Цели занятия: Научить различать звуки [б – б`], [п – п`] в словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
- Образовательные: закреплять знания о звуках [б – б`], [п – п`]; учить дифференцировать звуки в словах, словосочетаниях и предложениях; развивать фонематическое восприятие и навыки фонематического анализа и синтеза слов, обогащать лексический словарь существительными; закрепить в речи навык правильного согласования прилагательного с существительным; развивать умение составлять предложения, находить и исправлять допущенные в предложении ошибки.
- Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление; развивать самостоятельную творческую активность учащихся; формировать навыки самоконтроля за собственной письменной речью.
- Воспитательные: формировать позитивное отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека; развивать самостоятельность и личную ответственность за конечный результат; повышать мотивацию к учебной деятельности; воспитывать культуру взаимоотношений, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.
Оборудование: компьютер, проекционная система; картинки с изображением букв, предметные картинки; цветовые символы звуков; индивидуальные зеркала; тетради, ручки, цветные карандаши.
План занятия:
I. Организационный момент.
- Целевая установка.
- Знакомство с героем занятия.
II. Основная часть.
- Сравнительная характеристика звуков. Выбор символов для обозначения звуков.
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Игра “Паутинка”.
- Дифференциация звуков [Б-Б`], [П-П`] в словах.
- Согласование слов в словосочетаниях.
- Физкультминутка.
- Развитие зрительного внимания и конструктивного праксиса. Восстановление деформированных картинок
- Дифференциация звуков [Б-Б`], [П-П`] на уровне предложения. Составление предложений по картинкам.
- Работа с деформированным текстом.
III. Итог занятия (рефлексия).
Ход занятия
Деятельность логопеда I. Организационный момент. Знакомство с героем занятия. – Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие
пришёл весёлый человечек. А кто он?
– Правильно! Вы угадали имя нашего гостя. (На доску выставляется
демонстрационная кукла – – Но, строгая девочка Мальвина, недовольная отношением Буратино к учёбе, забрала у него ключик и положила в этот сундучок, предупредив, что Буратино получит его только тогда, когда выполнит все предложенные ею задания. Ребята, давайте мы ему в этом поможем. |
Деятельность учащихся Презентация. Слайд 2 Герой занятия – Буратино. – Это персонаж из сказки “Золотой ключик, или приключение Буратино”. Слайд 3 |
|
II. Основная часть. Сравнительная характеристика звуков. Выбор символов для обозначения звуков. – Ребята, сейчас я вам перечислю сказочных персонажей, а вы слушайте внимательно, подумайте и ответьте, что их объединяет: Буратино, Пьеро, Карабас Барабас, папа Карло, кот Базилио, Джузеппе, черепаха Тортилла? Молодцы, ребята! Сегодня мы продолжим работу над различением этих звуков и букв. Пожалуйста, откройте тетради, запишите число и тему занятия: Звуки Б-Б`, П-П`.
|
При назывании сказочных
героев встречаются звуки [б] и [п].
|
|
– Сейчас я достану из
конверта звуковые символы, вложенные туда Мальвиной, и прикреплю их на
доску. На ваших столах тоже лежат конвертики с символами. Достаньте их и
положите перед собой. Ваша задача: рассмотреть символы, подходящие для
звуков [Б-Б]`, [П-П`] и вспомнить, какой символ к какому звуку
относится, перечислить характеристики звуков [Б-Б]`, [П-П`].
– Как работают губы, язык при произнесении этих звуков? |
(Дети достают звуковые символы из конвертиков.) Слайд 4 Звук [б] – согласный, звонкий, твёрдый; для обозначения используем синий звонок. Звук [б’] – согласный, звонкий, мягкий; для обозначения используем зелёный звонок. Звук [п] – согласный, глухой, твёрдый; для обозначения используем синий наушник. Звук [п’] – согласный, глухой, мягкий; для обозначения используем зелёный наушник. Звуки [б – б`], [п – п`] схожи по артикуляции. При произнесении звуков губы смыкаются, но выдыхаемая струя воздуха прерывает смычку. При произнесении мягких звуков ощущается подъём спинки языка к нёбу, но не касается его. Отличаются участием голоса: звуки [б – б`] – звонкие, звуки [п – п`] –глухие; [б – п] – твёрдые, [б`– п`] – мягкие. |
|
Развитие
фонематического восприятия.
Поднимите символы, если услышите соответствующие им звуки. Слоги: ба, бо, па, пы, пи, пе, бе, бя, пя, бы, бу, би, по. Слова: бак, бок, пол, пена, спал, бинт, бусы, писк. |
Дети поднимают
соответствующие символы.
Слайд 5
|
|
Развитие навыков
слогового анализа и синтеза.
– Буратино благодарит вас за помощь. Он очень рад. Но, задания на этом не заканчиваются. Мальвина хочет научить Буратино собирать слова из слогов. Находить в словах слоги, содержащие буквы П или Б, и предлагает ему игру, которая называется “Паутинка”. Перед вами “паутинка”, внутри неё спрятаны слова. Слова разделены на слоги. Следите глазами по линиям между слогами, и вы разгадаете, какие именно слова спрятаны в паутине. – Назовите получившиеся слова, запишите их в два столбика по наличию букв П или Б. – Выделите в словах слоги с данными буквами соответствующим цветом.
|
(Работа с интерактивной
доской.) Слайды 6, 7. Б Азбука, Буратино, Базилио, Карабас Барабас, лебедь, жаба, богомол, дуб, бульдоги; П Колпак, Джузеппе, плётка, черепаха, пескари, Пьеро, поле, пиявки, петух, пудель, пруд. |
|
Дифференциация звуков
[Б-Б`], [П-П`] в словах.
– Ребята, вспомните, где жила Мальвина, после побега из театра Карабаса? – Там у неё был чудный сад, в котором росли изумительные цветы. Посмотрите на картинки и их названия. В них пропущены буквы. Мальвина предлагает правильно написать названия цветов. Буратино предстоит “подружить” буквы Б –П со словами. неза_удка, тюль_аны , _етуния, _ион, _егония, лю_ин, _альзамин, _архатцы, _римула. – Как называются эти цветы? Спишите слова и укажите положение звуков занятия в словах. |
(Работа с интерактивной
доской.) – В лесу, в домике на поляне. Слайд 8 – Садовые цветы. – Потому что, люди их специально выращивают в садах. (Списывают названия цветов, вставив нужные буквы, подчёркивают их цветом, соответствующим звуку.)
|
|
Проверка – Если бы, Буратино и влюблённый в Мальвину Пьеро захотели преподнести девочке с голубыми волосами букет цветов, то какие бы они выбрали ? – Почему? – Почему? – Какие цветы выберет Пьеро? – Почему? – Почему? |
Буратино: незабудки,
бальзамин, бархатцы.
– В названии этих цветов, так же как и в имени Буратино, есть твёрдый
звонкий звук [Б]. Буратино выберет ещё и бегонию. – В названии этих цветов, так же как и в имени Пьеро, есть мягкий
глухой звук [П`]. Пьеро выберет ещё и тюльпаны, примулу |
|
Согласование слов в
словосочетаниях. – Прочитайте словосочетания и найдите ошибки. Запишите словосочетания верно и укажите наличие звуков занятия. Голубой незабудка |
(Работа с интерактивной
доской.) Слайд 9 (Дети изменяют окончания прилагательных.)
|
|
Проверка. – Прочитайте получившиеся словосочетания.
|
Голубая незабудка Розовая бегония Синяя петуния Белый пион Оранжевые бархатцы Красный бальзамин Синие люпины Лиловая примула Жёлтый тюльпан |
|
Физкультминутка.
– Буратино устал. Поэтому, мы приглашаем его отдохнуть вместе с нами. |
Дети стоят возле парт. – Встают на носочки, тянут руки вверх и потягиваются; |
|
Развитие зрительного
внимания и конструктивного праксиса. – Буратино хотел вам
показать картинки. Но, кот Базилио и лиса Алиса незаметно подкрались и
разрезали их на кусочки. Давайте поможем их восстановить. Сложите из
кусочков картинки. Я раздам вам конвертики с кусочками, (Каждый ребёнок восстанавливает по одной деформированной картинке.)
Молодцы! Вы отлично справились с заданием. У вас получились вот такие картинки: (показ слайдов). – Посмотрите внимательно на картинки, подумайте: какие моменты из жизни Буратино изображены на них? |
Слайды 10–19
|
|
Дифференциация звуков
[Б-Б`], [ П-П `] на уровне предложения. – Что вы скажете о первой картинке? – О второй? – Что видите на третьей картинке? – На четвёртой? – Что вытворяет наш проказник на этой картинке? (После проговаривания предложений учащиеся записывают их в тетрадь по памяти. Титры (предложения) со слайдов исчезают.) – Помните, в сказке Мальвина пыталась научить Буратино писать? Вот и сегодня девочка дала проказнику задание: составить предложения по картинкам, записать их и подчеркнуть соответствующим цветом звуки занятия в словах. |
– Папа Карло дарит
Буратино азбуку.
– Кот Базилио и лиса Алиса хотят выманить у Буратино золотые монеты. – Черепаха Тортилла дарит Буратино золотой ключик. – Мальвина и Буратино пьют какао. – Буратино сунул свой нос в чернильницу и посадил на бумагу кляксу. |
|
Работа с
деформированным текстом. (Задание выполняется на индивидуальных
карточках) – Буратино так понравилось учиться и писать, что он решил самостоятельно написать стихотворение. Но его знаний пока маловато для такого сложного задания. Весёлый человечек сделал множество ошибок, которые теперь необходимо вам найти и исправить. Я раздам вам карточки с текстом, в котором Буратино допустил ошибки. Пожалуйста, найдите их и исправьте.
|
||
Проверка:
Какие ошибки допустил Буратино? Молодцы, ребята! Вы сумели помочь нашему герою. С разрешения Мальвины мы достанем ключ и вручим Буратино.
|
Слайд 20 – В словах полосатом, колпачке, черепаха, подарила – нужно писать букву П, т.к. она находится в сильной позиции в каждом слове и чётко произносится твёрдо и глухо. – В словах волшебный, доброй – пишется буква Б, т.к. буква находится в сильной позиции в каждом слове и чётко произносится твёрдо и звонко. Слайд 21 |
|
– Наше занятие подошло к
концу. Напомните Буратино, с какими звуками мы сегодня работали?
– Назовите цветы сегодняшнего занятия с данными звуками. – Всё ли у вас получилось, и какая работа была особенно трудная или интересная? |
– Со звуками [Б – Б`], [П –
П `] незабудки, бальзамин, бархатцы, тюльпаны, бегония, примула, петуния, пион, люпин. – Мне понравилась игра “Паутинка”. – Мне было интересно собирать картинку. |