиально нового механизма взаимодействия всех участников педагогического процесса, стержнем которого является творческий потенциал педагога, а целью – профессиональный рост, развитие каждого учителя, обеспечивающее качественно новый результат образовательного процесса, при этом немалое внимание уделяется конкурсам профессионального мастерства. Это неоднократно отмечали как руководители различных образовательных учреждений, так и педагоги, учёные, работающие над данным вопросом [2,4].
Системный подход в подготовке к конкурсу открывает широкие возможности для всех, кто причастен к этой работе. Совместная продуктивная деятельность администрации, педагогического сообщества, учащихся, родителей позволяет реализовать идеи быстро и продуктивно. Именно от правильной организации действий всех лиц, заинтересованных в развитии конкурсного движения, зависит положительный результат [3].
Более чем десятилетний опыт успешного участия педагогов МАОУ лицея № 77 г.Челябинска в конкурсе профессионального мастерства, победы учителей на различных уровнях позволяют говорить о сложившейся системе работы, о созданнных организационно-управленческих условиях участия в конкурсе, обеспечивающих гарантированно качественный результат.
Сопровождение и поддержка педагогов-участников конкурсов профессионального мастерства – неотъемлемая часть комплекса необходимых современному обществу механизмов взаимодействия педагогического сообщества. Это не просто дань моде. Современное состояние развития системы образования подразумевает постоянное совершенствование организационно-управленческих условий успешного участия в конкурсе профессионального мастерства “Педагог III тысячелетия”.
Цели сопровождения и поддержки педагогов-участников конкурсов профессионального мастерства - максимально содействовать педагогу в осознании и реализации потребности в профессиональном росте, способствовать раскрытию творческого потенциала педагога, росту профессионального мастерства как самого педагога-участника конкурса, так и всех педагогов ОУ, обеспечить достойное представление педагогом инновационного опыта всего педагогического коллектива. В этом заинтересованы все: ученики, родители, педагоги, государство.
Суть поддержки заключается в содействии педагогу в его начинаниях. Сущность поддержки может быть понята и шире: как создание безопасной и комфортной среды, благоприятного эмоционального фона, развивающей среды.
Сроки и формы поддержки конкурсанта определяются для каждого участника индивидуально путём обсуждения всех членов команды по подготовке к конкурсу, закрепляются приказом директора лицея.
В конце каждого года проводится совещание при директоре, на котором определяются возможные кандидатуры педагогов, при этом учитываются как личностные качества педагогов, стаж и опыт работы, так и итоги мониторинга педагогической деятельности за текущий год. В течение следующих трёх месяцев проводится индивидуальная работа с предполагаемыми конкурсантами, цель которой – настроить педагогов на успешное участие в конкурсе, оказать методическую помощь в подготовке к конкурсу (знакомство со спецификой конкурса, опытом работы прошлых лет и т.д.), создать команду единомышленников, которая будет максимально комфортной для самих участников и эффективной.
За два месяца до начала районного этапа конкурса, в начале учебного года, проводится совещание при директоре, на котором определяются все педагоги и члены администрации, входящие в творческую группу по подготовке к конкурсу, чётко обозначается функционал каждого, формы и сроки выполнения тех или иных заданий. В среднем творческая группа состоит из 12-15 человек, при этом каждый член группы закреплён за 1-3 конкурсными испытаниями, обеспечивает успешную подготовку к конкретному конкурсному испытанию или курирует одно направление поддержки (например, техническая поддержка). Совещание сопровождается соответствующим приказом по лицею.
Основные направления работы творческой группы:
- информационное и организационное сопровождение;
- научно-методическое сопровождение;
- психологическое сопровождение;
- материально-техническое сопровождение;
- обеспечение сотрудничества с представителями ученического самоуправления; родителями, социальными партнёрами.
В течение указанных двух месяцев конкурсант (конкурсанты) посещает курсы по вопросам подготовки к конкурсу профессионального мастерства, организованные ЧИППКРО, районные и городские семинары, посвящённые подготовке к конкурсу, работают по индивидуальной программе, включающей индивидуальные консультации и групповые встречи с членами творческой группы по отдельным вопросам подготовки.
Курирует работу творческой группы непосредственно директор лицея, а также заместитель директора по научно-методической работе. Руководитель методического объединения, в которое входит конкурсант (конкурсанты) осуществляет строгий и четкий контроль проведения всех мероприятий, обозначенных в индивидуальном маршруте подготовки конкурсанта.
Четкое распределение функциональных обязанностей обеспечивает эффективность и результативность подготовки к конкурсу.
Распределение функциональных обязанностей в процессе подготовки к конкурсу профессионального мастерства
Должность ответственного | Обязанности |
Директор | - предлагает и утверждает
кандидатуры участников конкурса; - предлагает и утверждает список участников творческой группы; - осуществляет общую координацию процесса подготовки к конкурсу; - обеспечивает сотрудничество с социальными партнёрами; - представляет творческую команду по подготовке к конкурсу на конкурсных мероприятиях |
Заместитель директора по научно-методической работе | - ведет мониторинг
педагогической деятельности, предлагает
кандидатуры участников конкурса; - подает директору заявку (список участников творческой группы) на сопровождение индивидуального маршрута конкурсанта; - координирует всю работу по выполнению приказа директора, по реализации индивидуального маршрута каждого конкурсанта; - совместно с руководителями лабораторий ресурсного центра лицея разрабатывает концепцию выступления конкурсанта; - проводит совещания с конкурсантами и отдельными представителями творческой группы по подготовке к конкурсу; - оказывает научно-методическое, информационное, организационное сопровождение; - организует награждение по итогам участия в конкурсе |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе | - предлагает кандидатуры
участников конкурса; - корректирует расписание уроков, индивидуально-групповых занятий на период подготовки к конкурсу, в период проведения конкурса; - проводит индивидуальную работу с конкурсантами, оказывает организационное и методическое сопровождение |
Заместитель директора по воспитательной работе | - предлагает кандидатуры
участников конкурса; - организует работу детского творческого центра в отношении творческих аспектов подготовки к конкурсу; - помогает в подготовке ко всем публичным выступлениям конкурсанта; - организует консультации по имиджу конкурсанта; - обеспечивает сотрудничество с представителями ученического самоуправления, родителями |
Заместитель директора по информатизации | -предлагает кандидатуры
участников конкурса; - помогает в создании электронного ресурса конкурсанта; - оказывает техническое сопровождение |
Руководитель методического объединения | - предлагает кандидатуры
участников конкурса; - помогает подготовить пакет документов к конкурсу; - формирует команду от методического объединения для подготовки к учебному занятию, мастер-классу и т.п.; - предлагают индивидуальный маршрут конкурсанта по подготовке к конкурсу; - курирует взаимодействие педагогов (учителей-предметников и конкурсанта) по реализации индивидуального маршрута конкурсанта; - оказывает научно-методическое, организационное сопровождение; - организует материально-техническое сопровождение; - помогает в создании электронного ресурса конкурсанта; - организует команду болельщиков, сопровождающих |
Руководитель ресурсного центра и руководители лабораторий ресурсного центра МАОУ лицея № 77 | - предлагают кандидатуры
участников конкурса; - разрабатывают концепцию выступления конкурсанта; - помогают подготовить пакет документов; - оказывают научно-методическое сопровождение, инициируют проведение индивидуальных консультаций и осуществляют их, участвуют в групповой работе по подготовке к каждому конкурсному испытанию; - помогают в написании программы |
Конкурсанты | - посещают курсы, семинары,
совещания по вопросам подготовки к конкурсу; - инициируют проведение индивидуальные консультации и участвуют в групповой работе по подготовке к каждому конкурсному испытанию; - участвуют в групповой работе по подготовке к каждому конкурсному испытанию; - осуществляют поэтапную подготовку к конкурсу в соответствии с индивидуальным маршрутом; - обеспечивает сотрудничество с представителями ученического самоуправления, родителями |
Члены методического объединения | - оказывают методическую помощь
в подготовке к учебному занятию, мастер-классу и
т.п.; - ведут уроки вместо педагога в период проведения конкурса; - помогает в создании электронного ресурса конкурсанта; - входят в команду болельщиков, сопровождающих |
Участники конкурса прошлых лет | - инициируют проведение
индивидуальных консультаций и осуществляют их; - участвуют в групповой работе по подготовке к отдельным конкурсным испытаниям (по запросу конкурсанта) |
Библиотекарь | - приобретает учебную,
справочную, научно-популярную литературу по
вопросам подготовки к конкурсу; - оказывает помощь конкурсантам в поиске необходимой литературы |
Психолог | - проводит индивидуальную и
групповую работу с конкурсантами, учитывая
индивидуальные особенности каждого; - проводит психологические тренинги до и во время конкурса; - оказывает психологическое сопровождение; |
Педагоги-организаторы | - оказывают
материально-техническое сопровождение; - помогают подготовиться ко всем публичным выступлениям |
Педагог-организатор, ответственный за здоровьесбережение | - организует и контролирует
проведение индивидуальных медицинских и
профилактических мероприятий с конкурсантами; - оказывает психологическое сопровождение; - сопровождает конкурсанта на конкурсные испытания |
За месяц до конкурсного испытания оформляется программа педагога, которая ложится в основу выступлений конкурсанта, обеспечивая связь между ними. Затем прописывается сценарий всех выступлений, которые могут быть подготовлены заранее. За каждый сценарий помимо конкурсанта несёт ответственность один из членов творческой группы, обеспечивая качество выступления и своевременную подготовку.
За 2-3 недели до конкурса начинаются репетиции выступлений, которые могут быть подготовлены по условиям конкурса заранее. Когда то или иное выступление готово, оно представляется на педагогическом совете или организационном совещании всему коллективу или отдельному методическому объединению (в зависимости от сроков проведения конкурса и самого вида испытания). Затем происходит общественное обсуждение достоинств и недостатков выступления, совместными усилиями всего коллектива отрабатываются различные детали методического и общекультурного характера (что говорить, как говорить, какие жесты использовать, что должно быть на сцене, на экране, как должен быть одет конкурсант и т.д.). На таких репетициях могут присутствовать и ученики, и родители, которые тоже нередко дают дельный совет, оказывают реальную помощь (подготовка презентации, репетиции с учениками и т.д.), вносят свой вклад в подготовку конкурсанта, помогая подготовить целостное, красивое, яркое выступление.
В процессе обсуждения качество продукта совместной деятельности неизменно растёт. Репетиции проходят неоднократно, перед разными группами зрителей, что позволяет конкурсанту качественно подготовиться к испытаниям и чувствовать себя во время конкурса уверенно и комфортно.
На период участия в конкурсе педагог освобождается от уроков, продолжает репетировать с ответственными за конкретное испытание членами творческой группы, оттачивая последние детали. В дни конкурса на каждом испытании педагог сопровождается одним из членов творческой группы, команду болельщиков, поддерживающих конкурсанта, помогающих ему чувствовать себя увереннее и комфортнее, обеспечивает тот руководитель методического объединения, в которое входит конкурсант.
Такая системная подготовка всегда даёт гарантированно качественный результат, а призовые места, которые занимают конкурсанты, подтверждают качество работы команды.
После официального подведения итогов районного этапа осуществляется анализ проделанной работы, качества выступлений, осуществляется коррекция каждого выступления в соответствии с рекомендациями, полученными от членов жюри, самих членов команды или других экспертов. Начинается подготовка к следующему этапу конкурса. При этом творческая группа не меняется, но в неё могут входить отдельные эксперты, в том числе из других ОУ.
Для предотвращения перегрузки педагога-участника конкурса и для большей эффективности в период интенсивной подготовки педагога к конкурсу, а также на период восстановления после конкурса в МАОУ лицее № 77 предусматриваются следующие формы поддержки и поощрения:
- освобождение от дежурства по школе, других дополнительных нагрузок;
- освобождение от посещения уроков администрацией школы в период подготовки к конкурсу, планового административного контроля;
- медицинская помощь (витаминизация, физиопроцедуры, медикаментозная профилактика);
- психологическая помощь (тренинг, упражнения индивидуальные и групповые с учетом психофизических и психоэмоциональных особенностей педагога);
- информационное обеспечение (интернет и библиотека);
- освобождение от подготовки учащихся к НПК, олимпиадам (по желанию);
- три дополнительных отгула;
- доплаты из стимулирующей части заработной платы в период подготовки к конкурсу, проведения конкурса, в течение 1 года после конкурса;
- премия по итогам участия в конкурсе;
- семейная поддержка.
Такое участие в конкурсах профессионального мастерства является эффективной формой повышения профессионального мастерства всего педагогического коллектива. В итоге, выигрывают все: ученики и родители (рост профессионализма учителя, сплочение коллектива в процессе подготовки к конкурсу), представители отдельного методического объединения (рост профессионализма в процессе оказания методической помощи своему коллеге), все члены педагогического коллектива (развитие профессионализма через экспертную работу по подготовке к конкурсу), конкурсант (существенный рост профессионализма), администрация ОУ (рост профессионализма администраторов как управленцев и методистов). А повышение статуса образовательного учреждения в итоге результативного участия ОУ в конкурсах является как полезным, так приятным итогом совместной продуктивной деятельности.
Совершенствование организационно-управленческих условий участия в конкурсе профессионального мастерства “Педагог III тысячелетия” позволяет учитывать индивидуальные возможности и потребности педагогов ОУ, даёт возможность работать в соответствии с инновационными процессами в области образования, является одним из механизмов создания конкурентоспособной образовательной среды в общеобразовательном учреждении.
Список литературы
- Горская М.А., Горский А.А. Конкурс профессионального мастерства "Учитель года" в муниципальной территории // https://urok.1sept.ru/articles/507896/
- Дорн Т.П. Алгоритм организации и проведения профессионального конкурса в образовательном учреждении как мотивационный компонент развития профессионализма // https://urok.1sept.ru/articles/582297/
- Наша новая школа: совместная продуктивная деятельность / ред. группа: В.М. Брюхова и др. – Челябинск: Взгляд, 2011. – 392 с.
- Стрельникова О.Н. Конкурсы профессионального мастерства как форма методической работы в ДОУ //https://urok.1sept.ru/articles/577797/