Цели: создать условия для развития интереса учащихся к творчеству А.С. Пушкина, содействовать расширению круга чтения детей, развитию образного мышления, творческих способностей, воображения, способности воспринимать различные виды искусства; способствовать формированию интереса детей к классическому искусству; в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.
Оборудование.
1. О.А. Кипренский. Портрет А.С.Пушкина.
2. В.А. Тропинин. Портрет А.С.Пушкина.
3. А.С. Пушкин. Автопортреты.
4. Выставка книг А.С.Пушкина.
5. Иллюстрации художников к сказкам А.С.Пушкина.
6. Компьютер, проектор, экран.
7. Презентация “Мой Пушкин”.
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово.
Сегодня наше занятие посвящено Александру Сергеевичу Пушкину - солнцу русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, знакомы с некоторыми его повестями и поэмами, немало знаете наизусть.
Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик. Вот сегодня мы и поделимся, друг с другом, чем для нас является Пушкин, какие его произведения особенно дороги и близки каждому из нас.
Поэтому это занятие мы назовем “Мой Пушкин”, и пройдет оно в форме устного журнала, где будут странички, содержащие стихи, сказки, посвященные изобразительному искусству. Надеюсь, что вы сумеете глубже понять душу великого поэта и его творчество, насладиться его волшебными стихами.
Итак, первая глава нашего журнала посвящена сказкам А.С.Пушкина. К сегодняшнему занятию вы повторили сказки Пушкина, и я думаю, примете активное участие в викторине по сказкам великого поэта.
3. Викторина по сказкам Пушкина.
1 .Инсценирование отрывка из “Сказки о Царе Салтане”.
- Из какой сказки этот отрывок?
2. Какая сказка заканчивается словами:
С колесницы пал Дадон,
Охнул раз - и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
(“Сказка о золотом петушке”)
3. Из какой сказки эти слова?
Буду служить тебе славно.
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу.
Есть же мне давай вареную полбу.
(“Сказка о попе и работнике его Балде”)
4. Из какой сказки эти строки?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
(“Сказка о царе Салтане”)
5. В кого превращала князя Гвидона лебедь, когда тот тайно посещал “царство сланного царя Салтана”.
(В комара, муху, шмеля)
6. Узнайте, кто это?
В дорогой собольей душегрейке
Парчовая на маковке кичка
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха из “сказки о рыбаке и рыбке”)
7. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?
(30 лет и 3 года)
8. Откуда чти строки?
Ветер, ветер! Ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого
Кроме бога одного.
(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”)
9. Следующий вопрос:
Соку спелого полно.
Так свежо и так душисто.
Так румяно золотисто.
Будто медом палилось
Видны семечки насквозь...
- О каком фрукте идет речь и из какой он сказки?
(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”)
10. Что кричал петушок сидя на спице?
(Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку.)
11. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?
(Не гонялся ты бы поп за дешевизной)
12. Вдруг шатер распахнулся и девица,
Вся сияя, как заря
Тихо встретила царя.
- Что за девица?
(Шамаханская царица из “Сказки о золотом петушке”)
13. Какими словами заканчиваются сказки:
“Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.
(Я там был мед, пиво пил
И усы лишь обмочил)
14.Инсценирование отрывка из “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”.
- Из какой сказки отрывок?
- Узнайте, к каким сказкам А.С. Пушкина эти иллюстрации?
- Молодцы ребята! Хорошо знаете содержание сказок.
4. Итак, пришло время перевернуть следующую страничку, которая посвящена детству поэта. Александр Сергеевич Пушкина родился в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать, Надежда Осиповна, внучка “арапа Петра Великого”, Абрама Ганнибала. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него была старшая сестра и младший брат. Отец Пушкина любил читать, сам немного сочинял стихи. Писатели, поэты любили бывать в доме Пушкиных. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал сочинять стихи когда ему было 3 года, между прочим, на французском языке. Знание этого языка считалось в те годы обязательным, и в доме Пушкиных даже дети говорили друг с другом по-французски. Так, что к 9 годам он к нему привык. И мог бы стать гениальным Французским поэтом, если бы не сказки няни, да не деревня Захарово, где к счастью знали только русский. И если бы не бабушка Мария Алексеевна Ганнибал. Она говорила и писала прекрасным русским языком и первой стала учить этому внука.
Знаменитая няня, вырастившая великого поэта, сама оказалась талантливым человеком. Она хорошо пела и у себя в деревне славилась особым даром сказывать сказки, которых знала множество.
Арина Родионовна и говорила то по-особому: с поговорками и прибаутками. И наверняка при этом рифмовала. В последствии, когда Пушкин вырастет, в его стихах появятся деревенские словечки, которыми не могли его научить ни домашние гувернеры, пи лицейские профессора. И настанет время, когда он запишет со слов няни те сказки, что слышал в детстве - “Сказку о царе Салтане”, “Сказку о рыбаке и рыбке” и другие.
Настал черед другой странички, которая посвящена вашим любимым стихотворениям.
Я знаю, что некоторые ребята остановили свой выбор на тех стихотворениях, в которых Пушкин рисует чудесные картины русской зимы.
1-й ученик. Я хочу напомнить всем стихотворение, которое мы узнали в первом классе. В нем Пушкин говорит о том, как зима пришла и преобразила всю природу. Читая Пушкинские строчки. Я как будто, вижу перед собой картины замечательной зимней природы.
“Вот север тучи нагоняя...”
2-й ученик. Мне очень нравится стихотворение “Зимнее утро”. Это стихотворение веселит, бодрит и создает праздничное настроение. Мы его учили не полностью, а я решил выучить его до конца и прочесть вам.
Ребята прочли 2 стихотворения Пушкина. Я думаю, что их объединяет одно настроение именно то, о котором говорила Алена - радостное и приподнятое. Это состояние поэта, высокий душевный настрой, прекрасно передает портрет А.С. Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым. На портрете Пушкин сидит у небольшого стола. Положил руку на край стола и задумчиво смотрит куда-то в сторону. В его светлых голубых глазах какое-то особенное выражение. Взгляд остановился. Лоб напряжен. Губы словно шепчут что-то. Не в таком ли состоянии он написал такие строки?
И пробуждается поэзия во мне...
... и пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута - и стихи свободно потекут. Вот, что на портрете. Поэзия пробуждается в Пушкине, стихи живут в нем, он их слышит.
“...минула и стихи свободно потекут...”
Но жизнь поэта не была легкой и безоблачной он, конечно, имел право и на другое настроение: печальное, грустное, которое тоже нашло отражение в его стихах. Помните ли вы такие стихи? (“Зимний вечер”, “Зимняя дорога”)
3-й ученик. Я прочитаю стихотворение “Зимняя дорога”. Пушкину приходилось много путешествовать, ездили в то время па лошадях, дорога, особенно зимой, когда рано темнеет, порой была скучной и однообразной. И я думаю, что во время одного из таких путешествий Александр Сергеевич сочинил эти строчки.
После стихотворения, которое прочитала Катя, я хочу показать вам портрет Пушкина кисти другого художника Ореста Адамовича Кипренского. Вглядитесь внимательно в этот портрет, в выражение лица поэта и попытайтесь объяснить, почему я решила показать вам его после прочтения такого довольно грустного стихотворения, (на этом портрете поэт выглядит печальным, задумчивым, серьезным.)
Кипренский сумел понять Пушкина, он угадал его печаль, его мысли о свободе, его мечты. Об этом портрете сам Пушкин в одном из своих стихотворений сказал: “Себя, как в зеркале я вижу...”.
Итак, сравнивая, эти два портрета мы видим, как Тропинии и Кипренский сумели отразить в них, каждый по-своему, сложный духовный мир поэта.
А сейчас я хочу обратить ваше внимание на то, что на полях своих рукописей Пушкин сам постоянно рисовал своих персонажей. Рисовал он и самого себя. Когда Пушкин чувствовал себя одиноким, автопортрет получался грустным. А если ему было весело, он рисовал себя в каком -нибудь смешном виде - в огромном картузе. Однажды, Пушкин нарисовал себя счастливым - это прекрасный автопортрет. (По ходу рассказа учитель демонстрирует автопортреты Пушкина)
А сейчас Артем покажет нам свою страничку.
4-й ученик. Мое любимое стихотворение посвящено городу на Неве Петербургу. Может быть потому, что я сам бывал в этом городе, бродил по его улицам, паркам, набережным. Стихи Пушкина как бы вновь возвращают меня в памятные места чудесного города, помогают представить себе его величие, красоту, строгость. (Чтение отрывка из поэмы “Медный всадник”)
Спасибо, ты помог нам увидеть прекрасный город па Неве, увидеть безлунные белые ночи.
5-й ученик. Настал черед другой странички. Мое стихотворение посвящено няне великого поэта Арине Родионовне. Долгими зимними вечерами она рассказывала маленькому Саше сказки, пела русские народные песни. Она стала другом Пушкина на всю жизнь. И , когда поэт" жил в Москве, Петербурге, он часто вспоминал Арину Родионовну, скучал по ней и посвящал ей свои стихи. Одно из таких стихотворений я и прочитаю. Оно так и называется “Няне”.
5. А сейчас я попрошу каждого из вас сделать рисунки к вашим любимым сказкам Пушкина.
Перевернув последнюю страницу нашего журнала, мы говорим Пушкину - “До скорого свидания”.
Вас ждет еще много прекрасных встреч с великим поэтом. Вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к родной отчизне, его романы, повести, поэмы.
Я вас благодарю за участие в нашем разговоре о поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Мне с вами было легко и радостно.
6. Итог.