Тематические недельки

Разделы: Работа с дошкольниками


Лето предоставляет много благоприятных возможностей для разнообразной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями. Важно своевременно использовать это время создавая комфортные условия пребывания воспитанников, не только в группе, но и на свежем воздухе, оказывая положительное влияние на эмоциональное состояние дошкольников с помощью игр, веселых забав, занимательных дел, театрализованных представлений, опытов и экспериментов.

Организация такой деятельности была апробирована в нашей группе в соответствии с планом образовательной работы на летний период. Для достижения этой цели нами были разработаны “Тематические недельки”.

Работать с “Тематическими недельками” очень просто, продуктивно и интересно. Заранее можно подготовить предметно-развивающую среду, провести предварительную работу с детьми, проконсультировать родителей по предстоящей теме работы, привлечь их к участию в подготовке и проведении мероприятий.

Предлагаем вашему вниманию один из примеров такой работы.

Неделя “Интересных дел”

Понедельник - “День мыльных пузырей”

День начался с того, что утром на столе ребята обнаружили две емкости с мыльной водой и целый набор разноцветных трубочек для коктейля. Что же с этим делать? После совместного обсуждения, дети решили, что нужно дуть в воду через трубочки, так в нашей группе появились мыльная пена и мыльные пузыри. Вначале ребята просто наблюдали: как образуется пена, как лопаются мыльные пузыри, затем стали экспериментировать: как надуть большой пузырь, как сделать множество маленьких, у кого мыльная шапка будет выше и т.д.

Осторожно – пузыри…
Ой, какие!
Посмотри!
Раздуваются!
Блестят!
Отрываются!
Летят!

Следующим этапом стало чтение русской народной сказки “Пузырь, соломинка и лапоть”. Беседуя по прочитанному выяснили: почему мыльные пузыри лопаются, почему летают, почему (цвет) похожи на радугу?

Затем тему “Мыльных пузырей” мы продолжили на свежем воздухе. Заранее попросили родителей приготовить для каждого ребенка баночки с мыльными пузырями, это позволило нам с ребятами создать настоящее чудо из радужных, невесомых, мыльных пузырей, которые летят и переливаются, а затем рассыпаются десятками веселых брызг.

Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот какие – посмотри!
Все они воздушные
И очень не послушные!
Как бы нам их поймать –
На ладошке подержать!

Улица прекрасное место для проведения соревнований: выяснили кто может надуть самый большой пузырь, у кого пузырь улетит дальше, кто удержит пузырь на палочке, кто поймает пузырь ладошкой и т.д.

В подвижную игру “Раздувайся пузырь, раздувайся большой…” ребята играли с большим удовольствием.

После сна нас ждали опыты-эксперименты “Создание мыльных пузырей”. Ребята опытным путем определяли: какое количество воды и мыла необходимо для создания мыльных пузырей, из чего можно выдувать мыльные пузыри (толстые и тонкие соломинки для коктейля, половинка пластмассовой ручки, разобранный фломастер и даже хозяйственная воронка), можно ли делать из мыльных пузырей различные фигурки.

Вторник - “День Фиолетовой сказки”

Утром, когда ребята пришли в группу, они увидели, что вокруг много предметов и объектов фиолетового цвета: в вазе стоят фиолетовые цветы, на стенах и на шторах сидят фиолетовые бабочки, у кукол фиолетовые бантики и шапочки, даже салфетки на столах фиолетовые. После чтения “Фиолетово-фиолетовой сказки” Н. В. Бородкиной, стало понятно почему так изменилась группа.

В ходе беседы по прочитанному решили, что фиолетовым жителям необходимы фиолетовые дома. Где их взять? Нарисовать! Так в группе появилась выставка детских работ “В фиолетовой стране”.

Дидактическая игра “Чего не бывает”, тоже была с фиолетовым цветом. Воспитатель называл предмет и его цвет. Если предмет такого цвета существует, ребята хлопали в ладоши, несуществующие предметы сопровождались тишиной (фиолетовый помидор, красный огурец, серый волк и т.п.).

А выйдя на улицу, ребята обнаружили, что фиолетового цвета здесь совсем мало и решили нарисовать мелками на асфальте фиолетовое небо, фиолетовое солнце, фиолетовые цветы, фиолетовых детей.

Вторая половина дня была посвящена эксперименту “Смешивание красок”. Опытным путем дети выяснили что фиолетовый цвет можно получить, смешав красную и синюю краски.

Среда - “День ягод”

На следующий день дети вместе с родителями, принесли в детский сад ягоды разных сортов (малину, смородину, крыжовник, кислицу красную и белую). После завтрака все вместе сервировали “ягодный” стол и устроили дегустацию. Не обошлось без загадок, стихов и даже песен про ягоду.

Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела... (Земляника)

Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (Малиной)

На колючей тонкой ветке
В полосатых майках детки.
Куст с шипами — не шиповник,
Как зовется он? (Крыжовник)

Ярко-красных, черных, белых
Ягодок попробуй спелых.
Сельский сад — их родина.
Что это? (Смородина)

В этот день ребята узнали, что ягода не только вкусное лакомство, она богата витаминами и очень полезна. Мама Арины провела мастер-класс для детей: как сделать дома вкусный и полезный ягодный коктейль.

На улице пели песни и водили хоровод “По малину в сад пойдем!”.

Очень понравилась детям игра на развитие сенсорных ощущений “Узнай на ощупь. Узнай по запаху. Узнай на вкус”.

Сколько запахов у лета!
Сладкий – липового цвета,
Горький – листьев тополиных,
Нежный, еле уловимый –
Запах зреющей малины!

В течение всего дня ребята рассматривали энциклопедии, картинки, муляжи “Виды ягод”.

Четверг - “День воздушных шаров”

Для подготовки к этому дню предложили родителям принести воздушные шары разных формы, размеров, материалов, накачанные воздухом и гелем, на палочках, на ниточках, с рисунками и т.д. В результате в детский сад утром дети принесли Нюшу и Кроша, клоуна и Губку Боба, гелевую собачку и пестрокрылую бабочка.

Все утро ребята любовались этим разнообразием воздушных шаров, делились впечатлениями, рассказывали, как помогали родителям создавать такие необычные воздушные шары.

Ребята пытались сами надуть шары, но это оказалось не так-то легко. Решили вернуться к этому занятию после завтрака, когда сил поприбавится. К вечеру почти все ребята справлялись с этим заданием.

Мы нисколько не скучаем.
И сегодня для игры
Мы все вместе надуваем
Разноцветные шары!

В музыкальном зале для детей устроили праздник “Воздушных шаров”. Пели песни, танцевали, а затем были соревнования: кто дольше всех удержит шарик на ладошке, на кулачке, на голове, на носу; кто выше всех подкинет воздушный шарик; кто пронесет шарик дальше всех, зажав его между ног и т.д.

Если шарик накачать,
Будет он тогда летать.
Надо нитку привязать,
Чтобы шарик удержать.
Создаем для детворы
Разноцветные шары.

На прогулке встали в круг загадали желания, произнесли волшебные слова и запустили гелевые шарики в небо.

Завершился день творчеством. Каждый ребенок, с помощью рельефной лепки, смог сделать себе на память пластилиновый, но все-таки воздушный шарик.

Пятница - “День теней”

В течение всего дня ребята вместе с воспитателем рассматривали тени деревьев, кустарников, людей. Анализировали: куда падает тень? (вперед, назад, в сторону) и как это зависит от положения солнца на небе.

Ты упала мне под ноги,
Растянулась на дороге.
И нельзя тебя поднять.
И нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа,
Будто я шагаю лежа!

Утром к ребятам в гости пришла мудрая Сова с фонариком и предложила поиграть. В группе затемнили окна и дети с помощью воспитателя освещали и рассматривали различные предметы. Сова поместила свое крыло перед фонариком, на стене появилась тень. Воспитатель объяснил почему появляется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены). А Сова предложила с помощью руки показать тень собачки, зайчика, птицы.

На прогулке воспитатель предложил детям разделиться на пары, а затем встать так: чтобы у них получилась одна тень, чтобы у тени было четыре руки, четыре ноги или две головы. Задание на первый взгляд может показаться сложным. Но как только ребята поняли, что работать нужно сообща, игра стала интересной и захватывающей.

И конечно же не обошлось без мелков. Ребята обводили тени своих товарищей, а затем дорисовывали детали, необходимые для того, чтобы тень человека превратилась в тень клоуна.

Большой интерес вызвали “загадки с тенями”: ребята отгадывали какое животное изображает своей тенью воспитатель или другой ребенок.

В конце дня педагог предложил воспитанникам “посетить” теневой театр и посмотреть сказку “Колобок”.

Вот так закончилась наша “Тематическая неделька”. На ее примере мы показали вам один из вариантов работы с детьми в летний период. И надеемся, что знакомство с нашей работой, было для вас интересным и полезным.

Литература

  1. Беннетт Стив, Беннетт Рут Литтерль. 365 Игр для детей и взрослых. – М.: Мир книги, 2006. - 425 с.
  2. Бородкина Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. – Ярославль: ООО “Академия развития”, 2012. -160 с.
  3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – М.: СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. -128 с.
  4. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. – Ярославль: ООО “Академия развития”, 2009. -112 с.