Место урока: урок № 6 в теме “Знакомство с основными алгоритмическими структурами. Исполнитель Робот”. Всего на тему отводится 12 часов. Первые два урока в системе уроков отводятся для знакомства со средой исполнителя Робота, его СКИ, линейной алгоритмической структуры и решения задач. Третий и четвертый уроки предназначены для изучения счетного цикла “n раз” и решения задач по этой теме. Пятый и шестой уроки посвящены знакомству с алгоритмической структурой ветвления и решению задач. На седьмом и восьмом уроках изучается алгоритмическая структура цикл “пока”. Последующие уроки предназначены для изучения вспомогательных алгоритмов, величин в алгоритмическом языке и работе с арифметическими выражениями в среде “Робот-исполнитель”.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод обучения: частично-поисковый.
Исходный уровень знаний и умений учащихся: учащимся известны основные принципы управления компьютерной средой “Робот-исполнитель”. Они знакомы со СКИ и умеют определять в каких случаях возникают ситуации “не могу” и “не понимаю”, знакомы с линейной, ветвящейся и циклической алгоритмическими структурами.
Умеют по заданной последовательности команд определять результат работы исполнителя, составлять линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлениями и циклические алгоритмы, используя конструкцию “n раз”.
Цели урока.
- Образовательная : учащиеся знакомятся с организацией команды повторения в среде “Робот” в случаях, когда заранее неизвестно число повторений, учатся составлять циклические алгоритмы, используя конструкцию цикла “пока”.
- Развивающая : учащиеся развивают стремление к активной познавательной деятельности, работать самостоятельно и в группе и пытаться самим разрешать возникшие проблемы. Развивают активную речь, навыки абстрактно-логического мышления и креативной деятельности.
- Воспитательная : учащиеся формируют познавательные интересы, воспитывают трудолюбие, усидчивость, культуру умственного труда, воспитывают в себе бережное отношение к школьному имуществу, воспитывают умение работать в группе и самостоятельно, умение адекватно оценивать результаты своей работы.
Оборудование: школьная доска, раздаточный материал, рабочая тетрадь ученика “Робот-исполнитель”, персональные компьютеры, мультимедийный проектор.
Программное обеспечение: учебная компьютерная среда “Робот-исполнитель”, презентация “Цикл “пока”.
План урока.
- Организационный момент (1 минута).
- Актуализация знаний (5 минут).
- Постановка учебной проблемы (14 минут).
- Первичное закрепление (5 минут).
- Физкультурная пауза (2 минуты).
- Тренировочные упражнения (8 минут).
- Домашнее задание (3 минуты).
- Подведение итогов (2 минуты).
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Предлагает учащимся устно выполнить задания с листа-задания. (Лист-задание имеется на каждой парте) см. Приложение 1.1
Продолжает: “Какие алгоритмические структуры мы знаем? Давайте определим, какая алгоритмическая структура реализована в каждом примере?
В чем главное отличие циклических алгоритмов?
Сколько раз будут повторяться действия в примере №3?
А сколько раз в примере №1?
А сколько точно?
На слайде презентации демонстрирует пример №3 и продолжает: “Давайте выполним еще задание - определим результат работы исполнителя в следующем примере.” Предлагает учащимся решение зарисовать у себя в тетради (См. приложение 1.2.). Затем предлагает учащимся проверить себя и на слайде показывает результат.
А теперь давайте решим следующую задачу (предлагает задание, которое на данном этапе учащиеся выполнить не могут, так как не хватает знаний) См. приложение 1.2.
3. Постановка учебной проблемы.
Обсуждение проблемной ситуации.
Задает вопросы:
- Вы смогли выполнить задание?
- Чем это задание не похоже на предыдущие?
- Есть ли сходство с предыдущими заданиями? Какое?
- Какие действия повторяются?
- До каких пор?
- Давайте составим графическую схему решения нашей задачи (вызывает к доске одного ученика, контролирует и направляет работу учащихся).
- Какая будет тема урока?
Демонстрирует на слайде тему урока, предлагает учащимся записать ее в тетрадь.
Учитель продолжает:
- Как для Робота организовать данный цикл? Давайте познакомимся с такой командой. Учитель демонстрирует слайд “Конструкция и графическая схема цикла “пока” (см. приложение 1.5) и сообщает: “Цикл “пока” используется в случаях, когда заранее неизвестно число повторений”. Предлагает записать в тетрадь конструкцию цикла “пока”.
“Какие условия может анализировать Робот? Вспомним команду ветвления. Какие условия проверял Робот?
Учащиеся называют условия, а учитель их демонстрирует на слайде. См. приложение 1.5, а затем подводит итог: “Те же самые условия может анализировать Робот при использовании цикла “пока”
После того, как команда объяснена, учитель предлагает учащимся самим
сформулировать правило составления алгоритмов с использованием цикла “пока”. Затем предлагает открыть рабочую тетрадь “Робот-исполнитель” с. 25 и прочитать памятку “Как составить алгоритм с использованием цикла “пока”. Учитель говорит: “Вернемся к нашей задаче”. Предлагает приступить к решению задачи. Задает вопросы: “Какие действия повторяются? До каких пор?”. Алгоритм решать вызывает ученика к доске. Решение записывается на доске и в тетрадь. Проверку организует в паре: одному учащемуся поручает работать в качестве исполнителя, а другому (автору решения) – в качестве программиста (модель задачи представлена на доске).
4. Первичное закрепление.
Предлагает учащимся объединиться в пары и выполнить задание с листа-задания, который имеется на каждой парте. См. приложение 1.3.
После выполнения задания открывает на слайде варианты решения. Обсуждает с учащимися решения. Просит поднять руки тех, кто выбрал решение №1, затем тех, кто выбрал решение №2, и наконец тех, кто считает, что верное решение №3 (фиксирует успешность выполнения задания). Дает правильный ответ.
Затем предлагает решить второй пример и просит одну из пар воспроизвести решение на доске, а представителя другой пары - нарисовать блок-схему. Обсуждает решение: “У кого получилось так же? У кого по-другому?”.
5. Физкультурная пауза.
Варианты физкультминуток см. приложение 1.4.
6. Тренировочные упражнения.
Предлагает учащимся сесть за компьютеры и выполнить из библиотеки программ задания CIKL1, CIKL2, CIKL3, CIKL4 (Задания CIKL1, CIKL2 –для слабых учащихся, CIKL3, CIKL4 – для сильных, см. приложение 1.6).
Контролирует выполнение заданий учащихся. Помогает устранить возникшие затруднения. Оценивает результаты работы.
7. Домашнее задание.
Дает домашнее задание и инструктирует ход выполнения.
8. Подведение итогов.