Программа внеурочной деятельности для учащихся по теме "Занимательный английский". 5-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 5


Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов по английскому языку.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития личности.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.

Программа разработана с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям школьников среднего возраста.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Цель программы – создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и учебную деятельность посредством английского языка; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии.

Задачи.

I. Познавательный аспект.

  • познакомить детей с культурой стран изучаемого языка (музыка, история, литература, традиции, праздники и т.д.);
  • приобщать школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
  • познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
  • формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
  • способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

II. Развивающий аспект.

  • развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
  • развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
  • формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
  • развивать технику речи, артикуляцию, интонацию.

III. Воспитательный аспект.

  • способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
    приобщать к общечеловеческим ценностям;
  • способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
  • обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в различные мероприятия;
  • прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.

Формы проведения занятий

Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.

С целью достижения качественных результатов учебный процесс сопровождается современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Программа “Занимательный английский” предполагает следующие виды деятельности:

  • игровая деятельность;
  • чтение, литературно-художественная деятельность;
  • изобразительная деятельность;
  • проектная деятельность;
  • постановка сценок,
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание стихов;
  • разучивание и исполнение песен.

Программа “Занимательный английский” относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитана на один год обучения, объемом в 68 часов, 2 часа в неделю. Место проведения занятий – кабинет английского языка, количество аудиторных часов – 9, внеаудиторных – 33 часа.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

  • добровольность участия и желание проявить себя,
  • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
  • эстетичность всех проводимых мероприятий;
  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
  • открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком.

Общая характеристика программы

Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.

Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов.

Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально-ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно-познавательного характера.

Деятельностный характер предмета “иностранный язык” позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной, художественной и т.д., осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в основной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему содержанию.

Содержание программы полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы школы. (Приложение 1) Отбор тематики для внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения английского языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. (Приложение 2)

Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения английскому языку, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.

Предполагаемый результат освоения программы по внеурочным занятиям “Занимательный английский”

ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности.

Личностные результаты

  • осознание роли владения иностранными языками в современном мире;
  • знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции);
  • приобщение к ценностям мировой культуры.

Метапредметные результаты

  • развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
  • развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер учащихся; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
  • развитие умения наблюдать, анализировать, делать обобщенные выводы, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты

Основанием для выделения предметных требований, к уровню подготовки учащихся выступает основная образовательная программа школы.

В результате реализации данной программы учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
  • особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
  • признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов).

Уметь:

  • понимать на слух короткие, несложные аутентичные тексты, читать и выполнять различные задания к текстам;
  • составлять элементарное монологическое высказывание по образцу;
  • писать поздравления, личные письма с опорой на образец;
  • общаться на английском языке.

Социокультурная осведомлённость

Знать:

  • основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
  • роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру);
  • сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности

Воспитание таких личностных качеств, как

  • толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
  • познавательная, творческая, активность;
  • самостоятельность;
  • умение работать в сотрудничестве с другими,
  • коммуникабельность;
  • уважение к себе и другим;
  • личная и взаимная ответственность.

Общеучебные умения и универсальные учебные действия

  • совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, в т.ч. умение слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание, расширение;
  • овладевают более разнообразными приемами раскрытия значения слова;
  • учатся осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
  • учатся целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • учатся работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и с троить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • учатся осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

Формы учета знаний, умений

Способами определения результативности программы являются: игровые формы (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), выполнения творческих заданий, их презентации, выставки работ.

Оценка достижения планируемых результатов

С точки зрения современных подходов к оцениванию, оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио учеников включаются выборки детских работ – формальных и творческих, систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.д.); материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Основным критерием оценки достижения планируемых результатов является способность учащихся, в результате освоения программы, применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка.

Список литературы для учащихся

  1. Верхогляд, В.А. Русские народные сказки на английском языке: Кн. для чтения на англ. яз. [Текст] /В.А. Верхогляд. - М.: Просвещение, 1986. – 128 с., ил.
  2. Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б. Английский язык. Forward. 5 класс. Учебник ФГОС - М.: Просвещение, 2013. – 113 с.
  3. Клементьева, Т.Б. Счастливый английский: 5-6 кл.: Сборник текстов для чтения. [Текст] /Т.Б. Клементьева – М.: Дрофа, 1997. – 288 с.: 7 л. ил: ил.

Список литературы для учителя

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Пучкова Ю.Я Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. [Текст] /Ю.Я. Пучкова – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2003. – 78 с.
  3. Стихи и пьесы для детей: сборник на английском языке. [Текст] /составители К.А. Родкин, Т.А. Соловьёва - М.: “Просвещение”, 1980. – 176 с.
  4. Бурдина М.И. Вечер сказок на английском языке // Иностранные языки в школе. – 1996. – №3. – С. 45-50.
  5. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. – 1989. – №4. – С. 14-16.
  6. Федотова Н. Drama in use. Размышления на тему // English. Приложение к газете “Первое сентября”. – 2004. – №4. – С. 3-4.
  7. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 1, 2. – С. 3–10.
  8. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2007.
  9. К.Н. Поливанова Проектная деятельность школьников. - Москва “Просвещение”, 2011. (Работаем по новым стандартам)

Электронные ресурсы

1. Зайцева Г.Г. Драматизация и инсценирование как виды организации внеклассной работы по иностранному языку [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2006/2007 : [сайт] / Изд. дом “Первое сентября”. – М., 2006-2007. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/410128/?numb_artic=410128

2. Сергиенко М.А. Мастер-класс по теме: “Игровой метод в обучении английскому языку” [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” , 2006/2007 : [сайт] / Изд. дом “Первое сентября”. – М., 2006-2007. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/412195/

3. Требухова Г.Л. Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся [Электронный ресурс] // фестиваль педагогических идей “Открытый урок” , 2006/2007 : [сайт] / Изд. дом “Первое сентября”. – М., 2006-2007. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/412170/

Сайты:

http://www.fun4child.ru/

http://skazka.bombina.com/

http://www.ourkids.ru/

http://kids.dnschool.ru/

http://englishforme.ucoz.ru/

http://www.englishclub-spb.ru/

http://elf-english.ru/

http://english-online.ucoz.ru/

http://www.free-books.org/

http://www.a-zcenter.ru/tales/