Шаблон (в презентации) для этой игры я позаимствовала у учителей химии и адаптировала для своего предмета. Игра предназначена для внеклассной работы с учащимися любого класса и преследует цель расширения их кругозора и повышения интереса к учёбе. Викторина может быть использована для организации общественного смотра знаний, школьных вечеров, семинаров по изучению опыта внеклассной работы, методической недели в школе. В игре принимают участие три команды произвольной численности. В число зрителей могут входить одноклассники игроков, их родители, друзья и знакомые. За неделю до её проведения учитель знакомит игроков с сеткой викторины и темами резервных вопросов (о которых будет сказано ниже), даёт необходимые пояснения и список рекомендованной литературы. Перед началом игры команды разыгрывают право выбора линии старта, выполняя на время одно и то же задание, которое в дальнейшем будет называться предварительным.
Команда, которая раньше других правильно выполнит предварительное задание, начинает игру первой. Учитель читает вопрос вслух для зрителей, а команде даёт карту с его записью. "Стартовый" вопрос состоит из двух частей: основного вопроса (№ 1) и дополнительного (№ 2), который задаётся в случае неправильного ответа на основной (после хода соперников). Верно ответив на этот вопрос, команда выбирает тему следующего, пользуясь указателями-стрелками. В случае неверного ответа команда возвращается на исходную позицию и после хода соперников пытается ответить на другой вопрос. Команда, неправильно ответившая на все вопросы, которые она имеет право выбрать по указателям, выбывает из игры. В случае если одна из команд выберет путь к вопросу, на который правильно ответили их соперники, следует воспользоваться одним из резервных вопросов, приведённых ниже, либо одним из вопросов, возврат к которому невозможен. Побеждает команда, первой ответившая на один из трёх вопросов "линии финиша". Правильные ответы приведены после каждого вопроса. Далее указываются источники информации.
Цели игры.
Оборудование: презентация, чистые листы для выполнения заданий.
Ход игры
1. “Чёрный ящик” 2 слайд с вопросом “Почему мы так говорим?” 3 слайд
Ариаднина нить
Эти крылатые слова из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, чтобы сразиться с чудовищем Минотавром (М., по мифу, получеловек, полубык). С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, герой сумел после победы над Минотавром благополучно выбраться из лабиринта. Переносное значение выражения – средство выйти из затруднения или руководящее начало.
4 слайд
Вперяю взор, бессильно жадный:
Везде кругом сырая мгла.
Каким путем нить Ариадны
Меня до бездны довела?
Я помню сходы и проходы,
И зал круги и лестниц винт,
Из мира солнца и свободы
Вступил я, дерзкий, в лабиринт.
2. Слово о лабиринтах (подготовленный учащийся)
Лабиринты 5-12 слайды, 13 слайд
* Лабиринты бывают разные. В одних извилистые дорожки сообщаются между собой и ведут к единому центру. В других – наряду с проходами могут быть и тупики, и для идущего по нему задача состоит в том, чтобы, минуя тупики, найти выход в противоположном конце лабиринта. Удивительно, но основная схема лабиринта за последние 500 лет приобрела более усложненную форму.
* Лабиринт можно понимать не только буквально. По сути, любая неразрешимая ситуация и есть лабиринт. Древние говорили: "Найдешь выход из лабиринта - обретешь бессмертие". Так и в жизни нельзя зацикливаться на проблеме, а искать выход.
* Важно иметь в виду, что выход из лабиринта находится недалеко от его центра. То есть решение проблемы всегда на поверхности. Не пройдет лабиринт тот, кто, видя темные закоулки и перепутья, пугается и обращается в бегство; не пройдет его тот, кто убегает от центра и беспорядочно блуждает.
* Если вы оказались в плену лабиринта, важно не паниковать и сохранять спокойствие. Чтобы не вернуться к исходной точке - помечайте путь. Слушайте внутренний голос. Попробуйте закрыть глаза и довериться своим ощущениям. Зрение может обмануть, но не интуиция.
* Лабиринты-головоломки психологи называют идеальным средством для развития мозга, памяти и внимания.
3. Начало игры 14-15 слайды
С тех пор как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье,
Какой мы не возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек.
Рудаки.
“Знание, и только знание делает человека свободным и великим”. Д. Писарев
“Наш русский язык более всех новых может быть способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им”. Н. Добролюбов
Объявление игры
Интерактивная игра
Интеллектуальный лабиринт
по русскому языку и литературе
Правила игры
На слайде 18 представлена игра “Интеллектуальный лабиринт”.
В игре принимают участие две команды.
Задача: пройти лабиринт, получив как можно меньше красных карточек.
Лабиринт можно пройти двумя путями – линии “I” или “II”. Для выбора линии команды разыгрывают “Предварительное задание”.
Команда, которая раньше других правильно выполнит предварительное задание, начинает игру первой.
Продвигаясь по лабиринту, нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить свое согласие-несогласие с ней (нажав кнопку “Да” или “Нет”), аргументируя свой ответ.
При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над следующим ответом (1-2 минуты), пока очередной ход делают игроки другой команды.
Если команда не отвечает на вопрос, то ей задаётся дополнительный, что замедляет прохождение лабиринта.
Побеждает та команда, которая первой доберётся до финиша .
4. Игра
Предварительное задание "Спасение – в чернилах?"
№ 1. Если верить Шекспиру (сонет LXV в переводе С.Я. Маршака), единственным средством, способным её спасти, являются чёрные чернила.
Ответ: Красота.
(Уж если медь, гранит, земля и море
Не устоят, когда придёт им срок,
Как может уцелеть, со смертью споря,
Краса твоя – беспомощный цветок?
.......................................................
О, горькое раздумье!.. Где, какое
Для красоты убежище найти?
Как, маятник остановив рукою,
Цвет времени от времени спасти?..
Надежды нет. Но светлый облик милый
Спасут, быть может, чёрные чернила.)
№ 2. Пытаясь дать определение этому качеству, Н.Заболоцкий предложил читателям на выбор сразу два:
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, пылающий в сосуде?
Ответ: Красота. (Н.Заболоцкий. “Некрасивая девочка”.)
Чего, по мнению Горация, не терпят ни боги, ни люди, ни книгопродавцы?
Варианты ответа:
а) правды;
б) посредственности (верный ответ);
в) таланта.
(Древние цивилизации / Под ред. Бонград-Левина. М., 1989. С. 423.)
Вопросы линии I
1. Явление однозначности слова называется полисемия.
(Нет, это явление многозначности, т.к. “поли” имеет значение “много”, например “полилог”).
2. Художественное средство, использованное в выражении “Село был обрадовано этим известием” - метонимия.
(Да. Метониммия (др.-греч. — “переименование”, от — “над” и — “имя”) — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.)
3. Слово безлюдье образовано приставочно-суффиксальным способом.
(Да, приставка без и суффикс Й (скрытый, который можно обнаружить при помощи фонетической транскрипции)
4. А.Н. Добролюбов, Д.И.Писарев - критики, которые анализировали произведения А.С.Пушкина (Нет. А.И.Герцен, В.Г.Белинский)
5. КОМИЛЬФО это слово имеет значение случай, происшествие
(Нет, прилично, приличный комильфо 1. устар. приличный, соответствующий правилам хорошего тона
Она погружалась в свой закрытый свитер, юбку до колен, средней длины жемчужное ожерелье и становилась ни дать ни взять — комильфо.)
6. Памятник великому русскому драматургу А.Н. Островскому стоит перед фасадом Большого театра
(Нет. Стоит перед фасадом Малого театра, ведь почти все свои произведения Островский отдавал на его сцену.)
7. “Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса”. В этом предложении три запятых (Да. “Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что, если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса”.)
8. Робинзон - действующее лицо пьесы А.Н. Островского “Бесприданница” (Да)
9. Слово является наименьшей единицей языка. (Нет, звук)
Вопросы линии II
1. “Гений чистой красоты” — это цитата из стихов старшего современника Пушкина, Василия Жуковского.
(Да. “Ах, не с нами обитает / Гений чистой красоты”.)
2. Значение ‘о чем—то совершенно непостижимом, недоступном пониманию’ присуще фразеологизму …притча во языцех.
(Нет, книга за семью печатями)
3. Под псевдонимом “В. Алов” в 1829 году было напечатано одно из первых произведений Николая Васильевича Гоголя “Ганц Кюхельгартен”. (Да)
4. Глаголом жги сердца людей”. “Глагол” в этом контексте значит часть речи
(Нет “Глаголом жги сердца людей” в этом контексте значит речь, слово
5. Слово “алиби” — греческое и означает “это был не я”
(Нет. Это латинское слово. Оно обозначает “в другом месте”)
6. В предложении Она приехала в Иркутск поступать в университет выделенное слово обстоятельство.
(Да, приехала с какой целью)
7. Название одной из пьес А.Н. Островского “Свои люди - ...” заканчивается словом “споёмся”
(Нет. Сочтёмся)
8. Художественное средство, использованное в выражении “мужичок с ноготок” - литота
(Да. Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой. В литоте на основании какого-либо общего признака сопоставляются два разнородных явления, но этот признак представлен в явлении-средстве сопоставления в значительно меньшей степени, нежели в явлении-объекте сопоставления. Например: “Лошадь величиной с кошку”, “Жизнь человека — один миг” и т.п.)
9. Говоря о величайшем умении писателя, Ф.М. Достоевский имел в виду умение вычёркивать (Да)
Финишные вопросы
1. Проходя по перрону, с него слетела шляпа. В построении данного предложения допущена ошибка.
(Да. Когда он проходил по перрону, с него слетела шляпа.)
2. “Зимняя” повесть А.С. Пушкина называется “Пурга”
(Нет. “Метель”, она вошла в цикл “Повестей Белкина”)
3. Три, стих, права, мой, дам, поцелуй, красней, стали. В данных формах спряталось 12 слов
(Нет. 16 - три – глагол и числительное, стих – существительное и глагол, права – сущ. и кр. прилаг., мой – местоимение и глагол, дам – дам и глагол, поцелуй – глагол и существительное, красней – глагол и сравнительная степень прилагательного, стали - глагол и сущ.. Это омоформы)
4. Гоголь, Державин, Некрасов, Есенин, Лермонтов, Пушкин, Карамзин. Имена этих русских писателей в хронологической последовательности (по дате рождения) расположены верно.
(Нет. Державин, Карамзин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Есенин).
5. Тот, кто плетёт интриги, интриган (Да. интриган)
Дополнительные вопросы
- Подберите русский эквивалент польской пословицы: Когда на ладони вырастут волосы. (Когда рак на горе свистнет; После дождичка в четверг)
- Назовите “лишнее” слово. Объясните свой выбор.Рассказ, метафора, сонет, баллада. (Метафора)
- Как по-японски звучит “ставить цветок в вазу”? (Икебана)
- У каких глаголов окончания находятся в середине слова? (У возвратных)
- Какой предмет мебели стал символом “обломовщины”? (Диван)
- Какие два антонима составляют название рассказа Антона Павловича Чехова? ("Толстый и Тонкий")
- Пароним к слову эффективный. (Эффектный)
- Какого рода существительное ЗУБРИЛА? (Общего)
- Имя у него такое же, как у героя русской народной сказки “По щучьему велению”, фамилия – как у примадонны российской эстрады, а в произведении Пушкина ему подарили заячий тулуп, который на нем “разошелся по швам”. (Емельян Пугачёв)
- Переведите на современный язык устаревшие слова. Задания капитаны выполняют одновременно.
А. Каково ваше порекло? (Прозвище)
Б. Покажите длани. (Ладонь)
В. Покажите потылицу. (Затылок)
Г. Поднимите шуйцу. (Левая рука)
Д. Покажите чело. (Лоб)
Ж. Какого цвета у вас ланиты? (Алые)
З. Расправьте свои рамена.(рамо-плечо)Левую руку положите на правое рамо, а правую –на левое. (Плечо)
И. Правой рукой заденьте выю. (Шея)
К. Обхватите свое чрево. (Живот)
Л. Помашите десницей. (Правая рука)
11. Этим словом древние греки и римляне называли любого иноземца, а мы употребляем это слово, говоря о грубом, жестоком человеке. Назовите женское имя, которое в переводе с греческого означает “чужая”. (Варвара).
5. Подведение итогов. Награждение