Цель: обеспечить социальную компетентность и ориентацию учащихся в области истории новогоднего праздника.
Задачи:
- Систематизировать представления учащихся о праздновании Нового года.
- Способствовать формированию у детей познавательного интереса к русской культуре, к фольклору.
- Способствовать развитию связной речи, мышления, коммуникативных навыков.
- Воспитывать толерантность, чувство коллективизма, интерес к формам совместной работы.
Оборудование: фонограммы, плакат на доске “Новый год стучится в двери к нам”, снежинки, новогодние плакаты, презентация.
Предварительная работа: сбор информации из истории праздновании Нового года на Руси; об интересных традициях празднования Нового года в других странах; о символах Нового года; разучивание песен о зиме.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
(Дети заходят в класс под музыку Г.Свиридова “Метель” 1 часть.)
Я очень рада новой встрече с вами. Несмотря на то, что за окном по-зимнему холодно, у нас в кабинете тепло и уютно, светло от ваших лучистых глаз. Ребята, сегодня вновь нас всех вместе собрала у себя Волшебница-Музыка!
2. Актуализация опорных знаний
– Вам понравилась музыка, под которую вы зашли в класс?
– Что вы представили? Какая это музыка? Какое у нее настроение? Как она
движется? Быстро и плавно. Не рывками не шагами. Кажется, что кто-то летает. Что
может летать зимой и кружится? Снег! (Презентация.
Слайд 1)
– Эту мелодию написал Григорой Свиридов, известный русский композитор. Он
очень любил русскую зиму и часто наблюдал за красотой снега. Как он падает, как
кружатся снежинки и сбиваются в стайки. Как они летят то в одну сторону, то
вдруг неожиданно меняют свое настроение, и стремительно летят в другую сторону.
Потом опять взмывают вверх, потом медленно падают вниз. И этот танец снежинок он
передал в вальсе, который назвал “Метель”. (Слайд 2)
– Чувство восторга, которое испытывают люди, можно передать разными
способами. Например, музыканты сочиняют необычную музыку, поэты пишут стихи,
одаривают природу необычными , красивыми словами. Художники стараются красками
передать те прекрасные мгновения, которые увидели.
– Посмотрите на картину Г.Бобровского “Зима. Снег идет”.
Как вы думаете, она чем-то похожа на мелодию Г. Свиридова? Чем же? Снег и пурга в обоих произведениях. Танец снежинок в обоих произведениях. Какую зиму изобразил художник на этой картине? (Слайд 3)
– Какие песни о зиме вы знаете?
(Группа девочек поет песню “У леса на опушке”.)
3. Сообщение темы, цели и задач мероприятия. (Слайд 4)
– На Руси зимой отмечалось много разных праздников. Среди них есть один из
любимых. Как вы думаете, какой? (Новый год.)
– Это тема нашего внеклассного занятия. Мы познакомимся с традициями
празднования Нового года на Руси и в других странах.
4. Систематизация представления учащихся о праздновании Нового года.
– Сегодня у нас работают три группы. Каждая группа подготовила сообщение.
1. Сбор информации из истории праздновании Нового года на Руси. (Группа
“Снеговики”.)
2. Традиции празднования Нового года в других странах. (Группа “Елочки”.)
3. Символы Нового года. (Группа “Хлопушки”.)
Мы старались и у нас всё получилось. Сейчас мы хотим представить результаты исследований наших работ.
5. История празднования Нового года на Руси.
– 1 команда “Снеговички” расскажет нам об истории празднования Нового года на Руси.
1-й ученик.
Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н.э..В Древнем Риме этот день был посвящен Янусу – богу выбора, дверей и всех начал. Месяц январь получил свое название в честь бога Януса ,которого изображали с двумя лицами: одно смотрело вперед, другое – назад. (Слайд 5)
2-й ученик.
В глубокой древности начало нового года связывали с пробуждением природы, с весной. На Руси началом нового года считалось 1 марта.
3-й ученик.
С принятием Христианства новый год на Руси стали праздновать по византийскому календарю – 1 сентября. Так продолжалось 200 лет.
4-й ученик.
Обычай праздновать новый год ввел на Руси Петр первый. Это он своим указом в 1699 году установил отмечать новый год 1 января. Царь повелел жителям Москвы отмечать его встречу торжествами: жечь на улицах костры, украшать дома зеленью. (Слайд 6)
6.Игра на внимание.
– А как сейчас мы встречаем Новый год?
– У новогодней елки дети веселятся, играют. Сейчас мы проведем игру на внимание.
На вопросы отвечайте так, если вы согласны, то слова такие: “Это я, это я, это
все мои друзья”.
1. Кто поет и веселится и работы не боится?
2. Кто когда-нибудь болел, оттого, что переел?
3. Кто мороза не боится, по катку летит как птица?
4. Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?
5. Кто умеет отдыхать, бегать, плавать и играть?
6. Кто хороший рыболов, ловит удочкой коров?
7. Кто из вас по мостовой ходит книзу головой?
7. Традиции празднования Нового года в других странах
– У каждого народа свои традиции. Сейчас нам вторая группа “Елочки” расскажет о традициях празднования Нового года в других странах.
1-й ученик.
На Кубе перед наступлением Нового года наполняют все кувшины, вёдра, тазы и миски водой и в полночь воду выливают из окон. Так уходящему году желают светлого пути. Пока часы бьют 12 раз, необходимо скушать 12 виноградинок, и тогда добро, согласие, процветание и мир будут сопровождать человека весь год.
В Колумбии главный герой новогоднего карнавала – Старый год – разгуливает на высоких ходулях и рассказывает детям смешные истории. Папа Паскуаль – колумбийский Дед Мороз – устраивает фейерверки. (Слайд 7)
2-й ученик.
Весело встречают Новый год в Болгарии. Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три минуты гасится свет. Эти минуты называют “минутами новогодних поцелуев”, тайну которых сохраняет темнота.
В Англии, кроме ёлки, дом украшается веточками омелы. Букетики омелы есть даже на лампах и люстрах, и, по обычаю, вы можете поцеловать человека, стоящего в середине комнаты под букетиком омелы. (Слайд 8)
3-й ученик.
Во Франции Дед Мороз – Пер Ноэль – приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках. Тот, кому достается боб, запеченный в новогодний пирог, получает титул “бобового короля”, и в праздничную ночь все подчиняются его приказам.
В Италии под Новый год принято избавляться от старых вещей, а Рождество ознаменовано сжиганием рождественского полена. (Слайд 9)
8. Символы Нового года.
– Как вы думаете, без чего не может быть Нового года? (Слайд 10)
– Третья группа “Хлопушки” ответит нам сегодня на вопрос: без чего не может
быть Нового года?
1-й ученик.
По традиции при встрече Нового года близкие собираются за столом. Собравшиеся сначала “провожают” год– вспоминают, чем он запомнился. В полночь, 1 января бьют куранты. С первым ударом курантов, знаменующим приход нового года, принято чокаться бокалами с шампанским и загадывать желание. (Слайд 11)
2-йученик.
При праздновании Нового года используются разнообразные пиротехнические изделия : хлопушки, бенгальские свечи и, в последнее десятилетие– салюты, ракеты, римские свечи. В настоящие время многие столицы мира или даже отдельные страны тратят миллионов долларов , чтобы устроить масштабные пиротехническое шоу на новый год. (Слайд 12)
3-й ученик.
В древние времена русские сказки и легенды рассказывали о Морозе – хозяине лесов и полей, злом старике, который мог погубить всё холодом. Называли его Мороз Иванович и задабривали подарками.
Главным героем новогоднего праздника в России Дед Мороз стал 150 лет назад. Теперь он добрый и приносит детям подарки под ёлочку. Со всех уголков страны идут от ребят письма к деду Морозу. Дети пишут дедушке круглый год. А он со своими помощниками отвечает на письма ребят. (Слайд 13)
(Дети поют песню “Шел по лесу Дед Мороз”, сл. З. Александровой, муз. О.Поляковой.)
4-й ученик.
Самый главный атрибут новогоднего праздника – украшенная ёлка. Уважение к этому дереву проявляли ещё древние племена, они задабривали духа леса, который жил в ёлке. Приносили к дереву гостинцы.
Позже ёлку стали называть “деревом Христа” и в рождественские праздники наряжать её.
Царь Петр первый издал Указ, в котором говорилось, что на главных улицах, а также перед домами знатных людей должны стоять украшенные ёлки. А бедным людям повесить ветки еловые над воротами.
– Раньше украшали ёлку бумажными цветами, яблоками, пряниками. Затем на елках появились позолоченные и посеребрённые картофелины, они были редкостью на Руси и в Европе. Позже появились стеклянные игрушки и электрические гирлянды. (Слайд 14)
9. Игра “Нарядим елку”.
– Кто найдет среди класса игрушку, угадает загадку, тот может украсить нашу елку.
(Дети собирают по классу игрушки, отгадывают загадки и наряжают елку.)
10. Музыкальные загадки.
1. Разлинована тетрадь,
Чтобы музыку играть. (Нотная тетрадь.)2. Смычок на ней пиликает,
Как воробей чирикает. (Скрипка.)3. Мы поем слова с мотивом
Нашим дружным коллективом. (Хор.)4. Блестящая и медная
Так здорово дудит –
Что наша кошка бедная.
Под тумбочкой сидит. (Труба.)5. Оно большое, как комод,
Под крышкой музыка живет.
А маленькие дамы
На нем играют гаммы. (Фортепиано.)6. Когда играю я на нем,
Когда я репетирую –
С испугом думает весь дом,
Что крышу ремонтируют. (Барабан.)7. По бокам коробочки
Костяные кнопочки.
Растянул ее меха –
Стал похож на жениха. (Гармошка.)8. Она у папы шестиструнная,
Ее настройка– дело трудное.
И, чтобы папу не расстраивать,
Ее нам лучше не настраивать. (Гитара.)9. Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре – президент. (Дирижер.)10. Сон и отдых позабыты:
Песню пишет…(Композитор).11. Инструментов тут не счесть:
Барабан, гитара есть.
Льется музыка смешная,
Озорная, заводная.
На подмостках хор известный
Выступает с новой…(Песней).
– Одна из традиций Новогоднего праздника – веселая песня.
(Дети поют песню “Кабы не было зимы”.)
11. Итог занятия.
– На сегодняшнем занятии мы узнали много интересного и полезного.
– Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
– А вы довольны своей работой?
Оцените свою работу с помощью цветных жетонов
12. Рефлексия “Цветограмма”.
Красный – было интересно, доволен, что пришел.
Желтый – не совсем доволен, что пришел, не все понравилось.
Данное внеклассное мероприятие разработано на основе программы "Музыка" (Программа для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-7 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - Москва: "Просвещение", 2007 год;) для учащихся 2-6 классов.