"Портрет в музыке". 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цель: формирование образовательных компетенций учащихся и умение анализировать и сопоставлять музыкальные, литературные и художественные произведения.

Задачи:

- знакомство с музыкальным портретом;

- реализация УУД:

предметных (умение работать с музыкальными терминами; слушать и анализировать живописные, музыкальные и литературные произведения; классифицировать по признакам …);

регулятивных (умение формировать тему урока, уметь проводить самооценку и самоконтроль);

личностных (умение работать в группе, ученик-ученик).

Ход урока

I. Организационный момент.

Музыкальное приветствие гостей.

Формирование по группам – музыковеды, художники, критики.

(Ребята выбирают отдельные фрагменты (пазлы) слов (музыковеды, художники и критики, собирают их и формируют 3 группы).

Учитель: Зачитывает цитату к уроку.

“Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию". А.Сууман

II. Определение темы урока.

Учитель: Послушайте стихотворение и подумайте, какая тема урока?

Музыкальный портрет.

Михаил Яворский

Много странного в жизни у нас,
Например, я мечтал много лет,
Даже делал попытки не раз,
Написать музыкальный портрет.

Для натуры нашёл человека-
Эталон благородства и чести,
Современник из нашего века,
Прожил жизнь без лжи и без лести.

И сегодня, "рисую" портрет,
Не простая, поверьте работа,
Мне пюпитр заменит мольберт
Вместо красок, кистей - только ноты.

Нотный стан будет лучше, чем холст,
Всё на нём распишу и сыграю,
Будет этот рисунок не прост,
Но надежды своей не теряю.

Чтобы мягче смотрелись черты,
Будут чаще минорные звуки,
А возможности здесь велики,
Не в ущерб музыкальной науки.

Партитура не будет простой,
Только нотный закон не нарушу,
И портрет этот будет такой -
Все услышат в нём сердце и душу.

Он не будет висеть на стене,
Не страшны ему влага и свет,
И, конечно, хотелось бы мне,
Чтобы прожил он множество лет.

Ученики: Тема: “Музыкальный портрет” (ребята самостоятельно определяют тему урока).

III. Изучение нового материала.

Учитель: Перед вами видеоряд.

- Объедините эти картинки в две группы, объясните, по какому признаку вы их объединили.

Ученики: Объединяют картинки по признакам и объясняют свою точку зрения.

(Могут быть такие группы: ансамбли струнных и духовых инструментов; солисты и ансамбли).

(Учитель оставляет фотографии с изображением солистов)

Учитель: Прослушайте музыкальное произведение и подберите к его звучанию наиболее подходящую фотографию. Объясните ваш выбор.

Слушание. Н. Паганини “Кампанелла” (фрагмент). Приложение

Ученики: подбирают фотографию где изображен скрипач.

Учитель: Нравится ли вам звучание скрипки? Почему она так любима слушателями?

Ученики: Звучание скрипки очень выразительно. Часто её голос сравнивают с голосом человека. Скрипка может говорить, петь и даже плакать.

Учитель: Давайте познакомимся поближе с инструментом и прочтем рассказ К.Паустовского “Струна”.

(Учитель читает рассказ под звучание “Чаконы” И.С.Баха)

- О чем этот рассказ?

Ученики: О скрипаче, который выступал на концерте, играя на скрипке с порванными струнами.

Учитель: Что удивило и поразило вас в этом рассказе?

Ученики: Ситуация, в которую попал музыкант.

Учитель: Что помогло музыканту довести до конца своё выступление на “единственной” струне, оставшейся на скрипке?

Ученики: Его желание сыграть этим солдатам, которые ждали от него музыки.

Учитель: Действие рассказа происходит в наше время, и на фотографиях современные исполнители. Но так как скрипка появилась в Европе в XV веке, то были и великие исполнители прошлого.

- Это великий скрипач-виртуоз, композитор Николо Паганини.

(Можно рассказать немного о Н.Паганини или же попросить ребят рассказать известные факты из жизни музыканта)

- Я предлагаю с помощью различных видов искусств: музыки, живописи и литературы создать музыкальный портрет этого великого музыканта.

Каждая группа выполнит следующие задания.

Первая группа “Критики”: работает с текстом рассказа и отвечает на вопросы:

- Как вы считаете, то, что произошло с солдатом в рассказе, могло случиться в реальной жизни?

- С кем сравнивают Егорова слушатели? Кто, по их мнению, мог бы сыграть в данной ситуации?

Вторая группа “Художники”: слушают музыку. (Н.Паганини “Каприс №24) и подбирают портреты Н.Паганини, которые ярче всего передают настроение прослушанной музыки.

Третья группа “Музыковеды”: проанализируют произведение Н.Паганини.

Каприс №24 и попытаются нарисовать музыкальный портрет этого композитора.

Слушание. Н.Паганини “Каприс №24

Работа в группах:

Ответ 1 группы.

(Ребята дают ответы на вопросы по тексту)

Ответ 3 группы.

(Ребята анализируют музыкальное произведение)

Ответ 2 группы.

(Ребята объясняют свой выбор портретов Н.Паганини)

Учитель: Кстати, история в рассказе К.Паустовского действительна. И Паганини на

Концерте исполнил произведение до конца, доиграв его на одной струне.

- Вот мы с вами составили музыкальный портрет композитора и скрипача Н.Паганини.

IV. Итог.

(Самопроверка)

Учитель: А теперь подумайте и задайте каждая группа вопрос по теме другой группе.

Ученики: (обдумывают вопросы и задают их другим группам)

(Самооценка).