Цель занятия: подведение итогов учебного процесса.
Задачи.
Обучающие:
- обобщить знания воспитанников по разделам программы;
- закрепить знания детей об афише, как части художественного оформления спектакля
Развивающие:
- развивать воображение, фантазию, художественный вкус, самостоятельность, творческую активностью.
Воспитывающие:
- побудить детей к импровизации, используя театральные куклы;
- способствовать созданию творческой атмосферы на занятии
Методическое обеспечение: ширма, столы, декорации, магнитофон, доска, куклы детей, тростевые куклы, ватман карандаши, фломастеры, картинки животных, деревьев, домов, таблички с надписями разделов программы и заданий, афиши представлений, ноутбук.
Ход занятия
I. Орг. момент:
Педагог: Здравствуйте ребята. Наше занятие мы начинаем с традиционного полукруга. Сегодня нам предстоит большая работа. От вас сегодня потребуется внимание, аккуратность, терпение и взаимовыручка. А с хорошим настроением, любая работа спорится. Поэтому давайте настроимся на хорошее рабочее состояние и пожелаем друг другу…, а что, вы должны сами придумать. Итак, свои пожелания мы начинаем с имени того, кому обращаемся, добавляя слова: “….. (имя), я желаю тебе сегодня….(пожелание)”. Наши пожелания начинать буду я.
(Педагог поворачивается к воспитаннику слева и говорит ему свои пожелания. Он тоже поворачивается налево и говорит своё пожелания. Так делают все. Последний воспитанник поворачивается к педагогу и делает то же самое)
(Воспитанники выполняют задание)
От таких пожеланий я думаю, у вас улучшилось настроение, и мы можем приступить к нашему занятию.
II Основной этап
Педагог: Сегодня мы подведем итоги нашей работы. Ещё немного и закончится учебный год. За плечами 8 месяцев нашей кропотливой творческой работы. За это время, вы на наших занятиях многое узнали и многому научились.
На каждом нашем занятии вы приобретали знания, навыки и умения, которые помогали вам подниматься по ступенькам Мастерства. И всё, чему вы научились в течение этого времени, вы вложили в раскрытие образа своего героя в итоговой работе над спектаклем. Что же это за ступени Мастерства? Давайте вспомним их.
(На доске висят четыре листа ватмана, возвышаясь один над другим, как ступеньки. Педагог снимает чистый лист с первой ступени и читает надпись)
Педагог: Первая ступень - “История театра кукол”.
Это первый раздел нашей программы. Он расширил ваши знания о театральных куклах и познакомил вас с тростевой куклой, с историей театра кукол “Петрушка”, с русскими бродячими петрушечниками и с народными кукольными мастерами. Вы узнали многое о кукле и можете хорошо ориентироваться в её видах. Назовите, к какому виду относятся эти куклы?
(Слайды)
Педагог: Молодцы! Вы хорошо справились с первым заданием. А сейчас прошу ответить на мои вопросы.
(Вопросы по разделу программы)
Педагог: А ещё, вы научились делать кукол не только из бросового материала, но и сделали перчаточные куклы, используя разные техники изготовления. Итогом этих работ были выставки кукол. Здесь, на нашей мини-выставке находятся ваши куклы.
(Педагог показывает перчаточные куклы, сделанные воспитанниками)
Педагог: И мы переходим к следующей ступени Мастерства. Это – “Основы сценической речи”.
А должен ли кукольник обладать хорошей сценической речью?
(Ответ детей)
Педагог: Правильно. Текст, который приходится произносить вам в спектакле от имени своих героев должен звучать:
Громко – чтобы было слышно его в любом зале (большом или маленьком)
Четко и внятно - чтобы его могли понять не только взрослые, но и маленькие зрители.
Учитывая все эти моменты, мы включили в занятия разные игры, упражнения, гимнастики, массажи, которые помогли нам сформировать правильное и четкое произношение. На ширме прикреплены листочки с этими заданиями. Ваша задача – выбрать и объяснить их.
(Каждый воспитанник берет одно из заданий и объясняет его)
Педагог: А сейчас мы вспомним некоторые упражнения. Ваша задача их показать.
(Дети вместе с педагогом проводят небольшую разминку)
Практическая часть.
1. Проводятся упражнения на дыхание.
“Очерти контур”
Сделать “Вдох” и выдыхаемой струей воздуха очертить контур фигуры стоящего перед вами человека. Задание можно усложнять, если сперва поднять одну руку, а потом и другую.
“Картина”
Взять дыхание и теперь при выдохе струей воздуха нарисовать любую картину: домик, дерево, солнышко …
“Свое имя”
Взять “Вдох” и струей воздуха нарисовать букву, слово, свое имя, год …
“Пыль”
Представьте, вы в комнате, где давно не вытирали пыль. Взять “Вдох” и сдунуть с вещей, предметов “пыль”: плавно, прерывисто.
2. Упражнения артикуляционной гимнастики (зарядка для губ, языка и челюсти)
“Кошечка”, “Расческа”; “Маятник”, “Карамелька”, “Болтушка”, “Зубочистка”….
3. Упражнения звуковой разминки
Для разминки потребуются гласные в следующем порядке:
И – Э – А – О – У – Ы – Е – Ё – Я – Ю. Мы будем тренировать их в сочетании с согласными звуками: П и Б, К и Г, Т и Д, С и З, В и Ф и т.д.
И – Э – А – О – У – Ы – Е – Ё – Я – Ю.
И - Биб, пиб
Э – Кэк, кэг
А – Тат, тад
О – Сос, соз
У – Вув, вуф
Ы – Сыс, сес …
4. “Забавные стихи”
Детские стихи используются для отработки дикции, четкости произношения, “полётности” голоса.
- Пара барабанов, пара барабанов
Пара барабанов била бурю,
Пара барабанов, пара барабанов
Пара барабанов била бой.
- Шла кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду
И кричала: ку-ку, мак –
Отжимай один кулак!
- Как на пишущей машинки,
Две хорошенькие свинки,
И постукивают, и похрюкивают.
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк,
Туки-туки-туки-тук.
Педагог: Молодцы! Задание выполнено, и мы можем шагнуть на следующую ступеньку – “Игрового тренинга”.
В этот раздел включены игры, которые помогали вам развивать необходимые для кукловода качества: внимание, память, воображение, фантазия.
Педагог: Как вы справляетесь с этими заданиями, мы сейчас увидим
(Педагог проводит несколько игр игрового тренинга)
Педагог: Молодцы! Вы справились с заданием и мы перемещаемся на следующую ступеньку. Эта ступенька не простая. На ней поместилось очень много вопросительных знаков. Все они - маленькие секреты одного большого раздела “Секреты театра кукол” В кукольном театре способен оживать любой предмет, тут не может быть не говорящих деталей. Все вещи, так или иначе, вступают в отношения друг с другом. Кукла носитель образа.
Как двигается кукла? Как она ходит и поёт, танцует и прыгает, смеётся и плачет? Как правильно делать наклоны, повороты, прыжки, бег, ходьбу, прятаться и падать, выглядывать и работать с предметом. Всё это маленькие секреты кукольного театра.
Постигли ли вы эти секреты, вам сейчас предстоит показать, а нам увидеть. Но, перед началом этой работы, давайте вспомним о правилах работы кукловода за ширмой и о правилах работы с куклой.
(Дети называют правила поведения кукловода за ширмой и правила работы с куклой. Далее идёт показ отрывка сказки )
Педагог: Ну, вот ребята, чтобы подготовить кукольное представление, надо многому научиться. Но ещё есть один нерешенный вопрос.
Поможет нам в этом деле одна из наших воспитанниц. Ей я предоставляю своё место.
Воспитанница: Ребята, как вы думаете, каким образом все узнают о том или ином кукольном спектакле? (Дети отвечают)
Да, это как бы реклама спектакля. В старину любая реклама осуществлялась зазывалами. Специальные люди – зазывалы ходили по городам, деревням и зазывали зрителей на представление.
Перед входом в театральное помещение для привлечения публики на специальных подмостках разыгрывали мини – спектакли, короткие сценки. Афиша является как бы частью спектакля, вынесенной на улицу.
Задача афиши – подготовить зрителей к спектаклю, дать общее о нем
представление, возможно просто заинтересовать. Текст афиши рассказывает о спектакле и исполнителях, а изобразительная часть символизирует основной смысл спектакля. Изображение и текст должны составлять единое. На нашей ширме есть несколько таких афиш.
Практическая часть:
Сегодня мы с вами должны сделать афишу для вашей сказки. И она тоже займет место среди этих афиш. Только делать будем в разной технике исполнения. Каждая группа предложит свой вариант афиши.
1 группа - рисует,
2 группа – выполняет аппликацией,
3 группа – выполняет её, используя ноутбук.
Творческой вам работы.
(По окончанию работы каждая группа рассказывает о своем варианте)
III. Подведение итогов
Педагог: Вот мы и поставили последнюю точку. Посмотрите, как много вы узнали, какой богатый опыт вы приобрели, осваивая ступени - Мастерства. Вы уже не те девчонки и мальчишки, которые в первый раз пришли к нам в кукольный театр, не умея владеть куклой. Вы прошли путь от Ученика до “Бакалавра кукольных наук”. И сегодня мы вам вручаем этот знак отличия.
(Воспитанникам вручаются эмблемы творческого объединения “Бакалавр кукольных наук”
Педагог: А у меня для вас есть подарок.
(Педагог вручает детям коробку в красивой упаковке и просит её открыть. Из коробки дети достают поролоновую куклу)
Педагог: Сегодня вы получили звание “Бакалавра кукольных наук”, но вот чтобы стать Мастером вы должны заставить эту куклу танцевать, двигаться, петь. А ещё посмотрите, на нашей ширме осталось много табличек с названиями, которые вам предстоит открыть для себя в следующем году.
IV. Рефлексия
Педагог: Наше занятие заканчивается. Но каждое наше занятие – это знакомство с удивительным миром кукольного театра, где вы постигаете азы мастерства, приобретая знания, совершенствуя умения. Хотелось бы узнать, что сегодня вы для себя взяли в свою копилку. Своё предложение вы будете начинать словами:
- Сегодня я узнала…
- Мне было интересно…
- Теперь я могу…
- Я приобрела…
- Я научилась…
- Я смогу…
- Я попробую …
А что именно, вы нам сейчас расскажите.
IV. Заключительный этап
Педагог: Вот и подошло наше занятие к концу. Вы хорошо поработали. А, как и полагается в театре, по завершению представления звучат аплодисменты. Вот и сейчас, по вашим аплодисментам я определю, понравилось оно вам или нет. Спасибо за внимание.