Логопедические занятия – это главная форма коррекционного обучения, которая нацелена на регулярное развитие компонентов речи, а также подготовку ребенка к школе.
Существуют несколько видов логопедических занятий: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.
При подготовке и проведении занятии очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у детей должен быть положительный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения превращается в интересную игру.
Именно с использованием таких методов и приемов я провела в подготовительной к школе группе нашего детского сада занятие на тему: Искатели клада.
Форма НОД: фронтальное логопедическое занятие в игровой форме (подготовительная к школе группа)
Цели:
- Образовательные:
- закреплять навык правильного произношения звуков [ш], [ж], [ч], [л], [р] в словах и фразах;
- совершенствовать четкую правильную речь.
- Развивающие:
- совершенствовать внимание, память, воображение;
- развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.
- Воспитательные:
- формировать интерес к занятию, любознательность;
- воспитать чувство толерантности.
Оборудование: карта, бинокль, часы, карандаши, компас, очки, ложка, фломастеры, рисунки солнца, стола, реки, дракона, лестницы, дерево, шкатулка, сладости.
План НОД
- Организационный момент. (отгадывание загадок)
- Введение в тему. (знакомство с картой)
- «Мы в густом лесу» (слова со звуками [ш], [ж], [ч], [л], [р])
- «Построим мост» (игра на развитие памяти)
- «Злой дракон» (четкое произношение)
- «Высокий старый дуб» (дорисовать недорисованные предметы)
- «Вспомни и нарисуй» (вспомнить начало занятия и нарисовать предметы)
- Итог
ХОД НОД
1. Организационный момент
Дети заходят в кабинет, здороваются, садятся на
стулья, которые стоят полукругом. На доске в
середине прикреплено солнышко без лучиков. (Приложение 1)
– Утро. Весна. В окошко заглядывает ласковое
весеннее солнышко. Но у солнышка чего-то не
хватает. Посмотрите, дети, чего же не хватает? (Не
хватает лучиков).
– Не хватает его ярких горячих лучиков. Для того,
чтобы у солнышка появились лучики, вы должны
отгадать загадки.
Отгадавший берет по одному лучику и прикрепляет
к солнцу. (Приложение 2)
(Сколько лучиков, столько и загадок, связанных с
весной).
2. Введение в тему
– Ребята, по дороге к вам я на улице нашла вот
это. (Показываю сверток). Вы знаете что это? (Это
карта). А что такое карта? (По нему ищут клад).
А что такое клад? (Это сокровища). А давайте
по этой карте мы пойдем искать клад? Пойдете со
мной? (Приложение 3)
– Для начала посмотрите все на стол. (На столе
предметы: бинокль, часы, компас, очки, ложка,
карандаши). Смотрите внимательно и
запоминайте, что нам нужно и понадобится.
(Стол закрывается платком).
3. «Мы в густом лесу»
– Посмотрим на карту. Мы попали в лес. Как нам
выйти из этого густого леса? (Приложение
4)
(На доске картина с изображением животных и
предметов).
– Выйти из леса нам поможет вот эта картина.
Здесь нам надо соединить предметы, в словах
которых есть звук [л] красным фломастером, звук [ш]
– синим, звук [ж] – зеленым, звук [р] – черным, звук
[ч] – желтым. (Приложение 5)
(Дети называют нужные картинки и соединяют их
между собой фломастерами нужного цвета).
4. «Построим мост»
– Если смотреть по карте, перед нами – река.
(Перед детьми рисунок: река с берегами). Что нужно
сделать, чтобы перейти через нее? (Нужен мост).
– Правильно, мы будем строить мост с помощью
геометрических фигурок, но не просто так, а
последовательно. (Приложение 6)
– Запомните фигуры по этой же последовательности и рисуйте с помощью фигур мост.
5. «Злой дракон»
– Мост построен, и мы можем перейти через реку. Смотрим на карту. Что это, впереди большой злой дракон. Он не хочет уступать дорогу. Как же пройти? Чтобы пройти нам надо сказать ему волшебное заклинание, тогда он станет добрым. (Приложение 7)
(Заклинание – скороговорка).
– Скороговорку нужно сказать быстро и четко.
6. «Высокий старый дуб»
– Дракон стал хорошим, добрым и уступил нам
дорогу.
– Посмотрим на карту. Но что это? Очень высокий
старый дуб. И по карте клад находится на самой
вершине дуба. Как нам туда залезть? (Приложение
8)
(Давайте сделаем лестницу).
– Вот лестница, но на ней нет перекладин. Они
спрятаны за этими недорисованными предметами.
Надо их дорисовать и получить палку от лестницы. (Приложение 9)
(Дети по одному дорисовывают, получают по палке
и клеят на лестницу).
– Вот и лестница готова. Ура, мы нашли клад.
Давайте откроем и посмотрим что там. Но шкатулка
не открывается.
7. «Вспомни и нарисуй»
(Перед детьми нарисованный стол). (Приложение 10)
– Помните, в начале занятия у нас на столе лежали предметы. Вспомните что там было и нарисуйте вот на этом столе.
8. Итог
– Вот и шкатулка открылась.
(Клад делится между детьми).
– Как мы искали клад? Через что мы прошли? Вам
понравилось занятие? Что больше всего
понравилось?
Организационный уход детей в группу.