Цель: познакомить детей с новым видом искусства оформления оконных проёмов; научить простейшим элементам росписи по стеклу.
Оборудование для учителя: заранее оформленное окно в классе; образец расписанного стекла в форме окна; презентация с изображением витражей; запись музыки И.Крутого “Ты в моём сентябре”.
Оборудование для детей: кусочки прозрачного пластика (стекло) с контурным изображением рисунка (бабочка, гриб, ягоды, цветы и т.д.), краски для росписи витражей.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Готовность рабочего места.
2. Техника безопасности при работе с пластиком (стеклом) и красками.
II. Актуализация знаний.
Тихо звучит музыка И.Крутого “Ты в моём сентябре”, на её фоне идёт рассказ учителя.
Учитель: Много лет назад, на окраине одного французского города жил старый, больной художник. Он был очень беден и порой ему не на что было купить еду. Художник совсем перестал выходить из дома. Он целыми днями сидел у окна своей крошечной комнаты и смотрел на улицу. Там местные мальчишки весело играли с мячом и совсем не замечали больного старика.
Однажды дети так сильно подбросили мяч, что он попал в окно художника и полностью разбил стекло. Мальчишкам показалось это смешным и они весело разбежались по домам. Бедный старик не знал что ему делать. Он закрыл окно старой тканью, но от сильного ветра ткань срывало с окна и было очень холодно. Тогда художник ставил к окну картонные коробки, но они намокали от дождя. Художник заболел ещё сильнее и уже не мог вставать с постели.
Как-то играя на улице, дети обратили внимание на окно, которое они разбили. Им стало жалко старика. Ведь стекло в то время было очень дорогим и его не все могли купить. Мальчишки стали собирать по всему городу кусочки старого стекла. Оно было разных размеров, разных цветов. Когда дети принесли эти кусочки художнику – он удивился, но был очень рад поступку детей.
С помощью смолы художник скрепил стёкла между собой, и получилось одно целое стеклянное полотно. Он вставил это стекло в проём окна, и в комнате сразу стало теплее.
Я не знаю, ребята, каким было это стекло, но если старик был художником, то оно, возможно, получилось таким (показ образца настоящего витража, выполненного учителем).
А что мальчишки? Они были очень рады и приглашали всех посмотреть на необычное окно. Прохожие любовались и удивлялись увиденному.
Однажды по улице, где жил художник, проезжал богатый вельможа. Он остановился и воскликнул “Un beau verre!” (прекрасное стекло).
Вельможа зашёл к старику и спросил: “А сможешь ли ты сделать мне такое окно? Я хорошо заплачу”. Художник согласился и сделал окно ещё лучше прежнего.
С тех пор старый художник получал заказы от богатых людей и стал очень известным человеком. У него появились ученики, которых он учил этому ремеслу. Сначала стекло собиралось из разных цветных кусочков и скреплялось тонким металлом. А потом люди научились расписывать стекло красками и получило это искусство своё название “Витраж” (от французского vitrage – остекление и от латинского vitrum – стекло.).
Было это очень давно, но витражное искусство и сейчас радует глаз.
Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Давайте определим тему урока.
Дети: Мы будем говорить о витражах (на экране появляется название “Витражи”).
Учитель: Скажите, дети, а раньше вы слышали о витражах?
Дети: Нет.
Учитель: Значит кто вы сегодня на уроке?
Дети: Открыватели нового.
Учитель: Хочется самим попробовать? Ну начинайте…
Дети: А как? Мы не умеем.
(Возникла проблема!).
Учитель: Хотите дальше познакомиться с этим искусством? Давайте определим цель нашего урока.
Дети: Хотим больше узнать о витражах, научиться росписи по стеклу.
Учитель: Надо составить план действий (составление плана вместе с детьми на доске).
План.
1. Знакомство с искусством росписи витража.
2. Роспись рисунка на пластике (стекле).
3. Оформление оконного стекла в классе.
III. Новый материал.
Учитель: Искусство витража появилось очень давно. Но в России о нём заговорили в XIX в. примерно в 1820 г.
Эту красоту могли позволить себе не все. Оформлялись витражами только общественные заведения (музеи, библиотеки, театры…). Большое распространение получило оформление оконных проёмов в храмах (показ на экране образцов витражных окон).
Учитель: Ребята, мы выполнили первую часть своего плана.
Дети: Да.
IV. Самостоятельная работа.
Учитель: Переходим ко второй части. За окном сейчас холодно, лето давно закончилось, но так хочется тепла и света. Давайте на несколько минут вернём лето и покажем все его краски. Я предлагаю вам контурные рисунки на пластике (дети выбирают рисунки сами). Вы должны внимательно посмотреть на рисунок, подумать, какие цвета будете использовать. Выполнять работу надо аккуратно и красиво.
(Под звуки музыки дети выполняют работу).
V. Рефлексия.
Учитель: Вы очень хорошо раскрасили рисунки. Скажите, мы выполнили вторую часть плана?
Дети: Да.
Учитель: А теперь мы должны посмотреть на план и выполнить его третью часть. Будем украшать вашими рисунками окно в классе.
(Дети с помощью учителя крепят пластик на стекло окна).
Посмотрите, какой замечательный витраж у нас получился!
Выполнили мы план урока?
Дети: Да.
Учитель: Обратимся к “Лесенке успеха”. Возьмите свои смайлики и поместите их на ту ступеньку, на которой вы сегодня себя комфортней чувствуете.
(Дети ставят смайлики на ступеньки “Лесенки успеха”).
VI. Итог урока.
- Дети, вам понравилось на уроке?
- О каком виде искусства мы сегодня говорили?
- Чему новому вы научились?