Цель: формирование образовательных компетенций учащихся и умение анализировать и сопоставлять музыкальные, литературные и художественные произведения.
Задачи:
- знакомство с музыкальным портретом;
- реализация УУД:
предметных (умение работать с музыкальными терминами; слушать и анализировать живописные, музыкальные и литературные произведения; классифицировать по признакам …);
регулятивных (умение формировать тему урока, уметь проводить самооценку и самоконтроль);
личностных (умение работать в группе, ученик-ученик).
Ход урока
I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие гостей.
Формирование по группам – музыковеды, художники, критики.
(Ребята выбирают отдельные фрагменты (пазлы) слов (музыковеды, художники и критики, собирают их и формируют 3 группы).
Учитель: Зачитывает цитату к уроку.
“Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию". А.Сууман
II. Определение темы урока.
Учитель: Послушайте стихотворение и подумайте, какая тема урока?
Музыкальный портрет.
Михаил Яворский
Много странного в жизни у нас,
Например, я мечтал много лет,
Даже делал попытки не раз,
Написать музыкальный портрет.
Для натуры нашёл человека-
Эталон благородства и чести,
Современник из нашего века,
Прожил жизнь без лжи и без лести.
И сегодня, "рисую" портрет,
Не простая, поверьте работа,
Мне пюпитр заменит мольберт
Вместо красок, кистей - только ноты.
Нотный стан будет лучше, чем холст,
Всё на нём распишу и сыграю,
Будет этот рисунок не прост,
Но надежды своей не теряю.
Чтобы мягче смотрелись черты,
Будут чаще минорные звуки,
А возможности здесь велики,
Не в ущерб музыкальной науки.
Партитура не будет простой,
Только нотный закон не нарушу,
И портрет этот будет такой -
Все услышат в нём сердце и душу.
Он не будет висеть на стене,
Не страшны ему влага и свет,
И, конечно, хотелось бы мне,
Чтобы прожил он множество лет.
Ученики: Тема: “Музыкальный портрет” (ребята самостоятельно определяют тему урока).
III. Изучение нового материала.
Учитель: Перед вами видеоряд.
- Объедините эти картинки в две группы, объясните, по какому признаку вы их объединили.
Ученики: Объединяют картинки по признакам и объясняют свою точку зрения.
(Могут быть такие группы: ансамбли струнных и духовых инструментов; солисты и ансамбли).
(Учитель оставляет фотографии с изображением солистов)
Учитель: Прослушайте музыкальное произведение и подберите к его звучанию наиболее подходящую фотографию. Объясните ваш выбор.
Слушание. Н. Паганини “Кампанелла” (фрагмент). Приложение
Ученики: подбирают фотографию где изображен скрипач.
Учитель: Нравится ли вам звучание скрипки? Почему она так любима слушателями?
Ученики: Звучание скрипки очень выразительно. Часто её голос сравнивают с голосом человека. Скрипка может говорить, петь и даже плакать.
Учитель: Давайте познакомимся поближе с инструментом и прочтем рассказ К.Паустовского “Струна”.
(Учитель читает рассказ под звучание “Чаконы” И.С.Баха)
- О чем этот рассказ?
Ученики: О скрипаче, который выступал на концерте, играя на скрипке с порванными струнами.
Учитель: Что удивило и поразило вас в этом рассказе?
Ученики: Ситуация, в которую попал музыкант.
Учитель: Что помогло музыканту довести до конца своё выступление на “единственной” струне, оставшейся на скрипке?
Ученики: Его желание сыграть этим солдатам, которые ждали от него музыки.
Учитель: Действие рассказа происходит в наше время, и на фотографиях современные исполнители. Но так как скрипка появилась в Европе в XV веке, то были и великие исполнители прошлого.
- Это великий скрипач-виртуоз, композитор Николо Паганини.
(Можно рассказать немного о Н.Паганини или же попросить ребят рассказать известные факты из жизни музыканта)
- Я предлагаю с помощью различных видов искусств: музыки, живописи и литературы создать музыкальный портрет этого великого музыканта.
Каждая группа выполнит следующие задания.
Первая группа “Критики”: работает с текстом рассказа и отвечает на вопросы:
- Как вы считаете, то, что произошло с солдатом в рассказе, могло случиться в реальной жизни?
- С кем сравнивают Егорова слушатели? Кто, по их мнению, мог бы сыграть в данной ситуации?
Вторая группа “Художники”: слушают музыку. (Н.Паганини “Каприс №24) и подбирают портреты Н.Паганини, которые ярче всего передают настроение прослушанной музыки.
Третья группа “Музыковеды”: проанализируют произведение Н.Паганини.
Каприс №24 и попытаются нарисовать музыкальный портрет этого композитора.
Слушание. Н.Паганини “Каприс №24
Работа в группах:
Ответ 1 группы.
(Ребята дают ответы на вопросы по тексту)
Ответ 3 группы.
(Ребята анализируют музыкальное произведение)
Ответ 2 группы.
(Ребята объясняют свой выбор портретов Н.Паганини)
Учитель: Кстати, история в рассказе К.Паустовского действительна. И Паганини на
Концерте исполнил произведение до конца, доиграв его на одной струне.
- Вот мы с вами составили музыкальный портрет композитора и скрипача Н.Паганини.
IV. Итог.
(Самопроверка)
Учитель: А теперь подумайте и задайте каждая группа вопрос по теме другой группе.
Ученики: (обдумывают вопросы и задают их другим группам)
(Самооценка).