Игры с элементами тренинга для формирования навыков и умений общения со сверстниками в условиях детского дома

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Исследования психологов показывают, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию. Развитие детей-сирот имеет ряд негативных особенностей, которые накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка. Большие проблемы у воспитанников детских домов возникают при общении как с детьми, так и со взрослыми. Причем уровень развития общения ребенка со взрослыми во многом определяет характер его контактов со сверстниками. Ведь только взрослый может научить детей умению видеть субъективные качества другого ребенка, способствовать укреплению и углублению детских контактов.

Контакты со взрослыми и сверстниками в детском доме у воспитанников выражены гораздо слабее, чем у детей из семьи. Они однообразны, малоэмоциональны и сводятся к простым обращениям и просьбам. Это объясняется отсутствием эмпатии, умения и потребности разделить свои чувства, переживания с другим человеком. Все это лишает детей:

  • важного для психологического благополучия переживания своей значимости и ценности, уверенности в себе;
  • переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям.

То есть дети-сироты с раннего возраста не чувствуют привязанности как к сверстникам, так и ко взрослым. Отмечается также, что воспитанники детского дома не так успешны в решении конфликтов в общении со взрослыми и сверстниками, чем дети из семей. Дети-сироты более агрессивны, чаще стремятся обвинить окружающих, не умеют и не желают признавать свою вину, то есть не способны конструктивно решать конфликт.

На низком уровне находятся у ребят и навыки общения со сверстниками. Их контакты поверхностны, нервозны и поспешны: они одновременно требуют к себе внимания и отторгают его, переходя на агрессию, или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, воспитанник детского дома не умеет отвечать должным образом на них.

Таким образом, трудности общения с окружающими у детей-сирот обусловлены низким уровнем коммуникативных навыков, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблемы.

Поэтому недостаточно окружить ребенка-сироту вниманием и любовью, его надо учить правильно оценивать себя, свои поступки, и умению общаться с окружающими.

Игры и упражнения с элементами тренинга направлены на развитие умения управлять своим поведением, эмоциями, общением, и включают в себя когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты.

Предлагаем Вашему вниманию упражнения, используемые во время проведения занятий по формированию навыков общения и толерантности и наиболее эффективные, по мнению авторов.

Ты и твое имя [1]

Цели:

- развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки у участников тренинга;

- потренироваться в самооценке и самопрезентации.

Ход упражнения

Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5-10 минут, чтобы написать против каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените.

Пример:

М - мечтать (умею)

И - интеллигентность

X - харизма

А - активная позиция в коммуникации

И - интеллект

Л - любовь к жизни

Пусть после завершения индивидуальной работы участники представят полученные результаты товарищам по группе, записав их на доске.

Любит - не любит…[1]

Цели: дать участникам группы возможность предоставить товарищам обратную связь.

Ход игры

Группа разбивается на две равные подгруппы. Один круг - малый - становится внутрь большого круга лицом к его участникам. Таким образом, возникают пары игроков.

Вместо этого условимся, что:

- объятия - символ большой любви и симпатии;

- пожатие руки - выражение близких дружеских чувств;

- хлопнуть по ладони - "ты славный малый, но не более...";

- кивок головой означает для партнера - "я тебя воспринимаю нейтрально, без определенной симпатии и антипатии";

- опущенный большой палец руки - сигнал, который сообщает о том, что ваши отношения с человеком серьезно испорчены. Какая-то кошка между вами пробежала, и стоит задуматься о том, как найти пути для примирения.

После того как разобраны и усвоены все условные сигналы, начинается игра. Участники малого круга стоят на месте, а участники большого круга по хлопку ведущего делают шаг влево и оказываются перед новым партнером. Пара показывает друг другу код приятия. Если оба человека раскрыли друг другу объятия - можно обняться, если оба подставили ладонь для хлопка или протянули руку для пожатия, тогда происходит обоюдный обмен. Если же уровень приятия различен, то каждый лишь демонстрирует знак своего отношения, но не навязывает товарищу его исполнение. Обменявшись сигналами, каждый участник пары обдумывает полученную от партнера информацию. Вновь звучит хлопок ведущего, большой круг осуществляет переход, и возникают новые пары, в которых повторяется та же последовательность действий.

Две группы [1]

Цели:

  • поощрить членов группы дать и получить обратную связь, необходимую для эффективного и доверительного сотрудничества;
  • развить лидерские качества, умение анализировать информацию о процессах, происходящих в группе.

Ход игры

Это задание помогает участникам тренинга развить внимательность и логическое мышление. Один из игроков - доброволец - выходит из комнаты. В это время группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Сначала признак этот должен быть только визуальным. Скажем, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом - нет. Или в одной группе - те, у кого на руке есть часы, в другой - участники без часов...

После того как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проанализировать "картинку" и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников.

На продвинутом этапе тренинга можно попробовать проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов.

Стаканчик [2]

Цели:

- облегчить участникам вхождение в групповой тренинг через участие в веселой игре;

- снять напряжение от встречи с незнакомыми людьми;

- поддержать открытое выражение положительных эмоций;

- способствовать развитию нестандартного творческого мышления участников.

Ход упражнения

Участники садятся в круг. Тренер дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передачи его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры.

Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют новые оригинальные идеи.

Завершение: обсуждение упражнения и выступления "штрафников".

Толерантность к другим через отношение к себе [3]

Цель: показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим.

Упражнение № 1

Умение легко войти в контакт, поддержать разговор и также непринужденно расстаться со своим собеседником показывает высокий уровень толерантности человека.

Ведущий тренинга предлагает участникам провести серию встреч друг с другом, объединившись в пары. Для этого нужно начать разговор, сказать что-то приятное своему собеседнику и также на приятной ноте расстаться с ним. Время на установление контакта, взаимные приветствия, проведение самой беседы, завершение начатого разговора и прощание занимает 10 минут. Примеры ситуаций:

  • перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, видите его впервые, но вам необходимо узнать, как проехать до нужного вам места в городе, где вы находитесь впервые;
  • вас окликнули на улице, оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который также понял, что ошибся; вы начинаете словами...;
  • перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться; подойдите к нему, начните разговор, успокойте его.

После выполнения упражнения в процессе обсуждения участники группы приходят к выводу, что умение вести разговор позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире, не избегать людей и получать удовольствие от общения с ними.

Толерантность является системой ценностей и норм, основными составляющими которой являются:

- презумпция прав человека: каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях в том случае, если они не противоречат нормам права и морали общества;

- ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям, ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права;

- ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;

- ценность следования нормам права;

- ценность сострадания, сопереживания, сочувствия;

- ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий.

Упражнение № 2

Участники группы садятся в круг. Каждый по очереди выходит в центр круга, а все остальные участники группы обращаются к нему со словами: "Мне в тебе не нравится…", затем: "Мне в тебе нравится...". Используется только фактическая информация, полученная в процессе групповой работы. Следует избегать определений "хорошо", "плохо". После того как все выскажутся, участник группы, стоявший в центре круга, рассказывает о том, что он извлек из этих суждений, что принял, что отверг.

Ведущий тренинга обращает внимание участников группы на то, что решение человека выйти в центр круга означает принятие им спокойно, без обид всего сказанного. Высказывания должны делаться в доброжелательной форме.

Управление эмоциями [3]

Цель: управление эмоциями, понимание эмоционального состояния других

Упражнение № 1

Каждому участнику группы предлагают вспомнить ситуацию, вызвавшую какое-то чувство, и рассказать свою ситуацию группе; группа пытается понять, какое чувство испытывал говорящий в той ситуации. Если некоторые участники предпочтут промолчать, то необходимо объяснить, что услышать их мнение очень важно для всей группы.

Не следует затрагивать личностно значимые ситуации. Чтобы избежать напряжения в группе, выбираются не слишком болезненные ситуации из повседневной жизни участников группы.

Другой вариант упражнения: каждый участник по очереди изображает позой, мимикой или интонацией свое состояние, которое он в данный момент ощущает, предоставив возможность другим понять это состояние.

Упражнение № 2

Каждый участник получает карточку с названием эмоционального состояния (радость, восхищение, агрессия, доброжелательность, безразличие, недовольство, пренебрежение) и с соответствующей интонацией произносит любое высказывание в адрес группы или отдельных участников, которые пытаются понять, какие чувства передавал партнер. В завершении упражнения проводится обсуждение в общем кругу: "Что я делаю, чтобы справиться со своими эмоциями?"

Бесконфликтное взаимодействие [3]

Цель: формирование навыков бесконфликтного взаимодействия и позитивного отношения к проблемной ситуации.

Упражнение № 1

Каждый участник группы получает чистый лист бумаги и ручку. Ведущий группы призывает участников додумать о собственной проблемной ситуации, в которой каждый находится в данный период. В левой части листа записывают 10 аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для участника, а в правой - 10 положительных сторон существующей ситуации.

В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что в каждой, даже самой трудной жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны и за счет этого сохранять самообладание и толерантность.

Толерантность, интолерантность и неуверенность [3]

Цель: сравнение понятий толерантности, неуверенности и интолерантности (агрессивности).

Ведущий рассказывает участникам группы о признаках неуверенного, интолерантного (агрессивного) и толерантного поведения.

  • может просить и отказывать;
  • любит восхвалять себя;
  • во время общения сокращает дистанцию между собой и собеседником.

Признаки толерантного поведения "Я хороший, ты - хороший"):

  • использует Я-высказывание;
  • говорит прямо и открыто;
  • умеет просить и отказывать;
  • умеет принимать отказ;
  • склонен к компромиссам, предлагает их сам;
  • применяет эмпатическое слушание.

Упражнение № 1

Участники объединяются в микрогруппы по три человека в каждой. Каждая микрогруппа составляет или вспоминает ситуации, приводящие участников к толерантному или интолерантному поведению. После обсуждения в группах ситуации разыгрываются. Остальные участники дают обратную связь: конструктивен ли, по их мнению, выход из создавшейся ситуации? Если ситуация не разрешена, выход ищется совместно, затем ситуация вновь разыгрывается и группа дает обратную связь участникам ситуации.

Пример ситуации.

Ваш друг взял на время ваш учебник, однако завтра зачет и учебник необходим вам для подготовки. Вы звоните другу и просите вернуть учебник; друг отвечает, что принесет в течение часа. Проходит час, а друга нет. Ваши действия?

Список литературы

  1. Кипни, М. Тренинг лидерства. - Москва: ОСЬ-89, 2008 г.
  2. Кипнис М. Тренинг коммуникации. - Москва: ОСЬ-89, 2005 г.
  3. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. - Москва: ОСЬ-89, 2004 г.