Внеклассное мероприятие по музыке

Разделы: Музыка


Цель: обеспечить социальную компетентность и ориентацию учащихся в области истории новогоднего праздника.

Задачи:

  1. Систематизировать представления учащихся о праздновании Нового года.
  2. Способствовать формированию у детей познавательного интереса к русской культуре, к фольклору.
  3. Способствовать развитию связной речи, мышления, коммуникативных навыков.
  4. Воспитывать толерантность, чувство коллективизма, интерес к формам совместной работы.

Оборудование: фонограммы, плакат на доске “Новый год стучится в двери к нам”, снежинки, новогодние плакаты, презентация.

Предварительная работа: сбор информации из истории праздновании Нового года на Руси; об интересных традициях празднования Нового года в других странах; о символах Нового года; разучивание песен о зиме.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

(Дети заходят в класс под музыку Г.Свиридова “Метель” 1 часть.)

Я очень рада новой встрече с вами. Несмотря на то, что за окном по-зимнему холодно, у нас в кабинете тепло и уютно, светло от ваших лучистых глаз. Ребята, сегодня вновь нас всех вместе собрала у себя Волшебница-Музыка!

2. Актуализация опорных знаний

– Вам понравилась музыка, под которую вы зашли в класс?
– Что вы представили? Какая это музыка? Какое у нее настроение? Как она движется? Быстро и плавно. Не рывками не шагами. Кажется, что кто-то летает. Что может летать зимой и кружится? Снег! (Презентация. Слайд 1)
– Эту мелодию написал Григорой Свиридов, известный русский композитор. Он очень любил русскую зиму и часто наблюдал за красотой снега. Как он падает, как кружатся снежинки и сбиваются в стайки. Как они летят то в одну сторону, то вдруг неожиданно меняют свое настроение, и стремительно летят в другую сторону. Потом опять взмывают вверх, потом медленно падают вниз. И этот танец снежинок он передал в вальсе, который назвал “Метель”. (Слайд 2)
Чувство восторга, которое испытывают люди, можно передать разными способами. Например, музыканты сочиняют необычную музыку, поэты пишут стихи, одаривают природу необычными , красивыми словами. Художники стараются красками передать те прекрасные мгновения, которые увидели.
Посмотрите на картину Г.Бобровского “Зима. Снег идет”.

Как вы думаете, она чем-то похожа на мелодию Г. Свиридова? Чем же? Снег и пурга в обоих произведениях. Танец снежинок в обоих произведениях. Какую зиму изобразил художник на этой картине? (Слайд 3)

Какие песни о зиме вы знаете?

(Группа девочек поет песню “У леса на опушке”.)

3. Сообщение темы, цели и задач мероприятия. (Слайд 4)

– На Руси зимой отмечалось много разных праздников. Среди них есть один из любимых. Как вы думаете, какой? (Новый год.)
– Это тема нашего внеклассного занятия. Мы познакомимся с традициями празднования Нового года на Руси и в других странах.

4. Систематизация представления учащихся о праздновании Нового года.

– Сегодня у нас работают три группы. Каждая группа подготовила сообщение.

1. Сбор информации из истории праздновании Нового года на Руси. (Группа “Снеговики”.)
2. Традиции празднования Нового года в других странах. (Группа “Елочки”.)
3. Символы Нового года. (Группа “Хлопушки”.)

Мы старались и у нас всё получилось. Сейчас мы хотим представить результаты исследований наших работ.

5. История празднования Нового года на Руси.

– 1 команда “Снеговички” расскажет нам об истории празднования Нового года на Руси.

1-й ученик.

Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н.э..В Древнем Риме этот день был посвящен Янусу – богу выбора, дверей и всех начал. Месяц январь получил свое название в честь бога Януса ,которого изображали с двумя лицами: одно смотрело вперед, другое – назад. (Слайд 5)

2-й ученик.

В глубокой древности начало нового года связывали с пробуждением природы, с весной. На Руси началом нового года считалось 1 марта.

3-й ученик.

С принятием Христианства новый год на Руси стали праздновать по византийскому календарю – 1 сентября. Так продолжалось 200 лет.

4-й ученик.

Обычай праздновать новый год ввел на Руси Петр первый. Это он своим указом в 1699 году установил отмечать новый год 1 января. Царь повелел жителям Москвы отмечать его встречу торжествами: жечь на улицах костры, украшать дома зеленью. (Слайд 6)

6.Игра на внимание.

А как сейчас мы встречаем Новый год?
– У новогодней елки дети веселятся, играют. Сейчас мы проведем игру на внимание. На вопросы отвечайте так, если вы согласны, то слова такие: “Это я, это я, это все мои друзья”.

1. Кто поет и веселится и работы не боится?
2. Кто когда-нибудь болел, оттого, что переел?
3. Кто мороза не боится, по катку летит как птица?
4. Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?
5. Кто умеет отдыхать, бегать, плавать и играть?
6. Кто хороший рыболов, ловит удочкой коров?
7. Кто из вас по мостовой ходит книзу головой?

7. Традиции празднования Нового года в других странах

У каждого народа свои традиции. Сейчас нам вторая группа “Елочки” расскажет о традициях празднования Нового года в других странах.

1-й ученик.

На Кубе перед наступлением Нового года наполняют все кувшины, вёдра, тазы и миски водой и в полночь воду выливают из окон. Так уходящему году желают светлого пути. Пока часы бьют 12 раз, необходимо скушать 12 виноградинок, и тогда добро, согласие, процветание и мир будут сопровождать человека весь год.

В Колумбии главный герой новогоднего карнавала – Старый год – разгуливает на высоких ходулях и рассказывает детям смешные истории. Папа Паскуаль – колумбийский Дед Мороз – устраивает фейерверки. (Слайд 7)

2-й ученик.

Весело встречают Новый год в Болгарии. Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три минуты гасится свет. Эти минуты называют “минутами новогодних поцелуев”, тайну которых сохраняет темнота.

В Англии, кроме ёлки, дом украшается веточками омелы. Букетики омелы есть даже на лампах и люстрах, и, по обычаю, вы можете поцеловать человека, стоящего в середине комнаты под букетиком омелы. (Слайд 8)

3-й ученик.

Во Франции Дед Мороз – Пер Ноэль – приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках. Тот, кому достается боб, запеченный в новогодний пирог, получает титул “бобового короля”, и в праздничную ночь все подчиняются его приказам.

В Италии под Новый год принято избавляться от старых вещей, а Рождество ознаменовано сжиганием рождественского полена. (Слайд 9)

8. Символы Нового года.

– Как вы думаете, без чего не может быть Нового года? (Слайд 10)
– Третья группа “Хлопушки” ответит нам сегодня на вопрос: без чего не может быть Нового года?

1-й ученик.

По традиции при встрече Нового года близкие собираются за столом. Собравшиеся сначала “провожают” год– вспоминают, чем он запомнился. В полночь, 1 января бьют куранты. С первым ударом курантов, знаменующим приход нового года, принято чокаться бокалами с шампанским и загадывать желание. (Слайд 11)

2-йученик.

При праздновании Нового года используются разнообразные пиротехнические изделия : хлопушки, бенгальские свечи и, в последнее десятилетие– салюты, ракеты, римские свечи. В настоящие время многие столицы мира или даже отдельные страны тратят миллионов долларов , чтобы устроить масштабные пиротехническое шоу на новый год. (Слайд 12)

3-й ученик.

В древние времена русские сказки и легенды рассказывали о Морозе – хозяине лесов и полей, злом старике, который мог погубить всё холодом. Называли его Мороз Иванович и задабривали подарками.

Главным героем новогоднего праздника в России Дед Мороз стал 150 лет назад. Теперь он добрый и приносит детям подарки под ёлочку. Со всех уголков страны идут от ребят письма к деду Морозу. Дети пишут дедушке круглый год. А он со своими помощниками отвечает на письма ребят. (Слайд 13)

(Дети поют песню “Шел по лесу Дед Мороз”, сл. З. Александровой, муз. О.Поляковой.)

4-й ученик.

Самый главный атрибут новогоднего праздника – украшенная ёлка. Уважение к этому дереву проявляли ещё древние племена, они задабривали духа леса, который жил в ёлке. Приносили к дереву гостинцы.

Позже ёлку стали называть “деревом Христа” и в рождественские праздники наряжать её.

Царь Петр первый издал Указ, в котором говорилось, что на главных улицах, а также перед домами знатных людей должны стоять украшенные ёлки. А бедным людям повесить ветки еловые над воротами.

Раньше украшали ёлку бумажными цветами, яблоками, пряниками. Затем на елках появились позолоченные и посеребрённые картофелины, они были редкостью на Руси и в Европе. Позже появились стеклянные игрушки и электрические гирлянды. (Слайд 14)

9. Игра “Нарядим елку”.

Кто найдет среди класса игрушку, угадает загадку, тот может украсить нашу елку.

(Дети собирают по классу игрушки, отгадывают загадки и наряжают елку.)

10. Музыкальные загадки.

1. Разлинована тетрадь,
Чтобы музыку играть. (Нотная тетрадь.)

2. Смычок на ней пиликает,
Как воробей чирикает. (Скрипка.)

3. Мы поем слова с мотивом
Нашим дружным коллективом. (Хор.)

4. Блестящая и медная
Так здорово дудит –
Что наша кошка бедная.
Под тумбочкой сидит. (Труба.)

5. Оно большое, как комод,
Под крышкой музыка живет.
А маленькие дамы
На нем играют гаммы. (Фортепиано.)

6. Когда играю я на нем,
Когда я репетирую –
С испугом думает весь дом,
Что крышу ремонтируют. (Барабан.)

7. По бокам коробочки
Костяные кнопочки.
Растянул ее меха –
Стал похож на жениха. (Гармошка.)

8. Она у папы шестиструнная,
Ее настройка– дело трудное.
И, чтобы папу не расстраивать,
Ее нам лучше не настраивать. (Гитара.)

9. Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре – президент. (Дирижер.)

10. Сон и отдых позабыты:
Песню пишет…(Композитор).

11. Инструментов тут не счесть:
Барабан, гитара есть.
Льется музыка смешная,
Озорная, заводная.
На подмостках хор известный
Выступает с новой…(Песней).

– Одна из традиций Новогоднего праздника – веселая песня.

(Дети поют песню “Кабы не было зимы”.)

11. Итог занятия.

– На сегодняшнем занятии мы узнали много интересного и полезного.
– Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
– А вы довольны своей работой?

Оцените свою работу с помощью цветных жетонов

12. Рефлексия “Цветограмма”.

Красный – было интересно, доволен, что пришел.

Желтый – не совсем доволен, что пришел, не все понравилось.

Данное внеклассное мероприятие разработано на основе программы "Музыка" (Программа для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-7 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - Москва: "Просвещение", 2007 год;) для учащихся 2-6 классов.