Цели урока: обеспечение самостоятельной творческой деятельности учащихся направленной на достижение результата (реальных жизненных задач)
Учебная:
- сформировать образ района,
- выявить состав и особенности географического положения Северо-Запада,
- раскрыть особенности природных условий и ресурсов района;
Развивающая: развитие информационной и интеллектуальной сферы;
Воспитательная: формирование нравственных качеств, воспитывать эмпатию и мотивацию к учению.
Метапредметные:
регулятивные:
- понимать учебную задачу урока, планировать свою деятельность;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе выполнения, находить и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения;
познавательные:
- уметь характеризовать, группировать, классифицировать полученные знания;
коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять работы индивидуально, в группе, умение сотрудничать;
личностные:
- уметь воспринимать задание;
- сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата;
- проявлять интерес к изученному материалу;
- проявлять уважение друг к другу.
Основное содержание: географическое положение Северо-Западного района. Природные условия и ресурсы. Всемирное культурное наследие.
Способы действий учащихся: вступать в диалог о социокультурной значимости района; анализировать физическую и экономическую карты Северо-Западного района (рис. 13,14 учебника), иллюстрации параграфа; работать с контурной картой, заполнять и анализировать таблицы.
Ценностный компонент урока: значение Северо-Запада в хозяйстве и культуре России; Северо-Запад в системе мировых культурных ценностей; отношение учащихся к объектам, создающим образ района.
Ресурсы урока: физическая и экономическая карты России, атласы 9 класс, к/карты, учебник “География” 9 класс, иллюстрации городов Северо-Запада.
Тип урока: получение новых знаний, (урок-диалог).
Технология проведения.
>I. В начале урока учащиеся делятся собственными знаниями о Северо-Западном районе рассказывают, что им известно о природе, культуре, исторических памятниках этого района.
Задание 1. Используя текст п.19, а также имеющиеся знания ученики создают кластер.
II. Задание 2. Определить состав Северо-Западного района, создать схему:
Задание 3.
Найти и представить аргументы для перекрестной дискуссии на тему “Северо-Запад – это не только окно в Европу”. Ответ оформляется в виде таблицы по 5 аргументам с доказательствами “за” и “против”. В качестве критерия оценки сформированности критического мышления можно выделить:
- степень аналитичности суждений (способность выстраивать аргументы);
- способность к синтезу (формулирование выводов-доказательств выдвинутых аргументов);
- способность к оцениванию (формулирование общего вывода – принятия аргументов “за” и “против”).
Ответ оформляется в виде таблицы по 5 аргументам с доказательствами
“за” | “против” |
1. … | 1. … |
2. … | 2. … |
3. … | 3. … |
4. … | 4. … |
5. … | 5. … |
Задание 4.
Используя критерий креативности (в данном случае – способность учащихся синтезировать новую информацию в графической форме и принять ее при решении новых задач ) читаем физическую и экономическую карту учебника стр. 84–85, рисунки стр. 84–85 и синтезируем новую информацию в графической форме (т.е. работа с контурной картой).
Задание 5. Рубрика “Читаем карту” позволяет учащимся выявить особенности природных условий и ресурсов района. С этой целью ученики не только изучают текст, но и анализируют, исследуют физическую и экономическую карты Северо-Западного района (рис 13, 14 учебника), рисунки п.19. Полученную информацию заносят в таблицу
“Природные условия и ресурсы”.
Рельеф | Полезные ископаемые | Климат | Реки и озёра | Природные зоны |
Вопрос учащимся: Какой вы можете сделать вывод об особенностях природных условий и ресурсов Северо-Западного района?
Задания к уроку (6):
- Выберете для работы вашей группы один из районов.
- Согласуйте ваш выбор с учителем.
- Соберите информацию о выбранном районе и систематизируйте её.
- Подготовьте публичное выступление по избранной теме.
Рекомендации по работе группы: чётко распределите роли и обязанности каждого члена группы, определите сроки промежуточного контроля и дату подведения итогов работы. Приветствуется использование ИКТ нестандартная форма представления материала. Творчество.
Приём “Маркировка текста”.
Тема | Я это знал ۷ |
Новое для меня + | Я думал иначе - |
Есть вопросы ? |
… | ||||
… | ||||
… |
II. Тип диагностики: обобщение (после изучения нового материала).
Задание 1. Приведем примеры вопросов теста:
1. Воспроизведение.
На Северо-Западе имеются климатические пояса, занимающие по расположению наибольшие площади (подчеркните нужное):
- арктический,
- субарктический,
- умеренный.
2. Понимание.
Подчеркните климатообразующие факторы, которые на ваш взгляд определяют общий характер климата Северо-Запада:
- близость к Северному Ледовитому океану,
- воздушные массы Атлантики,
- избыточное увлажнение,
- летние >t +24 °С.
- территория в зоне тайги,
- хвойные, лиственные леса.
3. Анализ.
На географическое положение Северо-Запада в большей степени оказывает влияние (выберите нужные варианты, аргументируйте ответ двумя – тремя предложениями):
- Балтийское море,
- приграничное положение,
- соседство с развитой Центральной Россией и богатыми ресурсами Европейского Севера,
- развита речная сеть, система каналов…
4. Синтез.
Соедините стрелками следующие словосочетания:
морской климат Западный Федеральный округ гряды, валуны, обилие рек, Калининградская область “Ораниенбаум” Новгородское масло |
моренный рельеф влияние западного переноса Ленинградская, Псковская, заливные луга анклав Дворцово-парковый музей - заповедник |
5. Стадия рефлексии.
Обсуждаем результаты работы предыдущих стадий, совместно исправляем, при необходимости вносим коррективы.
III. Итоги урока.
Д/з.
§ 19 стр. 86 ,задание 5 (Как географическое положение Северо-Запада повлияло на его место в России? С этого начнем следующий урок).