Цели урока: сформировать в ходе урока представление о дисперсии как о физическом явлении, содействовать осознанию учащимися причин возникновения явления дисперсии.
Задачи через планируемые результаты.
Предметные:
- используя методы научного познания, объяснить природу дисперсионного спектра, применять полученные знания к объяснению атмосферных оптических явлений.
Личностные, коммуникативные:
- формировать духовную культуру обучаемых через эвристические приемы работы, реализовать потребности подростка в общении, способствовать развитию качеств сотрудничества, мотивации в изучении физики;
- содействовать воспитанию уважения к историческому пути познания и науке древних мыслителей, формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Метапредметные:
Познавательные:
- формировать исследовательские умения: получать с помощью оборудования спектр, устанавливать причинно-следственные связи между фактами, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность;
- развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; умение высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- продолжить формирование образных и логических умений обучающихся: анализировать, рассуждать, объяснять понятия, преобразовывать и творчески реконструировать учебный материал.
Регулятивные:
- определение и формулирование цели деятельности;
- понимание учебной задачи, осваивание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- составление плана действий по решению проблемы и его реализация;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Классификационная характеристика урока.
- Принцип организации учебного процесса – урок получения новых знаний с элементом исследования.
- Педагогическая технология – проектно-исследовательский метод, деятельностный подход, исследовательская, диалогическая деятельность.
- По организационным формам – индивидуальная.
- По типу управления познавательной деятельности – под руководством учителя, самостоятельная работа.
- По преобладающему методу обучения – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, методы контроля и самоконтроля.
Оборудование.
Лабораторное: стеклянная треугольная призма, источник света, фотографии сплошного спектра, светофильтры разных цветов, бумага различных цветов.
Техническое оснащение: мультимедийное оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, CD “Открытая физика”, “Школьный курс физики”.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, технология деятельностного метода.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, в паре.
Структура урока. Приложение
- Самоопределение к учебной деятельности.
- Мотивация познавательной деятельности. (Стадия анализа и синтеза)
- Построение проекта выхода из затруднения. (Стадия осмысления)
- Первичное закрепление знаний. (Стадия понимания)
- Рефлексия деятельности на уроке. Итог урока. Домашнее задание.
Используемая литература:
- Месяц С.В. Иоганн Вольфганг Гёте и его учение о цвете (часть первая). М.: Издательство “Кругъ”, 2012., 464 стр.
- Учебник Физика 11, автор В.А. Касьянов, изд-во “Дрофа”, 2008 год, 412 стр.
- Интернет – ресурсы: фото древних мыслителей и ученых.
- http://www.youtube.com
- Интернет-ресурсы: Коллекция ЦОР.
- Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. “Беседы о преломлении света”, под ред. В.А. Фабриканта, изд-во “Наука”, 1982 год.
- Булат В.Л. “Оптические явления в природе”, М. 1994 год.
Презентация (Приложение к уроку)