Классный час "Вода – источник жизни"

Разделы: Классное руководство, Коррекционная педагогика


 Вода – это действительный проводник
культуры, это та живая кровь, которая
создаёт жизнь там, где её не было.
Б.К. Терлетский.

Цели: уточнить и расширить знания детей о воде и о том, как человек её использует; показать значение воды в жизни живой природы; развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление, умение принимать игровую ситуацию и участвовать в ней; воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: глобус, иллюстрации о воде, звуки воды (аудиозапись), лейка, цветы (бумажные), трехлитровая банка с водой, два стакана (один пустой, другой с грязной водой), марля, капельки из бумаги.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети сидят полукругом.

Учитель. – Я хочу загадку вам загадку.

Она и в озере, она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит.
Она и в реченьке бежит, шуршит.

Презентация. Слайд 1.

– Что это? (Это вода.) Правильно, это вода.

Раздаётся стук в дверь. Вносят посылку (коробка с глобусом и письмо).

Учитель. Посмотрите, нам прислали посылку и письмо. Давайте прочитаем и узнаем, от кого оно. Читаю: “Здравствуйте, ребята! Посылаю вам подарок – красивый футбольный мяч. Незнайка”

– Ой, ребята, как здорово получать подарки! Сейчас мы посмотрим этот красивый футбольный мяч. (Учитель открывает коробку и достает глобус.)

Слайд 2.

– Вот это мяч! (Нет, это не мяч.)
– Что это такое? (Глобус)
– А что такое глобус? (Это уменьшенная модель земли.)
– Правильно! Сейчас я покручу глобус, а вы посмотрите и скажете, какого цвета на глобусе больше? (Голубого, синего)
– А что обозначено голубым цветом? (Вода, моря, реки)
– Какой вывод мы сделаем? Воды на земле больше, чем суши.

Учитель. –В древности люди назвали свою планету землёй, а когда научились строить большие корабли и стали на них плавать по морям и океанам, то узнали, что земли намного меньше, чем воды.

– Скажите, человек может жить без воды? (Нет.)
– А для чего ему вода? (Пить, варить еду, стирать, поливать огород и т.д.)

Слайд 3, 4, 5.

– Кому ещё нужна вода? (Животным, птицам, растениям.)

Слайд 6.

Учитель. – Вода – это жизнь! Без воды всё живое на земле погибнет.

Звучит аудиозапись (шум моря).

Учитель. – Ребята, скажите, что это за звук? (Это шумит море.)

Слайд 7.

– А вы знаете, какая вода в море? (Солёная.)
– Её можно пить? (Нет.)
– А какую воду мы пьём? (Не солёную.)

Учитель. – Мы пьём пресную воду. Она находится в реках, прудах, озёрах.

– Ребята, посмотрите на глобус. Чего на земле больше? Морей и океанов? Или рек и озёр? (Морей больше.)
– Значит можно сделать вывод, что пресной воды на земле мало. Поэтому её нужно беречь, правильно и разумно расходовать.
– Ребята, как вы думаете, мы с вами можем пить воду прямо из рек и озёр? (Нет.)
– Почему? (Потому что она грязная, её нужно очищать.)
– Давайте посмотрим, как вода попадает к нам в дом.

Слайд 8.

Учитель. – Чтобы вода из реки попала к нам в дом, ей надо пройти длинный путь. Из речки насос перекачивает воду в огромные резервуары – отстойники, где её очищают и фильтруют.

– Вы знаете, что такое фильтр? (Ответы.)
– Сейчас я вам покажу. Вот стакан с грязной водой. Я беру его и через марлю, как через фильтр, переливаю воду в чистый стакан. Что вы видите на марле? (Вся грязь осталась на марле) А какой стала вода в стакане? (Чистая.) Верно, чистая. Марля как фильтр, который не пропускает грязь, задерживает её. Можно второй раз пропустить воду через марлю, и она будет ещё чище.
– После фильтрования вода попадает в резервуар для чистой воды, и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши дома.
– Вот как долго вода из реки добирается к нам. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь. Так как же надо относится к воде? (Бережно, разумно, экономно, по-хозяйски.)

Учитель. Знайте, если из крана целый день будет капать вода, то наберется целое ведро. Если, пока вы чистите зубы, из крана течет вода, израсходуется впустую целая трехлитровая банка воды. (Учитель показывает банку с водой.)

– Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды? (Включать воду тонкой струёй, хорошо, плотно закрывать кран, не допускать, чтобы в доме были неисправны краны.)

Слайд 9.

Учитель. – А теперь поиграем в игру “Вырастим цветы”.(Дети становятся в круг.) Слайд 10. Вы будете семенами. Я сажаю вас в землю. Ярко припекает солнышко. Я беру лейку с водой и поливаю семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они всё тянутся и тянутся вверх. Я их ещё раз поливаю водой. А ласковое и доброе солнышко согревает их своими лучами. Вот наши цветы подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом!

Дети возвращаются на свои места.

Учитель. – Давайте посмотрим, где живет вода.

Слайд 11, 12, 13, аудиозаписи..

– Посмотрите и скажите, что здесь изображено? (Это река.)
– Правильно. Посмотрите на следующую картинку. Это что, ребята? (Водопад.) .Ребята, послушайте, как шумит водопад. (Звук водопада.) Шумно, правда? Когда вода падает с высоты, она создает такой шум.
– А что это за звук? (Включается звук ручья.) (Так шумит ручей.) Да, это ручей. Пение ручейка отличается от шума водопада? Чем отличается? (У ручейка нежная, спокойная песенка, а у водопада шумная, громкая.)

Учитель. – Дети, давайте вспомним, кому нужна вода? (Людям, животным, растениям, деревьям, птицам.)

– Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

Слайд 14.

– А нам с вами в школе нужна вода? Для чего? (Ответы.)
– Давайте капельками отметим, где у нас в классе живет вода. (Дети ходят по классу, приклеивают капельки в те места, где живет вода.)

Учитель. – Ребята, мы с вами повторили, что вода – это источник жизни. Без воды все живое на земле погибнет. Слайд 15. Выяснили, что пресной, чистой воды на земле не так уж много. Узнали, какой долгий путь проделывает вода, прежде чем попасть в наши дома. Воду нужно беречь! Вода – добрый друг и помощник человека! Слайд 16.

Учитель. – Хочу закончить наше занятие стихотворением.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Без неё нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воду попусту не лей.
Дорожить водой умей!

Учитель. – Ребята, вам понравилось наше занятие? А что больше всего вам запомнилось? Вам такое задание. Нарисуйте рисунки на тему “Давайте беречь воду!”

Приложение.