Тема занятия: "Дифференциация звуков [б–б'], [п–п'] в словах, словосочетаниях, предложениях"

Разделы: Логопедия


Цели занятия: Научить различать звуки [б – б`], [п – п`] в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

  1. Образовательные: закреплять знания о звуках [б – б`], [п – п`]; учить дифференцировать звуки в словах, словосочетаниях и предложениях; развивать фонематическое восприятие и навыки фонематического анализа и синтеза слов, обогащать лексический словарь существительными; закрепить в речи навык правильного согласования прилагательного с существительным; развивать умение составлять предложения, находить и исправлять допущенные в предложении ошибки.
  2. Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление; развивать самостоятельную творческую активность учащихся; формировать навыки самоконтроля за собственной письменной речью.
  3. Воспитательные: формировать позитивное отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека; развивать самостоятельность и личную ответственность за конечный результат; повышать мотивацию к учебной деятельности; воспитывать культуру взаимоотношений, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.

Оборудование: компьютер, проекционная система; картинки с изображением букв, предметные картинки; цветовые символы звуков; индивидуальные зеркала; тетради, ручки, цветные карандаши.

План занятия:

I. Организационный момент.

  1. Целевая установка.
  2. Знакомство с героем занятия.

II. Основная часть.

  1. Сравнительная характеристика звуков. Выбор символов для обозначения звуков.
  2. Развитие фонематического восприятия.
  3. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Игра “Паутинка”.
  4. Дифференциация звуков [Б-Б`], [П-П`] в словах.
  5. Согласование слов в словосочетаниях.
  6. Физкультминутка.
  7. Развитие зрительного внимания и конструктивного праксиса. Восстановление деформированных картинок
  8. Дифференциация звуков [Б-Б`], [П-П`] на уровне предложения. Составление предложений по картинкам.
  9. Работа с деформированным текстом.

III. Итог занятия (рефлексия).

Ход занятия

Деятельность логопеда

I. Организационный момент.

Знакомство с героем занятия.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришёл весёлый человечек. А кто он?
– Вы узнаете, отгадав загадку:

Деревянный озорник.
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?

– Правильно! Вы угадали имя нашего гостя. (На доску выставляется демонстрационная кукла –
Буратино без ключика.)
Скажите, из какой сказки к нам пришёл Буратино?

– Но, строгая девочка Мальвина, недовольная отношением Буратино к учёбе, забрала у него ключик и положила в этот сундучок, предупредив, что Буратино получит его только тогда, когда выполнит все предложенные ею задания. Ребята, давайте мы ему в этом поможем.

Деятельность учащихся

Презентация. Слайд 2

Герой занятия – Буратино.

Это персонаж из сказки “Золотой ключик, или приключение Буратино”.

Слайд 3

II. Основная часть.

Сравнительная характеристика звуков. Выбор символов для обозначения звуков.

– Ребята, сейчас я вам перечислю сказочных персонажей, а вы слушайте внимательно, подумайте и ответьте, что их объединяет: Буратино, Пьеро, Карабас Барабас, папа Карло, кот Базилио, Джузеппе, черепаха Тортилла? Молодцы, ребята! Сегодня мы продолжим работу над различением этих звуков и букв. Пожалуйста, откройте тетради, запишите число и тему занятия: Звуки Б-Б`, П-П`.

При назывании сказочных героев встречаются звуки [б] и [п].

– Сейчас я достану из конверта звуковые символы, вложенные туда Мальвиной, и прикреплю их на доску. На ваших столах тоже лежат конвертики с символами. Достаньте их и положите перед собой. Ваша задача: рассмотреть символы, подходящие для звуков [Б-Б]`, [П-П`] и вспомнить, какой символ к какому звуку относится, перечислить характеристики звуков [Б-Б]`, [П-П`].

– Как работают губы, язык при произнесении этих звуков?

(Дети достают звуковые символы из конвертиков.)

Слайд 4

Звук [б] – согласный, звонкий, твёрдый; для обозначения используем синий звонок. Звук [б’] – согласный, звонкий, мягкий; для обозначения используем зелёный звонок. Звук [п] – согласный, глухой, твёрдый; для обозначения используем синий наушник. Звук [п’] – согласный, глухой, мягкий; для обозначения используем зелёный наушник.

Звуки [б – б`], [п – п`] схожи по артикуляции. При произнесении звуков губы смыкаются, но выдыхаемая струя воздуха прерывает смычку. При произнесении мягких звуков ощущается подъём спинки языка к нёбу, но не касается его. Отличаются участием голоса: звуки [б – б`] – звонкие, звуки [п – п`] –глухие; [б – п] – твёрдые, [б`– п`] – мягкие.

Развитие фонематического восприятия.

Поднимите символы, если услышите соответствующие им звуки. Слоги: ба, бо, па, пы, пи, пе, бе, бя, пя, бы, бу, би, по.

Слова: бак, бок, пол, пена, спал, бинт, бусы, писк.

Дети поднимают соответствующие символы.

Слайд 5

Развитие навыков слогового анализа и синтеза.

– Буратино благодарит вас за помощь. Он очень рад. Но, задания на этом не заканчиваются. Мальвина хочет научить Буратино собирать слова из слогов. Находить в словах слоги, содержащие буквы П или Б, и предлагает ему игру, которая называется “Паутинка”. Перед вами “паутинка”, внутри неё спрятаны слова. Слова разделены на слоги. Следите глазами по линиям между слогами, и вы разгадаете, какие именно слова спрятаны в паутине. – Назовите получившиеся слова, запишите их в два столбика по наличию букв П или Б. – Выделите в словах слоги с данными буквами соответствующим цветом.

(Работа с интерактивной доской.)

Слайды 6, 7.

Б

Азбука, Буратино, Базилио, Карабас Барабас, лебедь, жаба, богомол, дуб, бульдоги;

П Колпак, Джузеппе, плётка, черепаха, пескари, Пьеро, поле, пиявки, петух, пудель, пруд.

Дифференциация звуков [Б-Б`], [П-П`] в словах.

– Ребята, вспомните, где жила Мальвина, после побега из театра Карабаса?

– Там у неё был чудный сад, в котором росли изумительные цветы. Посмотрите на картинки и их названия. В них пропущены буквы. Мальвина предлагает правильно написать названия цветов. Буратино предстоит “подружить” буквы Б –П со словами.

неза_удка, тюль_аны , _етуния, _ион, _егония, лю_ин, _альзамин, _архатцы, _римула.

– Как называются эти цветы?
– Почему они так называются?

Спишите слова и укажите положение звуков занятия в словах.

(Работа с интерактивной доской.)

– В лесу, в домике на поляне.

Слайд 8

– Садовые цветы.

– Потому что, люди их специально выращивают в садах.

(Списывают названия цветов, вставив нужные буквы, подчёркивают их цветом, соответствующим звуку.)

Проверка

– Если бы, Буратино и влюблённый в Мальвину Пьеро захотели преподнести девочке с голубыми волосами букет цветов, то какие бы они выбрали ?

– Почему?

– Почему?

– Какие цветы выберет Пьеро?

– Почему?

– Почему?

Буратино: незабудки, бальзамин, бархатцы.

– В названии этих цветов, так же как и в имени Буратино, есть твёрдый звонкий звук [Б]. Буратино выберет ещё и бегонию.
– Потому что, в слове мягкий звук [Б`] тоже звонкий.
– Пьеро выберет петунию, пион, люпин.

– В названии этих цветов, так же как и в имени Пьеро, есть мягкий глухой звук [П`]. Пьеро выберет ещё и тюльпаны, примулу
– Потому что, твёрдый звук [П] в словах тоже глухой.

Согласование слов в словосочетаниях.

– Прочитайте словосочетания и найдите ошибки. Запишите словосочетания верно и укажите наличие звуков занятия.

Голубой незабудка
Розовые бегония
Синий петуния
Белая пион
Оранжевые бархатцы
Красные бальзамин
Синие люпины
Лиловый примула
Жёлтая тюльпан

(Работа с интерактивной доской.)

Слайд 9

(Дети изменяют окончания прилагательных.)

Проверка.

– Прочитайте получившиеся словосочетания.

Голубая незабудка
Розовая бегония
Синяя петуния
Белый пион
Оранжевые бархатцы
Красный бальзамин
Синие люпины
Лиловая примула
Жёлтый тюльпан
Физкультминутка.

– Буратино устал. Поэтому, мы приглашаем его отдохнуть вместе с нами.
– Буратино потянулся,
– Раз – нагнулся, Два – нагнулся,
– Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл,
– Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать.

Дети стоят возле парт.

– Встают на носочки, тянут руки вверх и потягиваются;
– наклоны влево – вправо;
– руки разводят в стороны (выполняют рывки)
– встают на носочки, тянут руки вверх и потягиваются.

Развитие зрительного внимания и конструктивного праксиса.

– Буратино хотел вам показать картинки. Но, кот Базилио и лиса Алиса незаметно подкрались и разрезали их на кусочки. Давайте поможем их восстановить. Сложите из кусочков картинки. Я раздам вам конвертики с кусочками,
а вы из них сложите картинку.

(Каждый ребёнок восстанавливает по одной деформированной картинке.)



Молодцы! Вы отлично справились с заданием. У вас получились вот такие картинки: (показ слайдов).

– Посмотрите внимательно на картинки, подумайте: какие моменты из жизни Буратино изображены на них?

Слайды 10–19

Дифференциация звуков [Б-Б`], [ П-П `] на уровне предложения.

– Что вы скажете о первой картинке?

– О второй?

– Что видите на третьей картинке?

– На четвёртой?

– Что вытворяет наш проказник на этой картинке?

(После проговаривания предложений учащиеся записывают их в тетрадь по памяти. Титры (предложения) со слайдов исчезают.)

– Помните, в сказке Мальвина пыталась научить Буратино писать? Вот и сегодня девочка дала проказнику задание: составить предложения по картинкам, записать их и подчеркнуть соответствующим цветом звуки занятия в словах.

– Папа Карло дарит Буратино азбуку.

– Кот Базилио и лиса Алиса хотят выманить у Буратино золотые монеты.

– Черепаха Тортилла дарит Буратино золотой ключик.

– Мальвина и Буратино пьют какао.

– Буратино сунул свой нос в чернильницу и посадил на бумагу кляксу.

Работа с деформированным текстом. (Задание выполняется на индивидуальных карточках)

– Буратино так понравилось учиться и писать, что он решил самостоятельно написать стихотворение. Но его знаний пока маловато для такого сложного задания. Весёлый человечек сделал множество ошибок, которые теперь необходимо вам найти и исправить. Я раздам вам карточки с текстом, в котором Буратино допустил ошибки. Пожалуйста, найдите их и исправьте.

– Я – мальчишка деревянный
В болосатом колбачке.
Создан я на радость людям,
Счастья ключ в моей руке.
Черебаха бодарила
Этот ключ волшепный мне.
И тогда я очутился
В допрой сказочной стране!

Проверка:

Какие ошибки допустил Буратино?

Молодцы, ребята! Вы сумели помочь нашему герою. С разрешения Мальвины мы достанем ключ и вручим Буратино.

Слайд 20

– В словах полосатом, колпачке, черепаха, подарила – нужно писать букву П, т.к. она находится в сильной позиции в каждом слове и чётко произносится твёрдо и глухо.

– В словах волшебный, доброй – пишется буква Б, т.к. буква находится в сильной позиции в каждом слове и чётко произносится твёрдо и звонко.

Слайд 21

– Наше занятие подошло к концу. Напомните Буратино, с какими звуками мы сегодня работали?

– Назовите цветы сегодняшнего занятия с данными звуками.

– Всё ли у вас получилось, и какая работа была особенно трудная или интересная?

– Со звуками [Б – Б`], [П – П `]

незабудки, бальзамин, бархатцы, тюльпаны, бегония, примула, петуния, пион, люпин.

– Мне понравилась игра “Паутинка”.

– Мне было интересно собирать картинку.