Концепция модернизации российского образования подчёркивает необходимость “ориентации образования не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у воспитанников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.
Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой.
Ведь дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что “самостоятельно” добытые учениками знания усвоятся надежнее прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив изыскательский энтузиазм в нужное русло. В любом случае педагогу предстоит организовать исследовательскую деятельность учащихся.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.
В педагогике и психологии “исследовательским обучением” именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Ученик
Определяет цель деятельности.
Открывает новые знания.
Экспериментирует
Выбирает пути решения
Активен
Субъект обучения
Учитель
Помогает определить цель деятельности
Рекомендует источник получения информации.
Раскрывает возможные формы работы.
Содействует прогнозированию результата.
Создаёт условия для активности школьника.
Партнер ученика.
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
Главным компонентом проектной деятельности должен быть интеллектуальный поиск. Важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи.
Проект – в переводе с латинского “брошенный вперед”. Изначально слово проект означало замысел, набросок, план того, что будет сделано. В дальнейшем толкование получило развитие “проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности”.
Проект – ограниченный по времени, ресурсам вид деятельности, направленный на достижение определённой цели.
В связи с этим мы ставим перед собой следующие цели и задачи:
Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи:
- формирование в сознании воспитанника информационной картины мира;
- возможность работать с компьютером;
- развитие умений поиска и обработки информации;
- работа по новым технологиям;
- развитие самостоятельности;
- умение слушать и уважать мнения учащихся;
- способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
- развитие исследовательских умений.
Ожидаемые результаты:
- умение пользоваться каталогами, справочно- библиографической литературой, словарями, энциклопедиями;
- умение работать с книгой: делать выписки, составлять план, выделять главное, писать доклады;
- умение использовать эмпирические методы научного исследования:
- наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, эксперимент;
- умение статистической обработки данных.
Стадии работы над проектами “пять П”
Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое “П” проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования
От правильного выбора темы в значительной степени зависит результат работы
Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
Теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у людей., это то, что написано в книгах, и др.
Эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Правила выбора темы
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать ребёнка.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Тема должна быть доступной.
Примерная тематика исследований, используемых учащимися
Растения.
Человек (здоровье).
Животные.
Вселенная (космос).
Культура.
Общество.
Техника.
Наука.
Земля.
Компьютер.
Мой город.
Выдвижение гипотез
Гипотеза - это предположение, суждение закономерной связи явлений. Множество интересных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если опровергнуть - превращается в ложное предположение. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.
Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Делая предположения, обычно используют слова: может быть, предположим, допустим, возможно, наверное.
Поиск вариантов решения и сбор материала
Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Проведя классификацию, сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
Методы, используемые школьниками в учебно-исследовательской деятельности
Подумай сам.
Спроси у другого человека.
Узнай из книги.
Понаблюдай.
Посмотри теле-, видеофильм.
Проведи эксперимент.
Проведи анкетирование.
Найди в Интернете.
Источники для исследований
Взаимодействие с социумом.
•Литература и печатные издания.
•Окружающая среда.
•Технические средства передачи информации (телевизор, радио, видео, Интернет).
Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов.
Задача учителя помочь проанализировать полученную информацию, обобщить, выделить главное, исключить второстепенное, подготовить к представлению результатов.
Оформление работы
Титульный лист:
- указать образовательное учреждение (вверху листа);
- название темы (в центре листа);
- кто выполнил и кто проверил (в правом нижнем углу);
- название города и год выполнения работы (внизу листа).
План:
- введение (почему выбрана эта тема, чем она заинтересовала, цель
- работы, что хочешь узнать, проведя исследование);
- основная часть (название разделов, основных вопросов темы);
- заключение (основные выводы, что интересного узнал);
- Текст работы согласно плану.
- Список литературы, названия интернет-сайтов в алфавитном порядке (на последней странице).
Работы сдаются на проверку в печатном и электронном варианте (диск, флеш-карта). Любой исследовательский проект должен быть защищен.
Для этого нужна подготовка.
Защита результатов исследования
Защита – один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей. Это могут быть учителя, родители. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения.
Деликатная помощь учителя здесь необходима для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжать исследование.
Итогом исследовательской работы и, пожалуй, главным этапом обучения юного исследователя может быть выступление на детской конференции. В отличие от “взрослой” конференции здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу независимо от ее качества необходимо похвалить, чтобы у ребенка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность.
Исследование предполагает отход от авторитарного стиля общения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
А для этого учителю необходимо:
1. Владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать самостоятельную работу обучающихся.
2. Уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом.
3. Устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя обучающихся на поиск решения поставленной проблемы.
4. Уметь интегрировать содержание различных предметов.
Примеры проектов
(расположенных на личном сайте учителя
http://cnopa.mytyshi-school1.edusite.ru/p1aa1.html)
Исследовательские:
1. Сайт (“Экологический паспорт школы”, “Голография”, “Инструментарий для создания сайтов”).
2. “Возникновение стресса у подростков”.
3.“Методы генеалогических исследований и их применение на практике”.
4.“Нанотехнологии и молекулярные компьютеры”.
5.“Информационная поддержка учащихся при изучении компьютерной терминологии и сленга”.
Информационные проекты:
"Профессия которую себе выбираю" (в рамках профессиональной ориентации обучающихся. Проект призван помочь обучающимся сориентироваться в многообразном мире профессий, а также наглядно продемонстрировать им где можно использовать знания, умения и навыки по информатике и ИТ после окончания школы, даются знания по экономике и психологии)
Проект "Создание школьной газеты" (материал данного проекта необходим, прежде всего, для формирования у учащихся работать с текстовой информацией, принимать, редактировать материал, умение рассуждать, умение обращаться людьми, анализировать события. Материал направлен на изучение темы "Издательское дело" в курсе информатики.)
Проект Общение в сети Интернет "Выбор за тобой".
Проект-Видео "Искусственный интеллект".
Проект Сложная презентация "День Святого Валентина".
При разработке проекта были использованы следующие материалы:
- Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. М., 1997.
- Новикова Т.А., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
- Научно-практический журнал Завуч для администрации школы, 2003, № 6.
- Журнал информатика и образование 2005 г. № 8, 9, 10.
- Ресурсы сети Интернет.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
- Бухтиярова И. Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении.// Школьные технологии. 2001. №2. С. 108-115.
- Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом.// Образование в современной школе. 2000.№4. С.21-27.
- Ларина Э.С. Проектная деятельность учащихся // Издательство “Учитель” Волгоград. 2009.
- http://www.uchportal.ru/load/82-1-0-5381https://urok.1sept.ru/articles/514578/
- https://urok.1sept.ru/articles/514578/http://www.k-yroky.ru/load/85-1-0-5400
- http://www.k-yroky.ru/load/85-1-0-5400http://paytova.ucoz.ru/load/3-1-0-2
- http://paytova.ucoz.ru/load/3-1-0-2http://edu.of.ru/corrschoolunr/default.asp?ob_no=35111