Итоговое занятие кукольного театра "По ступенькам мастерства"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия: подведение итогов учебного процесса.

Задачи.

Обучающие:

- обобщить знания воспитанников по разделам программы;

- закрепить знания детей об афише, как части художественного оформления спектакля

Развивающие:

- развивать воображение, фантазию, художественный вкус, самостоятельность, творческую активностью.

Воспитывающие:

- побудить детей к импровизации, используя театральные куклы;

- способствовать созданию творческой атмосферы на занятии

Методическое обеспечение: ширма, столы, декорации, магнитофон, доска, куклы детей, тростевые куклы, ватман карандаши, фломастеры, картинки животных, деревьев, домов, таблички с надписями разделов программы и заданий, афиши представлений, ноутбук.

Ход занятия

I. Орг. момент:

Педагог: Здравствуйте ребята. Наше занятие мы начинаем с традиционного полукруга. Сегодня нам предстоит большая работа. От вас сегодня потребуется внимание, аккуратность, терпение и взаимовыручка. А с хорошим настроением, любая работа спорится. Поэтому давайте настроимся на хорошее рабочее состояние и пожелаем друг другу…, а что, вы должны сами придумать. Итак, свои пожелания мы начинаем с имени того, кому обращаемся, добавляя слова: “….. (имя), я желаю тебе сегодня….(пожелание)”. Наши пожелания начинать буду я.

(Педагог поворачивается к воспитаннику слева и говорит ему свои пожелания. Он тоже поворачивается налево и говорит своё пожелания. Так делают все. Последний воспитанник поворачивается к педагогу и делает то же самое)

(Воспитанники выполняют задание)

От таких пожеланий я думаю, у вас улучшилось настроение, и мы можем приступить к нашему занятию.

II Основной этап

Педагог: Сегодня мы подведем итоги нашей работы. Ещё немного и закончится учебный год. За плечами 8 месяцев нашей кропотливой творческой работы. За это время, вы на наших занятиях многое узнали и многому научились.

На каждом нашем занятии вы приобретали знания, навыки и умения, которые помогали вам подниматься по ступенькам Мастерства. И всё, чему вы научились в течение этого времени, вы вложили в раскрытие образа своего героя в итоговой работе над спектаклем. Что же это за ступени Мастерства? Давайте вспомним их.

(На доске висят четыре листа ватмана, возвышаясь один над другим, как ступеньки. Педагог снимает чистый лист с первой ступени и читает надпись)

Педагог: Первая ступень - “История театра кукол”.

Это первый раздел нашей программы. Он расширил ваши знания о театральных куклах и познакомил вас с тростевой куклой, с историей театра кукол “Петрушка”, с русскими бродячими петрушечниками и с народными кукольными мастерами. Вы узнали многое о кукле и можете хорошо ориентироваться в её видах. Назовите, к какому виду относятся эти куклы?

(Слайды)

Педагог: Молодцы! Вы хорошо справились с первым заданием. А сейчас прошу ответить на мои вопросы.

(Вопросы по разделу программы)

Педагог: А ещё, вы научились делать кукол не только из бросового материала, но и сделали перчаточные куклы, используя разные техники изготовления. Итогом этих работ были выставки кукол. Здесь, на нашей мини-выставке находятся ваши куклы.

(Педагог показывает перчаточные куклы, сделанные воспитанниками)

Педагог: И мы переходим к следующей ступени Мастерства. Это – “Основы сценической речи”.

А должен ли кукольник обладать хорошей сценической речью?

(Ответ детей)

Педагог: Правильно. Текст, который приходится произносить вам в спектакле от имени своих героев должен звучать:

Громко – чтобы было слышно его в любом зале (большом или маленьком)

Четко и внятно - чтобы его могли понять не только взрослые, но и маленькие зрители.

Учитывая все эти моменты, мы включили в занятия разные игры, упражнения, гимнастики, массажи, которые помогли нам сформировать правильное и четкое произношение. На ширме прикреплены листочки с этими заданиями. Ваша задача – выбрать и объяснить их.

(Каждый воспитанник берет одно из заданий и объясняет его)

Педагог: А сейчас мы вспомним некоторые упражнения. Ваша задача их показать.

(Дети вместе с педагогом проводят небольшую разминку)

Практическая часть.

1. Проводятся упражнения на дыхание.

“Очерти контур”

Сделать “Вдох” и выдыхаемой струей воздуха очертить контур фигуры стоящего перед вами человека. Задание можно усложнять, если сперва поднять одну руку, а потом и другую.

“Картина”

Взять дыхание и теперь при выдохе струей воздуха нарисовать любую картину: домик, дерево, солнышко …

“Свое имя”

Взять “Вдох” и струей воздуха нарисовать букву, слово, свое имя, год …

“Пыль”

Представьте, вы в комнате, где давно не вытирали пыль. Взять “Вдох” и сдунуть с вещей, предметов “пыль”: плавно, прерывисто.

2. Упражнения артикуляционной гимнастики (зарядка для губ, языка и челюсти)

“Кошечка”, “Расческа”; “Маятник”, “Карамелька”, “Болтушка”, “Зубочистка”….

3. Упражнения звуковой разминки

Для разминки потребуются гласные в следующем порядке:

И – Э – А – О – У – Ы – Е – Ё – Я – Ю. Мы будем тренировать их в сочетании с согласными звуками: П и Б, К и Г, Т и Д, С и З, В и Ф и т.д.

И – Э – А – О – У – Ы – Е – Ё – Я – Ю.

И - Биб, пиб

Э – Кэк, кэг

А – Тат, тад

О – Сос, соз

У – Вув, вуф

Ы – Сыс, сес …

4. “Забавные стихи”

Детские стихи используются для отработки дикции, четкости произношения, “полётности” голоса.

- Пара барабанов, пара барабанов
Пара барабанов била бурю,
Пара барабанов, пара барабанов
Пара барабанов била бой.

- Шла кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду
И кричала: ку-ку, мак –
Отжимай один кулак!

- Как на пишущей машинки,
Две хорошенькие свинки,
И постукивают, и похрюкивают.
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк,
Туки-туки-туки-тук.

Педагог: Молодцы! Задание выполнено, и мы можем шагнуть на следующую ступеньку – “Игрового тренинга”.

В этот раздел включены игры, которые помогали вам развивать необходимые для кукловода качества: внимание, память, воображение, фантазия.

Педагог: Как вы справляетесь с этими заданиями, мы сейчас увидим

(Педагог проводит несколько игр игрового тренинга)

Педагог: Молодцы! Вы справились с заданием и мы перемещаемся на следующую ступеньку. Эта ступенька не простая. На ней поместилось очень много вопросительных знаков. Все они - маленькие секреты одного большого раздела “Секреты театра кукол” В кукольном театре способен оживать любой предмет, тут не может быть не говорящих деталей. Все вещи, так или иначе, вступают в отношения друг с другом. Кукла носитель образа.

Как двигается кукла? Как она ходит и поёт, танцует и прыгает, смеётся и плачет? Как правильно делать наклоны, повороты, прыжки, бег, ходьбу, прятаться и падать, выглядывать и работать с предметом. Всё это маленькие секреты кукольного театра.

Постигли ли вы эти секреты, вам сейчас предстоит показать, а нам увидеть. Но, перед началом этой работы, давайте вспомним о правилах работы кукловода за ширмой и о правилах работы с куклой.

(Дети называют правила поведения кукловода за ширмой и правила работы с куклой. Далее идёт показ отрывка сказки )

Педагог: Ну, вот ребята, чтобы подготовить кукольное представление, надо многому научиться. Но ещё есть один нерешенный вопрос.

Поможет нам в этом деле одна из наших воспитанниц. Ей я предоставляю своё место.

Воспитанница: Ребята, как вы думаете, каким образом все узнают о том или ином кукольном спектакле? (Дети отвечают)

Да, это как бы реклама спектакля. В старину любая реклама осуществлялась зазывалами. Специальные люди – зазывалы ходили по городам, деревням и зазывали зрителей на представление.

Перед входом в театральное помещение для привлечения публики на специальных подмостках разыгрывали мини – спектакли, короткие сценки. Афиша является как бы частью спектакля, вынесенной на улицу.

Задача афиши – подготовить зрителей к спектаклю, дать общее о нем

представление, возможно просто заинтересовать. Текст афиши рассказывает о спектакле и исполнителях, а изобразительная часть символизирует основной смысл спектакля. Изображение и текст должны составлять единое. На нашей ширме есть несколько таких афиш.

Практическая часть:

Сегодня мы с вами должны сделать афишу для вашей сказки. И она тоже займет место среди этих афиш. Только делать будем в разной технике исполнения. Каждая группа предложит свой вариант афиши.

1 группа - рисует,

2 группа – выполняет аппликацией,

3 группа – выполняет её, используя ноутбук.

Творческой вам работы.

(По окончанию работы каждая группа рассказывает о своем варианте)

III. Подведение итогов

Педагог: Вот мы и поставили последнюю точку. Посмотрите, как много вы узнали, какой богатый опыт вы приобрели, осваивая ступени - Мастерства. Вы уже не те девчонки и мальчишки, которые в первый раз пришли к нам в кукольный театр, не умея владеть куклой. Вы прошли путь от Ученика до “Бакалавра кукольных наук”. И сегодня мы вам вручаем этот знак отличия.

(Воспитанникам вручаются эмблемы творческого объединения “Бакалавр кукольных наук”

Педагог: А у меня для вас есть подарок.

(Педагог вручает детям коробку в красивой упаковке и просит её открыть. Из коробки дети достают поролоновую куклу)

Педагог: Сегодня вы получили звание “Бакалавра кукольных наук”, но вот чтобы стать Мастером вы должны заставить эту куклу танцевать, двигаться, петь. А ещё посмотрите, на нашей ширме осталось много табличек с названиями, которые вам предстоит открыть для себя в следующем году.

IV. Рефлексия

Педагог:  Наше занятие заканчивается. Но каждое наше занятие – это знакомство с удивительным миром кукольного театра, где вы постигаете азы мастерства, приобретая знания, совершенствуя умения. Хотелось бы узнать, что сегодня вы для себя взяли в свою копилку. Своё предложение вы будете начинать словами:

- Сегодня я узнала…

- Мне было интересно…

- Теперь я могу…

- Я приобрела…

- Я научилась…

- Я смогу…

- Я попробую …

А что именно, вы нам сейчас расскажите.

IV. Заключительный этап

Педагог: Вот и подошло наше занятие к концу. Вы хорошо поработали. А, как и полагается в театре, по завершению представления звучат аплодисменты. Вот и сейчас, по вашим аплодисментам я определю, понравилось оно вам или нет. Спасибо за внимание.